Технология построения эпюры внутреннего крутящего момента
Что такое внутренний крутящий момент?
Это внутренний силовой фактор, возникающий в сечениях элемента конструкции, нагруженного внешними парами сил, воздействующими относительно продольной оси и производящими деформацию кручения.
Зачем нужно уметь строить эпюру внутреннего крутящего момента?
Это необходимо для определения положения опасного сечения элемента конструкции, т.е. для определения величины максимального напряжения и получения условия прочности, выполнение которого позволит обеспечить прочностную надежность конструкции при ее эксплуатации.
Чтобы научиться строить эпюру внутреннего крутящего момента надо знать!
1. Метод сечений и вытекающие из него закономерности для построения эпюры Мz:
· Внешняя сосредоточенная пара сил на эпюре Мz дает скачок на величину пары сил в сторону знака ее воздействия.
· Если участок ничем не загружен (отсутствует распределенный по длине момент), то на соответствующем участке эпюры Мz должна быть прямая параллельная базе.
· Если участок загружен равномерно распределенным моментом интенсивностью m, то на соответствующем участке эпюры должна быть наклонная прямая с угловым коэффициентом, равным m.
2. Правило знаков для внутреннего крутящего момента:
Что мы видим на графической иллюстрации правила знаков?
· Прежде, чем определять направление вращения внешнего момента, от которого назначается знак внутреннего, Вы должны мысленно сделать сечение в пределах участка, на котором хотите определить Мz, оставить любую из полученных частей вала и посмотреть в торец сделанному сечению.
· Поворачивая внешний момент, определите его направление и назначьте знак внутреннему моменту. Например, как это сделано на иллюстрации. Если внешний момент поворачивается против часовой стрелки, то внутренний момент принимается положительным. И наоборот.
Т.к. знак внутреннего момента не имеет физического значения, Вы имеете возможность правило знаков назначать произвольно. Т.е. не будет ошибки, если Вы назначите знак плюс внутреннему моменту, возникающему от внешнего момента, вращающегося по часовой стрелке. Важным в правиле знаков является лишь то, что при определении направления вращения внешнего момента, Вы обязательно должны смотреть со стороны сделанного сечения ! Знак внутри эпюры крутящего момента не ставится.
Алгоритм построения эпюры Мz
1. Для построения эпюры провести базу – линию, параллельную продольной оси стержня, равной длине вала.
2. Разделить базу на участки соответственно участкам вала.
3. Участок - часть длины вала между точками приложения сосредоточенных пар сил или между началом и концом действия распределенного момента.
4. Для консольного типа валов (один конец свободный, другой в жесткой заделке) выбрать направление построения эпюры от свободного конца к заделке, т.е. с участка со свободным концом.
5. Определить состояние в начале участка: если есть сосредоточенная пара сила, отложить ординату на эпюре, равную величине пары сил выше или ниже базы эпюры, согласно правилу знаков. При отсутствии пары сил построение эпюры начинаем с нуля.
6. Определить состояние внутри участка: если участок пустой, провести прямую, параллельную базе, высотой равной отложенной ординате в начале участка. Если участок загружен равномерно распределенным моментом интенсивностью m, проводим наклонную прямую с угловым коэффициентом = m. Для определения величины внутреннего крутящего момента в конце участка, увеличиваем ординату в начале участка с учетом ее знака на величину произведения m·ℓ в случае, если направление распределенного момента совпадает с направлением сосредоточенного. И наоборот, уменьшаем значение ординаты в начале участка на величину произведения m·ℓ в случае несовпадения направления распределенного момента с направлением сосредоточенного в начале участка.
7. И т.д. по каждому участку.