Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям

Построить линии уровня функций, соответствующие значениям Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru .

а) Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru .

Полагая Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru , получим уравнения соответствующих линий уровня:

Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru , Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru , Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru , Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru и Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru .

Построив эти линии в декартовой системе координат хОу, получим прямые, параллельные биссектрисе второго и четвертого координатных углов (рис.1)

б) Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru .

Напишем уравнения линий уровня:

Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru , Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru , Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru , Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru и Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru .

Построив их в плоскости хОу, получим концентрические окружности с центром в начале координат (рис.2)

в) Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru .

Линии уровня этой функции Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru , Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru , Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru , Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru и Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru представляют собой параболы, симметричные относительно Оу с общей вершиной в начале координат (рис. 3).

2. Производная по направлению

Важной характеристикой скалярного поля является скорость изменения поля в данном направлении.

Для характеристики скорости изменения поля Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru в направлении вектора Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru вводят понятие производной поля по направлению.

Рассмотрим функцию Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru в точке Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru и точке Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru .

Проведем через точки Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru и Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru вектор Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru . Углы наклона этого вектора к направлению координатных осей х, у, z обозначим соответственно a, b, g. Косинусы этих углов называются направляющими косинусамивектора Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru .

Расстояние между точками Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru и Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru на векторе Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru обозначим Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru

Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru

Высказанные выше предположения, проиллюстрируем на рисунке:

Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru

Далее предположим, что функция Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru непрерывна и имеет непрерывные частные производные по переменным х, у и z. Тогда правомерно записать следующее выражение:

Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru ,

где величины e1, e2, e3 – бесконечно малые при Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru .

Из геометрических соображений очевидно:

Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru

Таким образом, приведенные выше равенства могут быть представлены следующим образом:

Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru ;

Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru

Из этого уравнения следует следующее определение:

1°. Пусть задана точка Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru и вектор Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru , выходящий из точки Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru (рис.). Производной функции Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru по направлению вектора Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru называют предел отношения разности Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru к величине направленного отрезка Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru , когда точка Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru стремится к точке Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru , оставаясь на прямой Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru :

Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru .

Производная от функции Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru по направлению Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru обозначается:

Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru или Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru .

Эта производная вычисляется по формуле (при условии, что функция дифференцируема в точке М):

Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru , (1)

где Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru - нормальный вектор к поверхности уровня функции Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru ,

Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru или Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru - единичный вектор (т.е. его длина равна единице), характеризующий направление вектора Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru .

Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru - направляющие косинусывектора Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru .

Заметим, что

1) величина Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru является скалярной. Она лишь определяет направление вектора Примеры. Построить линии уровня функций, соответствующие значениям - student2.ru .

2) В каждой точке, где функция дифференцируема, она имеет бесконечное множество производных по различным направлениям.

Наши рекомендации