Примеры программной реализации

РЕГУЛЯТОРА СКОРОСТИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ

КОНТУРА СКОРОСТИ

Пример 3.1.Провести дискретную аппроксимацию регулятора скорости, синтезированного в примере 2.1 с применением формулы трапеций и метода непосредственного программирования. Для расчетов принять период квантования Т0 = 0,001 с.

Решение.Преобразуем передаточную функцию регулятора скорости

примеры программной реализации - student2.ru ,

к виду

примеры программной реализации - student2.ru .

Параметр примеры программной реализации - student2.ru .

1. С помощью формулы трапеций определим

примеры программной реализации - student2.ru

примеры программной реализации - student2.ru

Тогда

примеры программной реализации - student2.ru . (3.19)

Заметим, что переход к z-преобразованию с применением MatLab предусматривает деление на коэффициент при старшей степени z
в знаменателе. В нашем случае коэффициент при z2

примеры программной реализации - student2.ru .

Тогда в выражении (3.19)

примеры программной реализации - student2.ru ; примеры программной реализации - student2.ru ; примеры программной реализации - student2.ru ;

примеры программной реализации - student2.ru ;

примеры программной реализации - student2.ru ;

примеры программной реализации - student2.ru .

Здесь примеры программной реализации - student2.ru = 0,06975 с; Трс1 = 0,0316 с; Трс2 = 0,04 с; Трс3 = 0,002 с.

2. Составляем структурную схему программирования (см. рис. 3.2), которой соответствуют уравнения (3.8) – (3.12).

По уравнениям состояния и выхода определяем коэффициенты матриц А,B,C,D, соответственно:

примеры программной реализации - student2.ru ; примеры программной реализации - student2.ru ; примеры программной реализации - student2.ru ; примеры программной реализации - student2.ru .

Пример 3.2.Составить ССДМ КС с цифровым регулятором скорости и получить переходные характеристики по управляющему и возмущающему воздействиям. Провести анализ результатов моделирования.

Параметры двигателя, БП, ТГ и цифрового регулятора принять
из примеров 1.1, 2.1, 3.1. Коэффициент передачи АЦП КVZ2 = 1.

Решение.1. Для моделирования построим ССДМ КС с цифровым регулятором скорости в системе Simulink (рис. 3.6).

примеры программной реализации - student2.ru

Рис. 3.6. Структурная схема динамической модели контура скорости

с цифровым регулятором скорости

Цифровой регулятор скорости реализован блоком Discrete State-Space, расположенным в библиотеке блоков Discrete. Диалоговое окно блока представлено на рис. 3.7.

примеры программной реализации - student2.ru

Рис. 3.7. Диалоговое окно блока Discrete State-Space

Блок Zero-Order Hold представляет собой экстраполятор нулевого порядка, восстанавливающий непрерывный сигнал uрс с выхода цифрового регулятора скорости. Блок Switch реализует модель квантователя, преобразующего непрерывный сигнал рассогласования∆uW в дискретный. Блок Pulse Generator формирует последовательность единичных импульсов с периодом следования Т0.

Для задания параметров блока Zero-Order Hold необходимо –
в строке Sample time установить период квантования Т0 (рис. 3.8).

примеры программной реализации - student2.ru

Рис. 3.8. Диалоговое окно блока Zero-Order Hold

Для задания параметров блока Pulse Generator необходимо – в строке Period установить период квантования Т0 (рис. 3.9).

примеры программной реализации - student2.ru

Рис. 3.9. Диалоговое окно блока Pulse Generator

2. Для получения графика в блоке Step задаем входное воздействие примеры программной реализации - student2.ru В, а в блоке Step1 значение момента сопротивления примеры программной реализации - student2.ru .

На рис. 3.10 изображена переходная характеристика контура скорости по управляющему воздействию. Время моделирования составляет 0,2 с.

Для построения переходной характеристики по моменту сопротивления нагрузки примеры программной реализации - student2.ru устанавливаем в блоке Step входное воздействие примеры программной реализации - student2.ru , а в блоке Step 1 момент сопротивления примеры программной реализации - student2.ru . Результаты моделирования представлены на рис. 3.11.

W(t), рад/с

примеры программной реализации - student2.ru t, c

Рис. 3.10. Переходная характеристика контура скорости по управляющему воздействию

W(t), рад/с

примеры программной реализации - student2.ru t, c

Рис. 3.11. Переходная характеристика контура скорости по моменту

сопротивления

3. Переходим к анализу полученных графиков. По характеристике
на рис. 3.10 определяем максимальное значение угловой скорости вращения ЭД Wmax = 336 рад/с и установившееся значение Wуст = 314 рад/с. По этим данным рассчитываем перерегулирование:

примеры программной реализации - student2.ru .

