Методы изучения физических явлений
ВВЕДЕНИЕ
Процессы теплообмена и связанного с ним массообмена играют исключительную роль в природе и технике. Действительно, от них зависит температурный режим окружающей среды. От них зависит протекание рабочего процесса в самых разных технологических установках. Неудивительно поэтому, что теория теплообмена интенсивно развивалась, особенно в последние десятилетия. Это связанно с потребностями теплоэнергетики, атомной энергетики, космонавтики. Интенсификация различных технологических процессов, а также создание оптимальных с точки зрения энергозатрат установок немыслимо без глубокого изучения теплофизических процессов, которые имеют место в этих установках.
Цель данной части курса – познакомить слушателей с основами теплопередачи. В курсе мы рассмотрим коротко основные методы решения задач теплопроводности, в том числе и численные методы с применением ЭВМ. Один из разделов будет посвящен конвективному и радиационному теплообмену. В конце курса рассмотрим решение задачи теплопроводности с помощью численного метода – метода конечных элементов.
Тепловые процессы в ЭТУ – это довольно сложные физические явления. При анализе физических процессов необходимо выяснить их движущие силы. При этом сложные процессы часто рассматривают как совокупность простых явлений. То есть, неизбежны некоторые упрощения. Так обстоит дело и при изучении теплопереноса. Обычно эти процессы теплопереноса связаны с процессами массообмена. В совокупности эти явления рассматриваются в процессах сушки, испарения, когда передача тепла обусловлена не только собственно теплопередачей, но и движением массы испаряемой влаги.
Во многих процессах теплообработки, массообмен не играет существенной роли. Например, при нагреве различных твердых объектов. В нашем курсе в большинстве случаев мы будем пренебрегать процессами массообмена.
В соответствии с поставленными задачами данный курс подразделяется (состоит) на две части:
- в первой части (основной) мы будем рассматривать различные виды теплообмена (теплопроводность, конвективный и радиационный теплообмен);
- во второй части – рассмотрим теоретические основы электронагрева в различных установках: в печах сопротивления, в установках индукционного, дугового, диэлектрического, плазменного нагрева, в электронно-лучевых нагревательных установках.
Теория теплопроводности
При анализе любого физического процесса исследователь пытается выяснить движущие силы процесса, и если это можно представить в виде простых процессов, то есть упрощение неизбежно.
Механизмы переноса тепла
Теплообмен – необратимые самопроизвольные процессы распространения теплоты в пространстве. Осуществляется тремя способами: теплопроводностью, конвекцией и тепловым излучением.
Теплопроводность – молекулярный перенос теплоты в телах (или между ними), обусловленный переменностью теплоты в пространстве. Наблюдается в твердых телах.
Конвекция – возможна только в текучей среде – это процесс переноса теплоты при перемещении объемов жидкости или газа в пространстве из области с одной температурой в область с другой температурой, то есть за счет переноса самой среды. Это перемещение нагретого воздуха вверх за счет того, что он имеет меньшую плотность.
Тепловое излучение – процесс распространения теплоты с помощью электромагнитных волн, обусловленный только температурой и оптическими свойствами излучающего тела; при этом энергия внутренняя переходит в энергию излучения.
Теплообмен излучением – процесс превращения внутренней энергии вещества в энергию излучения, переноса излучения и его поглощения веществом.
В природе и технике элементарные процессы распространения теплоты очень часто происходят совместно.
Теплопроводность в чистом виде большей частью имеет место лишь в твердых телах. Конвекция теплоты всегда сопровождается теплопроводностью. Совместный перенос теплоты конвекцией и теплопроводностью называется конвективным теплообменом.
Процессы теплопроводности и конвективного теплообмена могут сопровождаться теплообменом излучением. Теплообмен, обусловленный совместным переносом теплоты излучением и теплопроводностью, называют радиационно-конвективным теплообменом. Если перенос теплоты осуществляется дополнительно и конвекцией, то такой процесс называют радиационно-конвективным теплообменом. Иногда такие виды теплообмена называют сложным теплообменом.
Методы изучения физических явлений
На основе представлений современной физики явления природы вообще и теплопроводности в частности, возможно, описать и исследовать на основе феноменологического статистического методов.
Феноменологический метод – игнорирует микроскопическую структуру вещества, рассматривает его как сплошную среду. Этот метод исследования дает возможность установить некоторые общие соотношения между параметрами, которые характеризуют рассматриваемое явление в целом. Феноменологические законы носят весьма общий характер. Роль конкретной физической среды учитывается коэффициентами, которые определяются из опыта.
Другой путь – статический метод изучения физических явлений основан на изучении внутренней структуры вещества. Среда рассматривается как некоторая физическая система, состоящая из большого числа молекул, ионов или электронов с заданными свойствами и законами взаимодействия. Основная задача этого метода – получение макроскопических характеристик по заданным микроскопическим свойствам среды.
В основу исследования процессов теплопроводности положен феноменологический метод. Его достоинством является то, что он позволяет сразу установить общие связи между параметрами, характеризующими процесс. А недостатком является то, что точность метода зависит от точности экспериментального определения коэффициентов теплопроводности, теплоемкости и т.д.
Температурное поле
Явление теплопроводности – процесс распространения энергии при непосредственном соприкосновении отдельных частиц тела, имеющих различные температуры. Теплопроводность обусловлена движением микрочастиц вещества.
В газах перенос энергии осуществляется за счет диффузии молекул и атомов, а в жидких и твердых телах - диэлектриках – за счет диффузии свободных элементов. Хорошие электрические проводники хорошо проводят тепло – медный таз.
Процесс теплопроводности, как и другие виды теплообмена, имеет место при условии разности температуры в различных точках тела.
Поэтому аналитическое исследование теплопроводности сводится к изучению пространственно-временного изменения температуры. Пример: охлаждение заготовки.
T = f(x,y,z,t) – температурное поле
Температурное поле – это совокупность значений температуры во всех точках пространства для каждого момента времени.
T = f1(x,y,z,t); ¶T/¶t = 0 стационарное
Температурный градиент
|
- градиент температуры – вектор направленный по нормали к изотермической поверхности в сторону возрастания.
Рис.1 Изотермы