Аксиоматическое определение вероятности

Напомним, что классическое определение вероятности относится к пространствам элементарных исходов аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , состоящим из конечного числа равновозможных элементов, статистическое — к счетным. Геометрическое определение – к пространствам аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , представляющим собой области, имеющие в зависимости от аксиоматическое определение вероятности - student2.ru длину, площадь, объём или обобщённый объём, т.е. являющиеся измеримыми. В качестве событий в геометрической схеме рассматриваются также измеримые подмножества из аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Мы определили событие как произвольное подмножество пространства аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , это определение допустимо и не приводит к противоречиям только в том случае, когда множество аксиоматическое определение вероятности - student2.ru является конечным или счетным. В случае несчетного множества аксиоматическое определение вероятности - student2.ru уже нельзя построить логически непротиворечивую теорию, если называть событием любое подмножество аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Противоречия, возникающие при этом, довольно длительное время сдерживали развитие теории вероятностей как раздел математики. Только в 30-х годах XX века академиком А.Н. Колмогоровым было предложено аксиоматическое построение теории вероятностей, которое освободило теорию от противоречий и связало ее с основными разделами математики.

Аксиоматическое определение, сохраняя основные свойства вероятности, подмеченные в рамках классической и геометрической схем, позволяет ввести это понятие для пространств элементарных исходов произвольной природы.

Основные новшества, которые внес Колмогоров, касались определения события. Теперь событием называют уже не любые подмножества из аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , которые принадлежат некоторому классу подмножеств S.

Алгебра событий. Пусть Ω – пространство элементарных исходов некоторого случайного эксперимента (т. е. непустое множество произвольной природы). Мы собираемся определить набор подмножеств Ω, которые будут называться событиями, и затем задать вероятность как функцию, определённую только на множестве событий.

Итак, событиями мы будем называть не любые подмножества Ω, а лишь элементы некоторого выделенного набора подмножеств Ω. При этом необходимо позаботиться, чтобы этот набор подмножеств был замкнут относительно обычных операций над событиями, т. е. чтобы объединение, пересечение, дополнение событий снова давало событие. Сначала введём понятие алгебры событий.

Определение 6.1. Множество A, элементами которого являются подмножества множества Ω (не обязательно все) называется алгеброй (алгеброй событий), если оно удовлетворяет следующим условиям:

(A1) Ω ∈ A (алгебра событий содержит достоверное событие);

(A2) если аксиоматическое определение вероятности - student2.ru A, то аксиоматическое определение вероятности - student2.ru A (вместе с любым событием алгебра

содержит противоположное событие);

(A3) если аксиоматическое определение вероятности - student2.ru A и аксиоматическое определение вероятности - student2.ru A, то аксиоматическое определение вероятности - student2.ru A (вместе с любыми двумя событиями алгебра содержит их объединение).

Из (A1) и (A2) следует, что пустое множество Æ аксиоматическое определение вероятности - student2.ru также содержится в A.

Пример 6.1. Пусть Ω = {♠, ♣, ♦, ♥} — пространство элементарных исходов. Следующие наборы подмножеств Ω являются алгебрами:

1. A = {Ω, Æ} = {{♠, ♣, ♦, ♥}, Æ} — тривиальная алгебра.

2. A = {Ω, Æ, {♥}, Ω \ {♥}} = {{♠, ♣, ♦, ♥}, Æ, {♥}, {♠, ♣, ♦}}.

3. A = {Ω, Æ, A, A} = {{♠, ♣, ♦, ♥}, Æ, аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , аксиоматическое определение вероятности - student2.ru }, где аксиоматическое определение вероятности - student2.ru – произвольное подмножество Ω (в предыдущем примере A = {♥}).

В теории вероятностей зачастую необходимо объединять счетные наборы событий и считать событием результат такого объединения. При этом свойства (А3) оказывается недостаточно – из него не вытекает, что объединение счетной последовательности множеств из алгебры снова принадлежит алгебре.

Определение 6.2. Множество S, элементами которого являются подмножества множества Ω (не обязательно все) называется

σ – алгеброй, если выполнены следующие условия:

(S1) Ω∈S (σ-алгебра событий содержит достоверное событие);

(S2) если аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , то аксиоматическое определение вероятности - student2.ru (вместе с любым событием σ-алгебра содержит противоположное событие);

(S3) если аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , то аксиоматическое определение вероятности - student2.ru (вместе с любым счетным набором событий σ-алгебра содержит их объединение).

