Определение скоростной погрешности гирокомпаса
Скоростная погрешность – погрешность, возникающая при движении судна с постоянными курсом и скоростью.
Ось чувствительного элемента под влиянием движения судна отклонится от истинного меридиана на угол называемый скоростной погрешностью гирокомпаса.
Для курсов от 0о до 90о и от 270о до 360о приписывается знак (-).
Для курсов от 90о до 270о приписывается знак (+).
Скоростная погрешность гирокомпаса δv рассчитывается по формуле:
Где: - скорость судна, узл.
ГГК – курс по гирокомпасу, град.
φ – широта места, град.
900 – скорость вращения Земли, узл.
1 радиан.
Корректор (рис.2) служит для исключения скоростной погрешности из показаний гирокомпаса.
Корректор представляет собой корпус, который с помощью трех опор установлен на столе основного прибора гирокомпаса и крепится двумя пружинными захватами. Одна из опор имеет регулировочные винты для точной установки корректора в азимуте.
Внутри корпуса смонтирован корректирующий механизм, состоящий из нижнего диска, получившего название диска компасных курсов (1), и верхнего диска – диска истинных курсов (2). Нижний диск связан со следящей сферой.
Для этого в центре диска имеется выступающий прилив и выточка, в которую входит прилив поводка (3) следящей сферы. В этом же диске имеется радиальный вырез (4) в направлении E-W, куда входит каретка (5), сидящая на оси (6) штифта (пальца), жестко закрепленного на верхнем диске. Верхний диск имеет возможность перемещаться по направляющим вдоль диаметральной плоскости судна относительно нижнего диска. Для этого на корпусе имеется специальный маховичок (7) и червячная передача.
Таким образом, диски соединены эксцентрично и будут выбирать скоростную погрешность по полукруговому закону. С верхним диском соединены картушки грубого (8) и точного (9) отсчета курса, а также индекс (10), указывающий установочное число (от 0 до 30) по шкале (11) на корпусе корректора. На крышке корректора имеется номограмма (12) для определения установочного числа по широте и скорости. Под застекленным окошком (13) находится электромеханический стопор (14), отключающий электродвигатель корректора при дистанционной его установке и достижении верхним диском крайнего положения. В носовой части корректора расположен азимут-мотор (15), а в кормовой – реверсивный электродвигатель (16) корректора. Кроме того, сбоку укреплен сельсин-приемник (17) (в ранних выпусках – сельсин-датчик) устройства дистанционной установки корректора, механически соединенный с верхним диском.
Принцип работы корректора заключается в следующем. При вращении маховичка линейно в нос – корму перемещается верхний диск. Каретка, связанная с верхним диском и входящая в радиальный вырез нижнего диска, разворачивает нижний диск на угол, равный скоростной погрешности. Нижний диск, соединенный через поводковую связь со следящей сферой разворачивает последнюю на этот же угол, вследствие чего происходит рассогласование следящей сферы с гиросферой. Сигнал рассогласования подается на усилитель в прибор 9Б и затем на вспомогательную обмотку следящего электродвигателя. Следящий электродвигатель начинает работать, разворачивая ротор сельсина датчика и синхронно связанные с ним все принимающие курса, на угол, равный скоростной погрешности гирокомпаса для данного режима движения судна.
Таким образом, в показаниях основного прибора гирокомпаса и всех репитеров будет введена поправка на величину скоростной погрешности.
9. Перечень теоретической части курсовой работы:
(вариант выдается с номером задания преподавателем)
1. Функциональная схема работы ГК «Курс-4», комплектация приборов.
2. Основной прибор ГК «Курс-4»: гиросфера, следящая сфера, система подачи питания на гиросферу.
3. Следящая система ГК «Курс-4».
4. Система охлаждения, контрольно - сигнальная система ГК «Курс-4».
5. Штурманский прибор ГК «Курс-4», корректор скоростной девиации и управление им.
6. Подготовка к пуску, пуск, остановка ГК «Курс-4». Основные проверки и регулировки.
7. Корректор ГК «Курс-4», принцип работы.
8. Функциональная схема работы ГАК «ВЕГА», комплектация приборов.
9. Устройство МК УКП-М. Основные выверки компаса.
10. Устройство МК КМО-Т. Основные выверки компаса.
11. Устройство МК КМ-145. Основные выверки компаса.
12. Функциональная схема работы лага ИЭЛ-2М, комплектация приборов.
13. Функциональная схема работы лага МГЛ-25 (50), комплектация приборов.
14. Функциональная схема работы эхолота НЭЛ-М3Б, комплектация приборов.
15. Функциональная схема работы эхолота НЭЛ-10, комплектация приборов.
16. Свойства гироскопа (определение понятия гироскоп, применяемые подвесы в гироскопах, основное свойство).
17. Свойства гироскопа (кинетический момент, прецессия гироскопа, гироскопический момент).
18. Гирокомпас на неподвижном основании (суточное вращение Земли и принцип построения ГК, способ технической реализации ГК с непосредственным управлением, двух-гироскопный маятниковый ЧЭ).
19. Гирокомпас на неподвижном основании (анализ уравнений незатухающих колебаний ЧЭ, демпфирование колебаний ЧЭ).