Время нарастания примеры программной реализации - student2.ru составляет: примеры программной реализации - student2.ru 0,0245 с.

Проверяем соответствия требованиям настройки на ОМ:

примеры программной реализации - student2.ru с.

Анализ полученных результатов показывает, что дискретная аппроксимация регулятора скорости привела к уменьшению запасов устойчивости, поэтому перерегулирование s увеличилось, а время нарастания примеры программной реализации - student2.ru уменьшилось по сравнению с аналоговой моделью регулятора скорости.

Пример 3.3.Построить график ЛЧХ разомкнутого КС. Провести анализ результатов моделирования. Для расчетов принять период квантования Т0 = 0,02 с.

Решение. Для построения частотных характеристик к выражению (2.25) применим z-преобразование в соответствии с формулой трапеций. Числовые значения коэффициентов разомкнутого контура скорости получены в примере 2.1 (программа построения ЛЧХ).

Программа для перехода переменной z записывается в Command Window следующим образом:

num=[0.006483 0.1621 5.129];

den=[9.522e-013 1.347e-009 6.336e-007 0.0001043 0.00268 0.0698 0];

fs=500;

[numd, dend]=bilinear(num, den, fs)

numd =

0.0022 0.0045 -0.0018 -0.0085 -0.0024 0.0041 0.0021

dend =

1.0000 -4.0669 6.6020 -5.4346 2.3765 -0.5222 0.0451

В приведенной программе частота дискретизации:

примеры программной реализации - student2.ru Гц.

Полученные численные значения позволяют записать передаточную функцию разомкнутого контура скорости относительно переменной z:

примеры программной реализации - student2.ru ,

где b6= 0,0022; b5= 0,0045; b4= – 0,0018; b3= – 0,0085; b2= – 0,0024;

b1= 0,0041; b0= 0,0021;

d6= 1,0; d5= – 4,0669; d4= 6,6020; d3= – 5,4346; d2= 2,3765; d1= – 0,5222; d0= 0,0451.

К полученному выражению применим примеры программной реализации - student2.ru -преобразование (3.15):

примеры программной реализации - student2.ru .

примеры программной реализации - student2.ru

После вычисления коэффициентов при переменной u и приведения
к стандартному виду, получим:

примеры программной реализации - student2.ru .

Далее переходим к построению логарифмических псевдочастотных характеристик (ЛПЧХ) в соответствии с программой:

w = logspace(–3, 3);

num = [0 2 2 -2 1372 34 2];

den = [200473 283592 133397 21960 563 16 -1];

bode(num, den, w)

Результаты моделирования представлены на рис. 3.12.

примеры программной реализации - student2.ru примеры программной реализации - student2.ru

Рис. 3.12. Логарифмические псевдочастотные характеристики

контура скорости

Как и следовало ожидать, при увеличении перерегулирования
(см. пример 3.2) запасы устойчивости по фазе и амплитуде уменьшились по сравнению с аналоговым контуром скорости. Так, запас устойчивости по фазе на псевдочастоте среза примеры программной реализации - student2.ru равен:

примеры программной реализации - student2.ru ,

а запас устойчивости по амплитуде на псевдочастоте примеры программной реализации - student2.ru равен:

примеры программной реализации - student2.ru дБ.

При переходе к абсолютной псевдочастоте среза

примеры программной реализации - student2.ru с– 1,

а частота

примеры программной реализации - student2.ru с– 1.

Графики ЛПЧХ сдвигаются вправо относительно оси частот
на величину примеры программной реализации - student2.ru , при этом запасы устойчивости по фазе и амплитуде останутся прежними.

Отчетные материалы

1. Структурная схема программирования цифрового регулятора скорости.

2. Векторно-матричные уравнения цифрового регулятора скорости.

3. Структурная схема динамической модели контура скорости с цифровым регулятором скорости.

4. Графики переходных характеристик по управляющему и возмущающему воздействиям и их анализ.

5. Z-преобразование и υ-преобразование передаточной функции разомкнутого контура скорости.

6. Логарифмические псевдочастотные характеристики и их анализ.

Контрольные вопросы

1. Уравнения состояния непрерывных и цифровых систем управления.

2. Векторные структурные схемы динамической моделей систем
в переменных состояния.

3. Методы преобразования и программирования цифровых регуляторов.

4. Методики составления векторно-матричных уравнений состояния цифровых регуляторов.

5. Частотные методы анализа и синтеза применительно к цифровым системам управления.

6. Порядок исследования цифровых систем управления в системе Simulink.

7. Анализ результатов моделирования цифровых систем управления во временной и частотной областях в системе MatLab.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Наши рекомендации