Если пространство элементарных исходов – конечно, то σ-алгеброй событий будет множество всех его подмножеств, включая пустое множество.

Всякая σ-алгебра является алгеброй, но не наоборот.

Пример 6.2. Пусть Ω = R, и пусть A — множество, содержащее любые конечные подмножества R (т. е. состоящие из конечного числа точек, в том числе пустое) и их дополнения. В частности, множество {0, 1, е} принадлежит A, множество (−∞, −3,3)∪ ∪(−3,3, 7) ∪ (7, ∞) принадлежит A.

Легко проверить, что множество A является алгеброй. Действительно, пустое множество и само Ω = R там содержатся, дополнение к любому конечному подмножеству множества вещественных чисел содержится в A по определению, дополнение к множеству вида R \ А для конечных А совпадает с А и также принадлежит A по определению. Свойство (A3) проверяется непосредственно: объединение любых конечных множеств снова конечно и поэтому принадлежит A. Объединение конечного множества с множеством вида R \А, где А конечно, есть снова множество вида R \ B, где B конечно (или пусто). Объединение двух множеств R \ A и R \ B, являющихся дополнениями до R конечных множеств A и B, есть снова множество такого же вида.

Однако алгебра A не содержит ни одного счётного множества точек. Действительно, объединяя конечные множества в конечном числе, мы можем получить только конечное множество. Например, натуральный ряд N не принадлежит A. Поэтому A не является σ-алгеброй: для бесконечной, но счётной последовательности одноточечных множеств аксиоматическое определение вероятности - student2.ru из A их объединение N = аксиоматическое определение вероятности - student2.ru не принадлежит A.

Все алгебры из примера 6.1 являются σ-алгебрами, поскольку содержат лишь конечное число элементов. Вообще, на конечном множестве Ω понятия алгебры и σ-алгебры совпадают.

Определение 6.3. Пусть Ω — пространство элементарных исходов, S — σ-алгебра его подмножеств (событий). Вероятностью или вероятностной мерой на (Ω, S) называется функция P: S → R, удовлетворяющая следующим аксиомам:

А1. Аксиома неотрицательности: вероятность любого события аксиоматическое определение вероятности - student2.ru неотрицательна, т. е. аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

А2. Аксиома нормированности: вероятность достоверного события равна единице, т. е. аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

A3. Аксиома аддитивности: для любого счётного набора попарно несовместных событий аксиоматическое определение вероятности - student2.ru имеет место равенство

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Определение 6.4. Совокупность объектов (Ω, S, P ), где Ω — пространство элементарных событий, S — σ-алгебра событий, P — числовая функция, удовлетворяющая аксиомам A1-A3, называется вероятностным пространством случайного эксперимента.

Вероятностное пространство служит математической моделью любого случайного явления.

Свойства вероятностей

Приведем ряд свойств вероятности, являющихся следствием аксиом Колмогорова.

С 1. P(Æ) = 0.

Доказательство.

Пусть события аксиоматическое определение вероятности - student2.ru Æ, где аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , попарно несовместны, и их объединение есть также пустое множество. По аксиоме A3,

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru (Æ) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru (Æ)

Это возможно только в случае P(Æ) = 0.

Заметим, что из аксиоматическое определение вероятности - student2.ru не следует, что аксиоматическое определение вероятности - student2.ru Æ.

С 2. Для любого конечного набора попарно несовместных событий аксиоматическое определение вероятности - student2.ru A1 имеет место равенство

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Доказательство

Положим аксиоматическое определение вероятности - student2.ru Æ при любом аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . По свойству С 1 вероятности этих событий равны нулю. События аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ,Æ, Æ,... попарно несовместны, и по аксиоме (А3)

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Из последнего свойства можно получить сразу несколько свойств.

С 3. Для любого события аксиоматическое определение вероятности - student2.ru : аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

С 4. Если A⊆B, то аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

С 5. (свойство монотонности вероятности). Если A⊆B, то аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

С 6. Для любого события A выполнено: аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

С 7. Всегда P(A∪B)=P(A)+P(B)−P(A∩B).

С 8. Всегда выполняется P(A∪B)≤ P(A)+ P(B).

