Составление продольного и поперечного профилей
Продольный профиль дорогисоставляют на миллиметровой бумаге в горизонтальном масштабе 1:2000-1:10 000, вертикальный масштаб обычно в 10 раз крупнее горизонтального.
Графическое построение профиля дополняют различными данными, которые размещают в отдельных графах, в совокупности называемых сеткой профиля.
Построение продольного профиля автодороги (см. приложение №1) начинают с граф 6 и 7: в графе 7 по пикетажному журналу согласно принятому горизонтальному масштабу фиксируют все пикетные и плюсовые точки; в графе6 — их отметки из нивелирного журнала (отметки земли), округленные до 0,01 м. В графе 3 повторяют графу 7, в графе 2 составляют план трассы, составленный в принятом горизонтальном масштабе по результатам съемки, закрепленным в пикетажном журнале. В середине этой графы прямой линией показывают ось дороги, стрелками в соответствующих местах отмечают повороты трассы. Результаты геологических исследований грунтов отмечают в графе 1. Верхняя линия этой графы является условным горизонтом, от этой линии по восстановленным к ней перпендикулярам, называемым ординатами, откладывают в вертикальном масштабе разности черная отметка минус условный горизонт. Ординаты точек профиля не должны быть более 10-15 см. Полученные на ординатах точки соединяют ломаной линией, являющейся профилем трассы.
В графе 8 изображают прямые участки дороги и дугами — закругления, выпуклость дуги вверх означает поворот дороги вправо, а вниз — влево. Из конечных точек дуг опускают перпендикуляры на линии пикетажа, их положения должны соответствовать пикетажным наименованиям начала и конца кривой. У перпендикуляров подписывают расстояния до ближайших пикетом. Внутри каждой кривой выписывают ее элементы. На прямых участках трассы подписывают их длины и румбы.
В графах 4и 5 отмечают проектные уклоны и отметки. Профиль вычерчивают тушью: ось дороги в графе 2, графы 4, 5, 8, 9 и все надписи в них — красным цветом, остальные графы и надписи — черным цветом.
Профили поперечников вычерчивают в одном масштабе, равном вертикальному масштабу продольного профиля.
На продольный профиль наносят проектную (красную) линию. Проектную (красную) отметку определяют по формуле
где Нi-1 — отметка точки (i - 1),
i - уклон,
S — горизонтальное проложение отрезка.
Уклон i не должен превышать предельного значения.
Красные отметки, округленные до 0,01 м, пишут в графе 4 сетки профиля на продолжениях соответствующих ординат. На горизонтальных участках, i = 0, красные отметки подписывают только в начале и конце участка.
В графе 5 проводят диагонали, показывающие направление уклона.
Разность между красной и черной отметками точек на одной ординате называют рабочей отметкой, которая показывает высоту насыпи или глубину выемки. И их подписывают на соответствующих ординатах выше проектной линии при насыпи и ниже — при выемке.
Пересечение линии профиля и проектной линии происходит в точке нулевых работ. Для выноса этой точки в натуру вычисляют расстояние х до нее от ближайшего пикета. На рисунке 2.2.из подобия треугольников имеем
откуда
Расстояния от точки нулевых работ в целых метрах подписывают по обе стороны от ординаты этой точки, прочерченной пунктиром синим цветом (см.рис.2.2.).
Рис.2.2.Определение точек нулевых работ.
Справа от продольного профиля трассы автодороги строят поперечный профиль, при этом горизонтальный и вертикальный масштабы принимают одинаковыми (1:200 или 1:500). Поперечный профиль строят также как и продольный , но в профильной сетке оставить только две графы – «расстояния» и « фактические отметки».
Образец оформления продольного профиля трассы. Приложение № 1
ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Г. Г. Поклад, С. П. Гриднев. Геодезия. М. Академический проект, 2007.
2. Г. А. Федотов. Инженерная геодезия. М. Высшая школа, 2002.
Дополнительная:
1. Ю. К. Неумывакин, А. С. Смирнов. Практикум по геодезии: Учебное пособие. М. Картгеоцентр – Геодезиздат, 1995.
2. Условные знаки для топографических планов масштабов 1:5000, 1:2000, 1:1000, 1:500. М. Недра, 1989.
3. Инструкция по топографической съёмке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500. М. Недра. 1985.