Путевая статическая устойчивость самолета

Путевая статическая устойчивость самолета – это его способность без участия летчика противодействовать изменению угла скольжения.

Если в опорном движении скольжение отсутствовало и появилось (Db), например, в результате горизонтального порыва ветра (см. рис. 48), то возникнет приращение боковой силы DZa, которое складывается из приращения боковой силы вертикального оперения DZa во и приращения боковой силы фюзеляжа DZa ф:

Путевая статическая устойчивость самолета - student2.ru . (82)

Статически устойчивый в путевом отношении самолет под действием приращения момента DMy начнет вращение вокруг оси 0Y, пытаясь устранить возникшее скольжение Db. Но это произойдет только в том случае, если фокус самолета по углу скольжения, где будет приложено приращение боковой силы DZa, расположен позади центра масс. Необходимо отметить, что приращения боковой силы фюзеляжа DZa ф носит, как правило, дестабилизирующий характер, т.е. создает момент, пытающийся развернуть самолет на еще больший угол скольжения.

Путевая статическая устойчивость самолета - student2.ru

Рис. 48. Возникновение силовых факторов, обеспечивающих путевую

статическую устойчивость

Для количественной оценки путевой статической устойчивости используется показатель, называемый степенью путевой статической устойчивости:

Путевая статическая устойчивость самолета - student2.ru , (83)

где Путевая статическая устойчивость самолета - student2.ru – относительная координата центра масс самолета;

Путевая статическая устойчивость самолета - student2.ru – относительная координата фокуса самолета по углу скольжения.

Следует помнить, что чаще всего фокус по углу атаки не совпадает с фокусом по углу скольжения.

Наши рекомендации