20. Гирокомпас на судне движущегося с постоянной скоростью (скоростная девиация и ее учет, влияние движения судна на поведение ГК).
21. Гирокомпас на маневрирующем судне (влияние маневрирования, условие апериодических переходов, апериодический ГК).
22. Гирокомпас на маневрирующем судне (инерционная девиация 1 рода, инерционная девиация 2 рода, суммарная инерционная девиация).
23. Гирокомпас на маневрирующем судне (влияние повторных маневров судна на ГК, поперечное смещение судна обусловленное инерционной девиацией ГК).
24. Влияние качки судна на точность ГК (влияние качки судна на ГК, интеркардинальная девиация).
25. Влияние качки судна на точность ГК (способ снижения интеркардинальной девиации применяемой в ГК типа «Курс»).
26. Классификация и принцип действия ГК с косвенным управлением.
27. Корректируемый ГК с косвенным управлением (индикатор горизонта, уравнения движения ЧЭ корректируемого ГК).
28. Основные закономерности поведения чувствительного элемента корректируемого ГК с косвенным управлением при стационарном движении судна.
29. Основные закономерности поведения чувствительного элемента корректируемого ГК с косвенным управлением при маневрировании движении судна. Способы снижения влияния маневрирования.
30. Суммарная девиация корректируемого ГК с косвенным управлением.
31. Влияние качки судна на корректируемый ГК с косвенным управлением.
32. Аналитическая стабилизация ГК с косвенным управлением.
33. Гироазимут.
34. Гиромагнитные компасы.
35. Принцип действия и основы теории гиротахометра.
36. Магнитное поле Земли и судна (характеристики магнитного поля, магнитное поле Земли, магнитное поле схематического магнита, вращающий момент картушки).
37. Магнитное поле Земли и судна (уравнения Пуассона, преобразование уравнений, основная формула девиации, виды девиации при прямом положении судна).
38. Теоретическое обоснование основных способов уничтожения девиации
39. Теория креновой девиации, ее уничтожение.
40. Четвертная девиация, ее уничтожение.
41. Электромагнитная девиация, способы ее компенсации.
42. Методы повышения точности магнитного компаса.
43. Распространение звука в однородной жидкости (волновое уравнение и его решение, прохождение звука через обшивку корпуса судна).
44. Особенности распространения звука в море (скорость звука в море, рефракция звуковых лучей, реверберация).
45. Особенности распространения звука в море (распространение звука в движущейся жидкости, отражательная способность грунта).
46. Гидроакустические антенны (колебательные системы антенны, пьезоэлектрические и магнитострикционные преобразователи).
47. Гидроакустические антенны (направленное действие антенны, прием звуковых колебаний).
48. Навигационный эхолот (принцип действия, основные параметры, точность ).
49. Гидроакустический доплеровский лаг (основы теории лага, основные параметры доплер-лага, его погрешности).
50. Гидроакустический корреляционный лаг (основы теории лага, основные параметры лага, его погрешности)
51. Индукционный лаг (основы теории лага, основные параметры лага, его блок-схема).
52. Спутниковый компас (принцип работы, точность, образец компаса).
53. Авторулевой (принцип работы, слежение и удержание на заданном курсе, пример авторулевого).
54. Дефлектор Колонга (назначение, состав прибора, работа с дефлектором).
55. Методы определения остаточной девиации магнитного компаса (описать порядок определения минимум 3 способами).
56. Гировертикали и гиростабилизаторы.
57. Инерциальные навигационные системы.
58. Использование эхолота для определения места судна (общий случай, крюйс-изобата, навигационная линия положения и глубина).
59. Определение поправок технических средств навигации (девиация МК, ΔГК, поправка курсографа, поправка лага, характерные недостатки ТСН).
60. Функциональная схема работы эхолота НЭЛ-5, комплектация приборов.
Рекомендованная литература
1. «Электронавигационные приборы» Нечаев П.А., Кудревич Н.Б. 1974-400с.
2. «Электронавигационные приборы» Нечаев П.А., Кудревич Н.Б. 1965-487с.
3. «Технические средства судовождения» конструкция и эксплуатация. Воронов В.В., Перфильев В.К., 1988-335с
4. «Технические средства судовождения» теория. Смирнов Е.Л., Яловенко А.В., Якушенков А.А., 1988-376с.
5. «Навигационные приборы и системы» Ю.Ф. Бек, 1982-463с.
6. «Электронавигационные приборы и их эксплуатация» Юматов Л.С., Кушнарев Ю.М. 1989-199с.
7. «Магнитно-компасное дело». Нечаев П.А., Григорьев В.В., 1983-239с.
8. «Девиация магнитного компаса» Кожухов В.П., Воронов В.В. 1967-258с.
9. Рекомендации по организации штурманской службы на морских судах Украины (РШСУ-98). 1998-111с.
10. Техническое описание ГК «Курс-4», «ВЕГА», лага «ИЭЛ-2М», «МГЛ-25/50», эхолота «НЭЛ-5/10», «М3Б», магнитного компаса «УКП-М», «КМО-Т», «КМ-145».
11. СОЛАС-74.
12. МТ-2000 (75).