Особенности выполнения дифференциальной защиты шин

1. Для правильной работы защиты необходимо чтобы трансформаторы тока всех присоединений имели одинаковые коэффициенты трансформации.

2. Так как трансформаторы тока находятся в неодинаковых условиях, то имеет место большой ток небаланса.

Для уменьшения тока небаланса принимают следующие меры:

- применяют трансформаторы тока класса Д, имеющие не насыщающийся сердечник;

- уменьшают сопротивление соединительных проводов, завышая их сечение.

- дифференциальную схему собирают непосредственно на распределительном устройстве, а к реле протягивают лишь два провода;

- применяют реле с БНТ или торможением.

Ложное отключение шин дифференциальной защитой приводит к серьезной аварии. Под ложным имеется ввиду отключение, например, из-за обрыва соединительных проводов. В схеме защиты (рис.70) предусмотрена блокировка, осуществляющая вывод ее из действия в случае неисправности токовых цепей. Блокировка осуществляется с помощью токового реле нулевой последовательности КАо, включенного в нейтральный провод цепей защиты. В случае обрыва провода одной из фаз плеча любого присоединения несбалансированный ток фазы, пройдя через нулевой провод, вызовет срабатывание реле КАо, которое подаст «+» на обмотку реле времени КТ. Последнее, сработав, подаст «+» на обмотку промежуточного реле KL1. Это реле самоудерживается через свой нижний замыкающий контакт, а размыкающим (верхним) снимает «+» с контактов токовых реле, выводя защиту из действия. Возврат блокировки в исходное положение осуществляется с помощью кнопки SB1.

Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru

Рис.70

Кроме токового реле КАо, для контроля за исправностью токовых цепей предусмотрен миллиамперметр PA, установленный в нулевом проводе защиты. Нормально кнопка этого прибора зашунтирована кнопкой SB2, которая размыкается при производстве замеров. Эти замеры раз в смену производит оперативный персонал, проверяя не превышает ли ток небаланса допустимую норму.

Недостаток рассмотренной блокировки состоит в том, что она не работает при обрыве соединительных проводов всех трех фаз. Для исключения этого недостатка в качестве пускового реле используют реле типа РТ-40/Р, каждая обмотка которого включается последовательно с обмоткой реле защиты шин. Эта блокировка будет работать при любом нарушении одного из плеч токовых цепей.

При повреждении на шинах сработает КА1 – токовое реле типа РНТ. Через промежуточное реле KL2 оно действует на отключение выключателей Q1, Q2 и Q3. Использование реле с БНТ позволяет лучше отстроиться от токов небаланса и предотвратить ложное срабатывание защиты при внешних КЗ.

Ток срабатывания пусковых токовых реле в схеме полной дифференциальной защиты шин выбирается большим по двум условиям:

1) отстройки от максимального тока нагрузки наиболее нагруженного присоединения, что необходимо для предотвращения ложного сра­батывания дифференциальной защиты шин при обрыве токовых це­пей:

Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru ,

где Кн - коэффициент надежности, равный1,1-1,2 ;

2) отстройки от максимального тока небаланса в дифференциальной защите при внешнем КЗ на одном из присоединений:

Iс.з=Kн*Kапер*Iнб.расч.

где Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru - расчетный ток небаланса; Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru - коэффициент отстройки от апериодической сотавляющей тока КЗ в переходных режимах (при выполнении защиты на реле РНТ-560 Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru =1; Kн =1,5).

Чувствительность пусковых реле защиты должна проверяться при минимальном токе КЗ на шинах в реальном режиме работы. Коэффициент чувствительности должен быть не меньше 2. В режиме опробования шин коэффициент чувствительности может быть понижен до 1,5.

На электростанциях и подстанциях с реактированными линиями для защиты шин 6-10 кВ применяется неполная дифференциальная защита. Основное ее отличие от полной дифференциальной защита в то, что она, включается на сумму токов всех источников питания (рис. 71). Пусковые органы защиты - реле тока KA1 и KA2 - включены на токи генератора, трансформатора связи с системой и секционного выклю­чателя. Защита шин обычно выполняется в двухфазном исполнении, так как применяется для сетей 6 - 10 кВ, работающих с изолирован­ной нейтралью.

Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru

Рис. 71. Схема неполной дифференциальной защиты шин

Неполная дифференциальная защита шин с генераторами мощностью до 60 Мвт обычно выполняется двухступенчатой: первая ступень - токовая отсечка, предназначенная для действия при КЗ на шинах; вторая ступень - максимальная токовая защита, предназначенная резервирования защиты отходящих линий при КЗ за реакторами. При КЗ на сосед­ней секции, в генераторе или трансформаторе защита в действие не приходит, так как в реле при этом будет попадать только ток на­грузки, а ток КЗ в реле не попадет.