С 9. Всегда выполняется аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

С 10. Для любого конечного набора событий аксиоматическое определение вероятности - student2.ru имеет место равенство:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru (6.1)

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Последнее свойство называют формулой включения и исключения. Она удобна в случае, когда для вычисления вероятности некоторого события A нельзя разбить это событие на удобные попарно несовместные события, но удаётся разбить событие A на простые составляющие, которые, однако, совместны.

Пример 6.3. Из колоды, содержащей 36 карт, наудачу вынимают три карты. Найти вероятность того, что среди них окажется хотя бы один валет.

Решение. Пусть аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ={среди вынутых карт окажется хотя бы один валет}, аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ={появление одного валета}, аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ={двух валетов}, аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ={трех валетов}. Тогда аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , причем события аксиоматическое определение вероятности - student2.ru несовместные. Поэтому, согласно свойству С2, аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . Число всевозможных случаев выбора трех карт из 36 равно

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

число случаев, благоприятных событиям аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , соответственно равно

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ,

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ,

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Таким образом,

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Заметим, что задача решается проще, если воспользоваться свойством С3. Находим аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , где аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ={среди вынутых карт нет ни одного валета}.

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

Тогда

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Ответ: аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Пример 6.4. («задача о рассеянной секретарше».) Есть аксиоматическое определение вероятности - student2.ru писем и аксиоматическое определение вероятности - student2.ru подписанных конвертов. Письма раскладываются в конверты наудачу по одному. Найти вероятность того, что хотя бы одно письмо попадет в предназначенный ему конверт.

Решение. Данная задача легче всего решается с помощью свойства С 10.

Пусть событие аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , ={ аксиоматическое определение вероятности - student2.ru -е письмо попало в свой конверт}. Тогда аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {хотя бы одно письмо попало в свой конверт}.

Так как события аксиоматическое определение вероятности - student2.ru совместны, будем использовать формулу (6.1). Вычислим вероятности всех событий аксиоматическое определение вероятности - student2.ru и их пересечений по классическому определению вероятности. Элементарными исходами будут всевозможные перестановки (размещения) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru писем по аксиоматическое определение вероятности - student2.ru конвертам. Их общее число есть аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , и событию аксиоматическое определение вероятности - student2.ru благоприятны аксиоматическое определение вероятности - student2.ru из них, а именно любые перестановки всех писем, кроме аксиоматическое определение вероятности - student2.ru -го, лежащего в своём конверте.

Поэтому

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru для всех аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Аналогично для аксиоматическое определение вероятности - student2.ru имеем

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Вероятность для трех событий равна

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Аналогично посчитаем вероятности пересечений любого другого числа событий.

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Вычислим количество слагаемых в каждой сумме в формуле (6.1). Например, в сумме по аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ровно аксиоматическое определение вероятности - student2.ru слагаемых — ровно столько двухэлементных множеств можно образовать из аксиоматическое определение вероятности - student2.ru элементов, и каждое такое множество аксиоматическое определение вероятности - student2.ru встречается в индексах данной суммы единожды.

Подставляя все вероятности в формулу (6.1), получим:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Заметим, что при аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Действительно,

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ,

откуда

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Тогда

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ

Задача 1. Образуют ли полную группу следующие группы событий:

a) Опыт – бросание монеты. События:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление герба};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление решки}.

b) Опыт – бросание двух монет. События:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление двух гербов};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление двух решек}.

c) Опыт – два выстрела по мишени. События:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {хотя бы одно попадание};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {хотя бы один промах}.

d) Опыт – вынимание карты из колоды. События:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление карты червонной масти};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление карты трефовой масти}.

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление карты бубновой масти}?

Ответ: a) да, b) нет, c) да, d) нет.

Задача 2. Являются ли несовместными следующие события:

a) Опыт – бросание монеты. События:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление герба};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление решки}.

b) Опыт – бросание двух монет. События:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление герба на первой монете};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление решки на второй монете}.

c) Опыт – два выстрела по мишени. События:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {ни одного попадания};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {одно попадание};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {два попадания}.

d) Опыт – вынимание двух карт из колоды. События:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление двух черных карт};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление туза};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление короля}?

Ответ: a) да, b) нет, c) нет, d) нет.

