Московский авиационный институт

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

Артамонова Л.Г., Кузнецов А.В., Песецкая Н.Н.

Поверочный расчет аэродинамических характеристик самолета.

Учебное пособие

Москва 2010.
Введение

Учебное пособие «Поверочный расчет аэродинамических характеристик самолета» предназначено для определения аэродинамических характеристик самолета (аэродинамических коэффициентов, их зависимостей от числа Маха, углов атаки и скольжения) при выполнении курсовой работы, а также при дипломном проектировании.

Курсовая работа (КР) по дисциплинам: «Аэродинамика летательного аппарата (ЛА)»; «Аэродинамика», «Гидроаэродинамика ЛА» ; «Аэрогидромеханика» выполняется студентами, обучающимися на кафедрах 101,103, 104, 105, 106, 107 факультетов №1 и №11 МАИ в соответствии с учебными планами.

Цель этого вида учебной работы – закрепление и расширение знаний, полученных студентами в курсах лекций, а также знакомство с конкретными аэродинамическими характеристиками ЛА (самолета), порядком величин аэродинамических коэффициентов.

Расчеты, проведенные по предлагаемой инженерной методике, являются поверочными, так как аэродинамическая компоновка самолета предполагается известной, а не выбирается в результате проведенных расчетов.

Курсовая работа выполняется под руководством преподавателя–консультанта. В соответствии с учебным графиком выдается задание либо одному студенту, либо группе из трех человек.

Каждый студент получает задание в виде конкретной аэродинамической компоновки самолета и проводит расчет аэродинамических коэффициентов для различных чисел Маха (дозвуковых, критических, звуковых и сверхзвуковых). Студенты в группе из трех человек получают одну компоновку, но рассчитывают ее для различных дозвуковых и сверхзвуковых чисел Маха невозмущенного потока. По результатам расчета, для заданных чисел Маха, строятся поляры первого рода и зависимости аэродинамических коэффициентов по числу М.

Расчетная и графическая части работы, оформленные в виде сброшюрованной записки на листах формата А4, подписываются студентом и преподавателем–консультантом. В пояснительной записке должны быть приведены:

- чертеж заданной аэродинамической компоновки самолета (выполненный в соответствующем ГОСТу масштабе),

- его расчетная схема,

- расчетные формулы, результаты расчетов (сведенные в таблицы),

- требуемые графические зависимости.

При групповом выполнении работы общими являются графики зависимостей аэродинамических коэффициентов по числам Маха. При этом указывается, кто из студентов, кроме автора записки, при каких числах Маха рассчитывал аэродинамические коэффициенты.

Основные обозначения.

Геометрические характеристики:

    1. Крыло.
S площадь крыла самолета с подфюзеляжной частью (характерная площадь для самолета) ,м2;
l размах крыла самолета в метрах;
b0, bк, bб центральная, концевая и бортовая хорды крыла самолета, соответственно, в метрах;
bА средняя аэродинамическая хорда крыла самолета с учетом подфюзеляжной части (САХ) в метрах;
Sккр. площадь консольной части крыла в м2;
lккр размах консольной части крыла самолета в метрах;
b А ккр. САХ консольной части крыла в метрах;
cпккр угол стреловидности по передней кромке крыла в градусах;
cзккр угол стреловидности по задней кромке крыла в градусах.
2. Оперения.
Sкго, Sкво площади консольной части (изолированного) горизонтального и вертикального оперений в м2;
lго размах горизонтального оперения в метрах;
lкго размах консольной части горизонтального оперения в метрах;
b0го,bбго, bкго центральная, бортовая и концевая хорды горизонтального оперения в метрах;
b0во ,bбво , bкво те же хорды вертикального оперения в метрах;
lво высота вертикального оперения в метрах (0.5 размаха консольной части ВО);
bАкго,bАкво САХ консольной части горизонтального и вертикального оперений;
cпкго,cпкво угол стреловидности по передней кромке горизонтального и вертикального оперений в град.;
cзкго,cзкво угол стреловидности по задней кромке горизон–тального и вертикального оперений в градусах..
3. Профиль крыла, горизонтального и вертикаль–ного оперений
b хорда профиля в метрах;
с толщина профиля в метрах;
московский авиационный институт - student2.ru относительная толщина профиля.
rпк радиус носка профиля в метрах;
московский авиационный институт - student2.ru относительный радиус носка профиля;
    4. Фюзеляж (мотогондола)
Lф длина фюзеляжа самолета в метрах;
Lнос , Lцил, Lкорм длины носовой, цилиндрической и кормовой частей фюзеляжа в метрах;
dф , dмг , dвх , dдон диаметрмиделевого сечения фюзеляжа, мотогондолы круглой формы, входа воздухо–заборника, донного среза в метрах;
dзат диаметр плоского затупления носовой части в м.;
московский авиационный институт - student2.ru относительный диаметр затупления носовой части.;
Sф, Sвх, Sдон, площадимиделевого сечения фюзеляжа, входа воздухозаборника, донного среза в м2;
Sмг, Sгр площадь миделевого сечения (характерная) мотогондол и подвешиваемых грузов в м2;
Lмг, Lгр длина мотогондолы, подвешиваемого груза в метрах
hф ,dф высота и ширина фюзеляжа – максимальные внешние размеры миделевого сечения фюзеляжа некруглой формы (в сечении, перпендикулярном к продольной оси самолета) в метрах;
5. Относительные геометрические параметры
московский авиационный институт - student2.ru соответственно, отношения площади консольной части крыла, площадей консольных частей горизонтального и вертикального оперений, площади миделевого сечения фюзеляжа, к площади крыла с подфюзеляжной частью;
московский авиационный институт - student2.ru Соответственно, отношения характерных площадей мотогондолы, характерной площади подвешиваем–ого груза к площади крыла с подфюзеляжной частью;
московский авиационный институт - student2.ru удлинение крыла самолета с подфюзеляжной частью, консольных частей крыла, горизонтального и вертикального оперений;
московский авиационный институт - student2.ru сужения крыла самолета, консольных частей крыла, горизонтального и вертикального оперений;
московский авиационный институт - student2.ru углы стреловидности по линии 0,5 хорды, 0,25 хорды, линиимаксимальных толщин;
московский авиационный институт - student2.ru относительные толщины профилей крыла, горизонтального и вертикального оперений;
московский авиационный институт - student2.ru московский авиационный институт - student2.ru удлинения всего фюзеляжа, его носовой, цилиндрической и кормовой частей;
московский авиационный институт - student2.ru сужение носовой и кормовой частей фюзеляжа.

