Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 100

План:

1. Задачи изучения темы

2. Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20

3. Последовательность изучения вычислительных приемов в пределах 100

4. Этапы работы по формированию вычислительного навыка

5. Вспомогательное средство обучения и наглядные пособия для изучения темы

I.

- Познакомить с вычислительными приемами в пределах 20; сформировать навык табличного сложения.

- Познакомить с вычислительными приемами вычитания в пределах 20.

- Разъяснить взаимосвязь между компонентами и результатом действия вычитания.

Во время изучения темы сложения и вычитания в пределах 20:

- Познакомить с устными вычислительными приемами в пределах 100 сложения и вычитания.

- Разъяснить свойства АД: прибавление числа к сумме (а + б) + с

и суммы к числу а + (в + с); вычитание числа из суммы (а +в) – с

и суммы из числа а – (в +с)

- Сформировать умения применять их при вычислениях.

II. Ознакомление с общим приемом сложения двух однозначных чисел с переходом через 10 заключается в том, что второе слагаемое прибавляется к первому по частям, причем сначала прибавляют число, дополнительное первое слагаемое до 10, а затем к 10 прибавляют оставшуюся часть второго слагаемого.

Н-р.: 9 + 5 = 9 + (1 + 4)=(9+1)+4

Прием вычитания чисел в пределах 20 возможен во-первых, на основе знаний состава числа в пределах 20, во-вторых – на основе вычитания числа по его частям.

13 – 5 = 8 13 – 5 = 13 – 3 – 2

5 8

Для подготовки к ознакомлению с новым приемом сложения в переходе через 10 необходимо:

1. повторить состав чисел в пределах 10

2. повторить прием сложения числа по его частям (как можно прибавить 3, 4, 5)

3. находить значение выражений на дополнение до 10.

Н-р.: 7, 2, 5, 6, 8

У: Дополни до 10.

4. решение выражения вида:

9 + 1 + 2 У: Сколько всего прибавили к 9? А как мы прибавляли?

8 + 2 + 3 Почему так?

7 + 3 + 2

5. ознакомление с новым материалом ведется на наглядной основе.

На наборное полотно выставляется 9 кружочков одинакового цвета.

_____________________

_____________________

9 + 3 = 12

1 2

На этом же уроке учащиеся наблюдают за сложением чисел вида: 8 + 5, 7 + 4 и делают вывод, как прибавить число по частям, дополняя первое слагаемое до 10. При закреплении знаний вычислительного приема учитель испытывает упражнения на произвольное запоминание и упражнения на непроизвольное запоминание таблиц (домино, лото, собери картинку). Учителю необходимо следить за уровнем сформированности вычислительного навыка таблицы сложения. Для устного ответа необходимое время для проверки навыка 3 секунды. Для письменной проверки 15 выражений 3 минуты (работа с перфокартой).

Для проверки учитель использует текущий контроль (с/р, тек. диктанты), взаимоконтроль, самоконтроль (решение круговых приемов, проверка по таблице, карточки).

III.

1) 40 + 20

50 – 30 ТО: Знание нумерации.

2) 34 + 20 ТО: Свойство прибавления числа к сумме.

34 + 2

26 + 4

3) 34 – 20 ТО: Свойство вычитания числа из суммы.

34 –2

4) 30 – 6 ТО: Свойство вычитания числа из круглого.

5) 47 + 5 ТО: Свойство прибавления числа к сумме.

6) 42 – 5 ТО: Свойство вычитания суммы из числа.

2 3

Основой большинства вычислительных приемов в пределах 100 является:

а. Знания разрядного состава числа или удобного состава числа

б. Умение применять арифметическое свойство

в. Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 10.

Поэтому для каждого вычислительного приема необходимо соблюдать последовательность этапов формирования вычислительного навыка.

(«Н. ш.» № 7, 2001. Белошистая А.В. «Прием формирования устных вычислительных умений в пределах 100»).

IV.

1 этап – Подготовительный:

1. Упражнения на представление числа в виде суммы разрядных или удобных слагаемых.

Н-р.: замени числа суммой по образцу.

34 = 30 + 4

48 =  + 

39 =

30 = 20 + 10

50 =

2. Упражнения в виде дидактических игр, тренировочные и развивающие задания на проверку сформированности навыка сложения/вычитания чисел в пределах 20 и 10.

3. Знания и умения применять арифметическое свойство.

2 этап – Знакомство с вычислительным приемом:

Чаще всего происходит на основе наглядно-практической основе, но возможно использование приема «продолжи начатое решение» или «объясни по предложенному решению в учебнике» или «выбери правильный способ вычисления» и др.

На этом этапе необходимо использование алгоритма или использование опорных схем, таблиц («заменяю», «получаю», «удобнее» – опорные слова).

3 этап – Закрепление знания вычислительного приема.

На этом этапе происходит постепенное свертывание рассуждений от полного комментирования. Для этого выполняются однотипные тренировочные упражнения для применения изучения приема.

Н-р.: 34 + 20 = (30 + 4) + 20 = (30 + 20) + 4 = 50 + 4 = 54 →

34 + 20 = 54 (все рассуждения устные, в уме)

30 4

4 этап – Формирование вычислительного навыка.

Использование на этом этапе упражнений тренировочного характера, но с применением различных приемов вычисления, решение задач и упражнений развивающего характера.

V.

1. «Лучики»

12 – 5

2 3

2. «Рамка»

16 + 2

16 – 2

3. «Дуга»

34 + 25 30 + 4 + 20

4. Подчеркивание

87487 – 40

Для объяснения вычислительного приема можно использовать полоски с кружками, сгруппированными по десяткам и отдельными кружочками.

Можно использовать абак, счетные палочки, перекидные наглядные пособия.

(20 + 3)

23 + 40 = 63

(20 + 40) + 3

Для проверки сформированности вычислительного навыка можно использовать индивидуальные карточки, перфокарты, арифметические диктанты, числовые блокноты, устные опросы с отметкой в журнал, карточки самоконтроля.

Наши рекомендации