При КЗ за реактором линии в реле защиты проходит ток, равный сумме тока КЗ и тока нагрузки остальных неповрежденных линий данной секции. Для предотвращения срабатывания первой ступени защиты шин в этом случае ее ток срабатывания выбирается по сле­дующему условию:

Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru ,

где Kн - коэффициент надежности, равный1,2 ; Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru - коэффициент нагрузки, учитывающий увеличение тока нагрузки за счет торможения и самозапуска двигателей вследствие снижения напряжения при КЗ за реактором, принимается равным 1,2 ; Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru - максимальный первичный ток КЗ при повреждении за реактором защищаемой линии; Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru - суммарный ток нагрузки питаемых линий, присоединенных к защищаемой секции шин при работе всех секций; Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru - суммарный дополнительный ток нагрузки линий при отключении одной из секций.

Ток срабатывания вто­рой ступени - максимальной токовой защиты отстраивается от максимального тока нагрузки все питаемыхединенных к защищаемой секции. При этом рассматриваются режимы, когда ток нагрузки будет максимальным:

1) после отключения КЗ за реактором одной из питаемых линий, присоединенных к защищаемой секции шин в том случае, когда ее нагрузка была увеличенной в результате отключения другой секции шин :

Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru ,

где Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru - коэффициент возврата, принимаемый равным 0,8 ;

2) в момент переключения от устройств АВР приемных подстанций нагрузки отключенной секции на защищаемую

Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru ,

где Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru - коэффициент самозапуска.

Первая ступень защиты шин действует без выдержки времени на отключение всех источников питания, за исключением генерато­ров, отключение которых осуществляется их токовыми защитами. Вторая ступень защиты действует с выдержкой времени, отстроен­ной от максимальной выдержки времени защит отходящих линий, на отключение трансформаторов, секционных и шиносоединитель-ных выключателей. Обычно на второй ступени защиты предусматри­вается также и вторая выдержка времени, с которой она действует на отключение генераторов, подключенных к поврежденной секции шин, если после отключения трансформаторов, секционных и шино-соединительных выключателей КЗ не устранилось.

Чувствительность первой ступени защиты, подсчитанная при металлическом двухфазном КЗ на шинах подстанции, должна быть не меньше 1,5. Коэффициент чувствительности второй ступени за­щиты шин, определенный при металлическом двухфазном КЗ за реактором, должен быть не менее 1,2.

Для защиты шин с генераторами мощностью 63-100 Мвт применяется неполная дифференциальная защита с использованием комбинированной отсечки по току и напряжению.

Первичный ток срабатывания защиты выбирается по следующим условиям:

1) отстройки от максимального рабочего тока защищаемой секции шин:

Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru ;

2) отстройки реле от тока небаланса и подпитки от асинхронных и синхронных электродвигателей при внешнем КЗ:

Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru ,

где Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru - ток небаланса при переходном режиме внешнего КЗ в максимальном режиме работы станции; Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru - начальный суммарный ток подпитки от асинхронных электродвигателей, подключенных к данной секции при работе всех секций при внешнем КЗ; Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru - сверхпереходный ток подпитки от синхронных двигателей в тех же условиях; Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru - коэффициент надежности, учитывающий погрешности реле и необходимый запас; принимается равным1,5 ; Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru - коэффициент, учитывающий отстройку от тока подпитки асинхронных двигателей; принимается равным0,6; Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru - коэффициент надежности, учитывающий подпитку от быстрозатухающего тока подпитки синхронных электродвигателей; принимается равным1,2.

Расчетным является условие, по которому ток срабатывания защиты имеет наибольшее значение.

Напряжение срабатывания защиты определяется по условию отстройки от минимального напряжения на защите, появляющегося при КЗ за реактором на питаемых линиях, при токе в защите равном току срабатывания токовых реле:

Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru ,

где Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru - ток срабатывания реле тока комбинированной отсечки; Особенности выполнения дифференциальной защиты шин - student2.ru - сопротивление реактора расчетной питаемой линии, подключенной к защищаемой секции;

Kн =1,3.

Минимальный коэффициент чувствительности при замыкании замыкании между двумя фазами на шинах в минимальном режиме должен быть не менее 1,5.

5. Защита синхронных генераторов

Синхронные генераторы являются наиболее ответственным оборудованием в энергосистеме. Поэтому к релейной защите генераторов предъявляются повышенные требования. Генераторы, как и трансформаторы, снабжаются защитами от ненормальных режимов работы и от внутренних повреждений.

Наши рекомендации