Аэродинамические характеристики:

московский авиационный институт - student2.ru коэффициенты подъемной силы и лобовогосопротивления
московский авиационный институт - student2.ru коэффициенты нормальной и продольной сил;
московский авиационный институт - student2.ru коэффициенты момента тангажа;
московский авиационный институт - student2.ru коэффициент подсасывающей силы;
A коэффициент отвала поляры;
московский авиационный институт - student2.ru коэффициент сопротивления трения плоской пластины;
московский авиационный институт - student2.ru угол атаки самолета, крыла, горизонтального оперения при нулевой подъемной силе;
московский авиационный институт - student2.ru коэффициент лобового сопротивления самолета, фюзеляжа, крыла, оперения при нулевой подъемной силе;
московский авиационный институт - student2.ru коэффициент индуктивного сопротивления самолета, крыла, го, во;
K аэродинамическое качество самолета;
московский авиационный институт - student2.ru коэффициент волнового сопротивления;
московский авиационный институт - student2.ru московский авиационный институт - student2.ru коэффициенты сопротивления носовой, кормовой частей и донного сопротивления;
московский авиационный институт - student2.ru московский авиационный институт - student2.ru коэффициенты поперечной силы, боковой силы, моментов крена и рыскания;
московский авиационный институт - student2.ru московский авиационный институт - student2.ru московский авиационный институт - student2.ru соответственно, координаты фокуса по углу атаки самолета, консольной части крыла, фюзеляжа, консольных частей горизонтального и вертикального оперений;
московский авиационный институт - student2.ru координаты фокуса по углу скольжения самолета;
a угол атаки самолета – угол между проекцией вектора скорости на плоскость ХОY и продольной осью самолета в град.;
b угол скольжения – угол между вектором скорости самолета и плоскостью ХОY в град.;
e угол скоса потока ;
aкр, aнс, aно, aнр критический угол атаки самолета, углы атаки на–чала срыва, начала отрыва, начала разушения вихревой системы крыла малого удлинения;
j угол установки крыла относительно оси Х;
jго , jпго углы установки го, пго (для цельноповоротных оперений являются углами отклонения го, пго);
d в, d н углы отклонения руля высоты, руля направления;
m¥ угол полураствора конуса слабых возмущений sinm¥ = 1/ M¥;
Мкр критическое число Маха самолета.

московский авиационный институт - student2.ru ; московский авиационный институт - student2.ru ; московский авиационный институт - student2.ru ; московский авиационный институт - student2.ru ; московский авиационный институт - student2.ru ; московский авиационный институт - student2.ru ; московский авиационный институт - student2.ru – частные производные.

Индексы

нп несущая поверхность
кр крыло простой формы в плане
с кр крыло сложной формы в плане
го, пго, во горизонтальное оперение, переднее гори–зонтальное оперение, вертикальное оперение
ф фюзеляж
прф профиль НП (крыла, го, во, пго)
гр подвешиваемый груз
мг мотогондола
к консольная часть НП (изолированных консольных частей крыла, ГО, ПГО, ВО)
эф эффективный
max максимальный
э эквивалентный
вл волновое
i индуктивное
баз базовое
зат затупление
пр предкрылок
закр закрылок
в руль высоты
н руль направления
эл элерон
эв элевон
¥ невозмущенный поток

* обозначение может содержать несколько индексов, например cya к кр – коэффициент подъемной силы консольной части крыла

Наши рекомендации