Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса

Цель - ознакомить студентов с многошаговыми методами Адамса решения задачи Коши для обыкновенных дифференциальных уравнений.

Будем строить численные мето­ды решения начальной задачи

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (1)

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (2)

Будем считать, что уже найдено несколько приближенных значений Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (j = 0,1,..., i) решения у=у(х) зада­чи (1)-(2) на равномерной сетке xj=x0+jh, и нужно по­лучить правило для вычисления очередного значения Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru Для вывода таких правил используем интегро-интерполяционный подход. А именно, проинтегрировав левую и правую части уравнения (1) по промежутку[xi , xi+1], в полу­ченном равенстве

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (3)
под интеграл вместо функции f(x,у(х))подставим интерполирующий ее многочлен Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru Хотя выражение функции f(x,y(x))как функции одной переменной х, вообще говоря, неизвестно, ее дискретные приближенные значения Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru обозначаемые в дальнейшем для краткости fj, при j=1, 2, ..., j можно считать известными. В таком случае, дополняя эти известные значения пока что неизвестным значением Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru можно построить таблицу конечных разностей (табл. 1), служащую основой для образования
интерполяционных многочленов к-йстепени для интерполирования назад из точек Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru

Таблица 1

Таблица конечных разностей для построения конечноразностных формул Адамса

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru

При интерполировании назад из узла хi, по второй интерпо­ляционной формуле Ньютона имеем

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (4)

(см.конечные разности, подчеркнутые в табл. 1 сплошной ли­нией), а из узла xi+1 по той же формуле получаем многочлен

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (5)

(использующий разности, подчеркнутые пунктиром).

Подстановка многочленов Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru в равенство (3) приводит к формулам для вычисления очередного значения Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru вида

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (6)

и

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (7)

В результате применения к интегралам в (6) и (7) фор­мулы Ньютона-Лейбница получается два семейства методов (с параметром k∈N0), называемых многошаговыми методами Адамса. Рассмотрим по отдельности каждое из этих семейств.

Экстраполяционные методы Адамса-Башфорта.Чтобы подставить в (6) многочлен (4), зависящий от переменной Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru сделаем в интеграле Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru замену переменной Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru всоответствии с которой

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru

Тогда формула (6) может быть переписана в виде

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (8)

где

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (9)

Таким образом, на основе (8) получается следующая конечно-разностная формула, определяющая экстраполяционный метод Адамса-Башфорта:

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (10)

Посмотрим, что представляют собой наиболее простые частные случаи метода Адамса-Башфорта,соответствующие нескольким первым значениям параметра к в формуле (8). Сразу заметим, что при фиксировании к = 0,1, 2,... в (8) тем самым задается степень интерполяционного многочлена (нуле­вая, первая, вторая и т.д.) и, соответственно, число слагаемых, равное 1, 2, 3, в правой части (9) (или, что то же, в скобках формулы (10)). Конечные разности в получающихся при этом конкретных формулах будем раскрывать через значения функ­ции, приводя формулы к виду, называемому иногда ординатным. Имеем:

при к =0 Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (11)

при к = 1

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (12)

при к =2

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (13)

при k= 3

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (14)

Формулы (11), (12), (13) и (14) определяют ме­тоды Адамса-Башфорта соответственно первого, второго, третьего и четвертого порядков. Относительно порядка метода (11) сомнений нет: мы узнаём метод Эйлера (8).

Интерполяционные методы Адамса-Моултона.В интеграле, фигурирующем в формуле (7), делаем замену
x=xi+1+qh и подставляем в него выражение определяемое формулой (5). Приходим к аналогичному (8) равенству

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru

где

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (15)

Отсюда следует конечноразностная формула интерполяционно­го метода Адамса-Моултона

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (16)

Аналогично тому, как это делалось для методов Адамса-Башфорта, при к= 0,1, 2,3, т.е. фиксированием одного, двух, трех, четырех членов в представлении (15) интеграла Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru получаем следующие частные формулы:

при к=0 Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (17)

при к= 1 Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (18)

при к=2 Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (19)

при к=3 Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru

Занятие № 20. Многошаговые методы Адамса - student2.ru (20)

Формулы (17) и (18) определяют уже известные нам методы, а именно, неявный метод Эйлера (14) и метод тра­пеций (15), имеющие первый и второй порядки точности со­ответственно. Заметим, что оба эти метода являются одношаговыми, а следующие за ними методы Адамса-Моултона (19) и (20) третьего и четвертого порядков относятся, как легко ви­деть, соответственно к двухшаговым и трехшаговым методам. Та­ким образом, для интерполяционных методов Адамса-Моултона порядок шаговости на единицу ниже порядка точности метода (за тривиальным исключением, отвечающим случаю к = 0).

Важное различие в экстраполяционных и интерполяцион­ных методах Адамса заключается в том, что первые из них явля­ются явными, а вторые — неявными. Эти термины однозначно определяют, о каком из двух семейств методов Адамса идет речь, а их сущность диктует особенности использования методов Адамса при практических расчетах, что найдет отражение в сле­дующем параграфе.

Наши рекомендации