История развития перспективы.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПЕРСПЕКТИВЫ.
Термин «перспектива» происходит от латинскогоPerspicereпроисходит – «смотреть сквозь». Перспектива занимается наукой об изображении предметов в пространстве на плоскости или какой-то поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, которые наблюдаются в натуре.
По мере своего развития изобразительное искусство всё более стремилось к максимально точному изображению пространства и объектов в пространстве, что вначале привело к открытиям, полученным эмпирическим путём, а затем к развитию теоретических знаний о перспективе.
Не обладая знаниями законов и правил перспективы невозможно начертить или реалистически нарисовать даже самый простой предмет. А перед художниками стояли задачи точного изображения сложных натюрмортов, пейзажей, многофигурных композиций. Бурное развитие инженерного искусства (архитектуры) привело к усложнению задач росписи внутренних поверхностей зданий, плафонов и купольных пространств. Невозможно представить себе выполнение этих задач без знаний перспективных построений. Несоблюдение законов перспективы ведёт к искажению формы предметов, нарушению масштабности изобразительного ряда и искажению глубины пространства
История развития перспективы.
В данном разделе прослеживается исторический процесс появления и развития учения о перспективе.
Так, первые упоминания о перспективных построениях мы находим в трудах древнегреческих и римских учёных. Таких как:
Эсхил (524-456 гг. до н.э) Наблюдательная перспектива.
Демокрит (около 460 – 370 гг.) трактат «О геометрии»
Эвклид (около 300 гг. до нашей эры) Правила наблюдательной перспективы. Законы отражения лучей от плоских, вогнутых, и выпуклых зеркал.
Витрувий (конец 1 в. до н.э ) « Десять книг об архитектуре». В этой книге он изложил способы построения перспективных изображений и развил учение о наблюдательной перспективе.
Птолемей (II в. н. э.) В своих сочинениях занимался вопросами наблюдательной перспективы.
Стоит отметить, что в этот период эмпирические наработки не привели к созданию целостной теории положений и правил построения перспективных изображений. Основы пространственных построений линейной перспективы и её закономерности были разработаны в эпоху Возрождения. Именно в это время геометрия подчиняет себе изображение, и даже не геометрические фигуры изображаются в геометрических формах.
В это время над теорией перспективы работают:
Леонардо да Винчи (1475-1519 г.) Большое внимание уделял вопросам построения перспективы. Взгляды Леонарда да Винчи были близки взглядам Альберти. Перспектива для него представляла видение предмета сквозь стеклянную поверхность, на которой можно отметить всё видимое, а линии между стеклом и предметами приобретают форму пирамиды. В своих работах «Трактат о перспективе» и « О живописи» Леонардо выделяет три основных вида перспективы:
- Линейная перспектива изучает и излагает законы построения фигур по мере их удаления от наблюдателя.
- Воздушная и цветовая перспектива трактует об изменении цвета предметов в зависимости от расстояния от них до наблюдателя; о влиянии слоя воздуха на насыщенность и локальность цвета.
- Перспектива чёткости очертания формы предмета анализирует изменение степени отчётливости границ фигур и контраста света и тени по мере удаления их в глубину пространства, изображаемого на картине.
Основные положения по построению перспективы, разработанные Леонардо да Винчи, легли в основу большинства современных методик обучения и подготовки студентов художественных профессий.
Филиппо Брунеллески (1377—1446 г.) Выполнил несколько перспективных изображений «путём пересечения».
Леон Баттиста Альберти, архитектор, в середине XV в. делает попытку синтезировать методы построения перспективы в своём трактате «О живописи». Этот труд был опубликован только в начале XVI в. в Нюрнберге, с него началась классическая перспектива.
Микеланджело Буонароти (1475-1564). Работает над совершенствованием панорамной перспективы.
Рафаэль Санти (1483-1520.г). Занимается панорамной перспективой.
Альбрехт Дюрер (1471-1528 г.). Дюрер проявлял большой интерес к искусству итальянского Возрождения. Так, в юности он копировал гравюры Мантеньи, стремясь постигнуть структуру человеческого тела и овладеть изображением движения. Стремление овладеть общими принципами изображения пространства и человеческого тела подводит Дюрера к изучению математических основ искусства – теории линейной перспективы и пропорций человеческого тела. Как и большинство художников того времени, он был охвачен идеей более точного отображения окружающего его мира. Он разрабатывает приборы для рисования на стекле. В книге «Руководство для измерения циркулем и правилом» Дюрер излагает основы геометрии, перспективы, касается вопросов оптики, астрономии, рассматривает архитектурные формы, разрабатывает теорию орнамента. В ней он описал способ построения перспективы с помощью ортогональных проекций.
Рисуноки из «Руководства к измерению при помощи циркуля и линейки плоскостей и объемов от Альбрехта Дюрера».
Он расширил теоретические основы рисования и предложил простой приём построения перспективы предмета по двум проекциям. Этот метод лёг в основу широко используемого «метода архитектора».
Пьеро делла Франческа (около 1420-1492 г.). «О правильных телах» и «О живописной перспективе». Определил перспективу, как проекции предмета, полученную в результате пересечения конуса видимости с картинной плоскостью.
Художники Возрождения внесли ясность в понимание основ перспективы, но они работали лишь над геометрическими решениями отдельных задач. Математическую трактовку впервые провёл итальянский учёный Гвидо Убальди (1545-1607). Он в своей книге «Перспектива» подробно изложил 23 правила построения перспективных проекций.
Жерар Дезарк (1593-1662 г.) французский архитектор и математик. В своём сочинении «Общий метод изображения предметов в перспективе» он впервые применил для построения перспективы метод координат и тем самым положил начало аксонометрическому методу прекций
А. Поццо (1642-1709 г.). «Перспектива для живописцев и архитекторов». Разработал основу теории широкоугольной перспективы.
В XVII веке работа в этом направлении была продолжена. Гюстав Монж (1746-1818 г.) французский геометр и инженер. Впервые предложил рассматривать плоский чертёж в двух проекциях, как результат совмещения обеих проекций рассматриваемой фигуры в одной плоскости путём вращения вокруг прямой пересечения этих плоскостей, получивший впоследствии название «оси проекций». В своей книге «Начертательная геометрия» он представил первое систематическое изложение метода изображения пространственных фигур на плоскости.
Исаак Ньютон (1642 года – 1727 г.). Установил, что « зрительная способность» глаза – не точка, а кривая поверхность на дне глаза (сетчатки), что лучи, преломляясь хрусталиком и прозрачной средой глаза, встречаются вновь на сетчатке и вырисовывают на ней изображение в перевёрнутом и искривлённом виде.