Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 100
План:
1. Задачи изучения темы
2. Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20
3. Последовательность изучения вычислительных приемов в пределах 100
4. Этапы работы по формированию вычислительного навыка
5. Вспомогательное средство обучения и наглядные пособия для изучения темы
I.
- Познакомить с вычислительными приемами в пределах 20; сформировать навык табличного сложения.
- Познакомить с вычислительными приемами вычитания в пределах 20.
- Разъяснить взаимосвязь между компонентами и результатом действия вычитания.
Во время изучения темы сложения и вычитания в пределах 20:
- Познакомить с устными вычислительными приемами в пределах 100 сложения и вычитания.
- Разъяснить свойства АД: прибавление числа к сумме (а + б) + с
и суммы к числу а + (в + с); вычитание числа из суммы (а +в) – с
и суммы из числа а – (в +с)
- Сформировать умения применять их при вычислениях.
II. Ознакомление с общим приемом сложения двух однозначных чисел с переходом через 10 заключается в том, что второе слагаемое прибавляется к первому по частям, причем сначала прибавляют число, дополнительное первое слагаемое до 10, а затем к 10 прибавляют оставшуюся часть второго слагаемого.
Н-р.: 9 + 5 = 9 + (1 + 4)=(9+1)+4
Прием вычитания чисел в пределах 20 возможен во-первых, на основе знаний состава числа в пределах 20, во-вторых – на основе вычитания числа по его частям.
13 – 5 = 8 13 – 5 = 13 – 3 – 2
5 8
Для подготовки к ознакомлению с новым приемом сложения в переходе через 10 необходимо:
1. повторить состав чисел в пределах 10
2. повторить прием сложения числа по его частям (как можно прибавить 3, 4, 5)
3. находить значение выражений на дополнение до 10.
Н-р.: 7, 2, 5, 6, 8
У: Дополни до 10.
4. решение выражения вида:
9 + 1 + 2 У: Сколько всего прибавили к 9? А как мы прибавляли?
8 + 2 + 3 Почему так?
7 + 3 + 2
5. ознакомление с новым материалом ведется на наглядной основе.
На наборное полотно выставляется 9 кружочков одинакового цвета.
_____________________
_____________________
9 + 3 = 12
1 2
На этом же уроке учащиеся наблюдают за сложением чисел вида: 8 + 5, 7 + 4 и делают вывод, как прибавить число по частям, дополняя первое слагаемое до 10. При закреплении знаний вычислительного приема учитель испытывает упражнения на произвольное запоминание и упражнения на непроизвольное запоминание таблиц (домино, лото, собери картинку). Учителю необходимо следить за уровнем сформированности вычислительного навыка таблицы сложения. Для устного ответа необходимое время для проверки навыка 3 секунды. Для письменной проверки 15 выражений 3 минуты (работа с перфокартой).
Для проверки учитель использует текущий контроль (с/р, тек. диктанты), взаимоконтроль, самоконтроль (решение круговых приемов, проверка по таблице, карточки).
III.
1) 40 + 20
50 – 30 ТО: Знание нумерации.
2) 34 + 20 ТО: Свойство прибавления числа к сумме.
34 + 2
26 + 4
3) 34 – 20 ТО: Свойство вычитания числа из суммы.
34 –2
4) 30 – 6 ТО: Свойство вычитания числа из круглого.
5) 47 + 5 ТО: Свойство прибавления числа к сумме.
6) 42 – 5 ТО: Свойство вычитания суммы из числа.
2 3
Основой большинства вычислительных приемов в пределах 100 является:
а. Знания разрядного состава числа или удобного состава числа
б. Умение применять арифметическое свойство
в. Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 10.
Поэтому для каждого вычислительного приема необходимо соблюдать последовательность этапов формирования вычислительного навыка.
(«Н. ш.» № 7, 2001. Белошистая А.В. «Прием формирования устных вычислительных умений в пределах 100»).
IV.
1 этап – Подготовительный:
1. Упражнения на представление числа в виде суммы разрядных или удобных слагаемых.
Н-р.: замени числа суммой по образцу.
34 = 30 + 4
48 = +
39 =
30 = 20 + 10
50 =
2. Упражнения в виде дидактических игр, тренировочные и развивающие задания на проверку сформированности навыка сложения/вычитания чисел в пределах 20 и 10.
3. Знания и умения применять арифметическое свойство.
2 этап – Знакомство с вычислительным приемом:
Чаще всего происходит на основе наглядно-практической основе, но возможно использование приема «продолжи начатое решение» или «объясни по предложенному решению в учебнике» или «выбери правильный способ вычисления» и др.
На этом этапе необходимо использование алгоритма или использование опорных схем, таблиц («заменяю», «получаю», «удобнее» – опорные слова).
3 этап – Закрепление знания вычислительного приема.
На этом этапе происходит постепенное свертывание рассуждений от полного комментирования. Для этого выполняются однотипные тренировочные упражнения для применения изучения приема.
Н-р.: 34 + 20 = (30 + 4) + 20 = (30 + 20) + 4 = 50 + 4 = 54 →
34 + 20 = 54 (все рассуждения устные, в уме)
30 4
4 этап – Формирование вычислительного навыка.
Использование на этом этапе упражнений тренировочного характера, но с применением различных приемов вычисления, решение задач и упражнений развивающего характера.
V.
1. «Лучики»
12 – 5
2 3
2. «Рамка»
16 + 2
16 – 2
3. «Дуга»
34 + 25 30 + 4 + 20
4. Подчеркивание
87 – 487 – 40
Для объяснения вычислительного приема можно использовать полоски с кружками, сгруппированными по десяткам и отдельными кружочками.
Можно использовать абак, счетные палочки, перекидные наглядные пособия.
(20 + 3)
23 + 40 = 63
(20 + 40) + 3
Для проверки сформированности вычислительного навыка можно использовать индивидуальные карточки, перфокарты, арифметические диктанты, числовые блокноты, устные опросы с отметкой в журнал, карточки самоконтроля.