Задача 3. Являются ли равновозможными следующие события:

a) Опыт – бросание симметричной игральной кости. События:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {выпадение шести очков};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {выпадение двух очков}.

b) Опыт – бросание неправильной (погнутой) монет. События:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление герба};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление решки}.

c) Опыт – бросание двух монет. События:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление двух гербов};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление двух решек};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление одного герба и одной решки};

d) Опыт – бросание симметричной игральной кости. События:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление не менее трех очков};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление не более четырех очков}?

Ответ: a) да, b) нет, c) нет, d) да.

Задача 4. Являются ли случаями следующие группы событий:

a) Опыт – бросание монеты. События:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление герба};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление решки}.

b) Опыт – бросание игральной кости. События:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление не более двух очков};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление трех или четырех очков};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление не менее пяти очков}.

c) Опыт – бросание двух монет. События:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление двух гербов};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление двух решек};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление одного герба и одной решки};

d) Опыт – вынимание двух карт из колоды. События:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление двух красных карт};

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление двух черных карт}?

Ответ: a) да, b) да, c) нет, d) нет.

Задача 5.Показать, что для любых событий аксиоматическое определение вероятности - student2.ru :

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru (формула Моргана).

Решение: Пусть аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , тогда аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru w аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Формула следует из определения равносильности событий.

Задача 6.Изобразить на диаграмме Эйлера – Венна следующие события:

а) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ; б) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ; в) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ; г) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ:

 
  аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

а) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

Рис. 7.1

 
  аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

б) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

Рис. 7.2

 
  аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

в) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

Рис. 7.3

 
  аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

г) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Рис. 7.4

Задача 7.Производится опыт – подбрасывание игрального кубика. Элементарные события: аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {выпадение к очков ( к = аксиоматическое определение вероятности - student2.ru )}. Построены события:

А = {выпадение чётного числа очков};

В = {выпадение нечётного числа очков};

С = {выпадение числа очков, кратного 4};

D = {выпадение числа очков, больше 3}.

Выразить события А, В, С, D через аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Решение:

1) Событие А наступит тогда и только тогда, когда выпадет либо два, либо четыре, либо шесть очков, то есть А2, или А4, или А6, следовательно, событие А можем представить следующим образом:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

2) Событие В наступит тогда и только тогда, когда выпадет либо одно, либо три, либо пять очков, то есть А1, или А3, или А5, тогда

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

3) Событие С наступит тогда и только тогда, когда выпадет только 4 очка, т.е.,

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

4) Числа 4, 5 и 6 больше трех, следовательно

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Задача 8.Пусть аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , аксиоматическое определение вероятности - student2.ru – произвольные события. Что означают следующие события:

1) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

2) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

3) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

4) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

5) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

6) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ?

Решение:

1) В соответствии с определением 1.8, аксиоматическое определение вероятности - student2.ru – произведение трёх событий аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , которые происходят одновременно, причём аксиоматическое определение вероятности - student2.ru – событие, противоположное событию А. Следовательно, аксиоматическое определение вероятности - student2.ru означает, что событие А не произошло, а событие В и С произошли.

Рассуждая аналогичным образом, заключаем, что:

2) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {ни одно из трёх данных событий не произошло};

3) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {не произошли одновременно все три события};

4) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {хотя бы одно из трёх событий не произошло};

5) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {произошло ровно одно из трёх событий};

6) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {произошло не более одного (менее одного) из трёх событий}.

 
  аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Задача 9. Цепь состоит из системы контактов, изображенной на схеме 7.1. Событие аксиоматическое определение вероятности - student2.ru {контакт аксиоматическое определение вероятности - student2.ru замкнут}.

Схема 7.1.

Записать следующие события:

1) цепь замкнута;

2) цепь разомкнута.

Решение:

1) Цепь будет замкнута в том случае, когда работает хотя бы один контакт при параллельном соединении и оба контакта при последовательном, т.е.

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

2) Цепь разомкнется в том случае, когда разомкнуты все контакты при параллельном соединении или разомкнут один из контактов в последовательном соединении, т.е.

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ:1) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ; 2) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Задача 10. На множестве натуральных чисел задана функция: каждому аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ставится в соответствие число аксиоматическое определение вероятности - student2.ru следующим образом: аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . Остальные аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . Проверить, является ли эта функция вероятностью выбора одного натурального числа? Найти вероятность следующих событий:

a) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

b) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

c) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

d) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Решение.

Проверим, является ли заданная функция вероятностью. Для этого проверим выполнение определения 2.3:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Выполняется.

a) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

b) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

c) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

d) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Ответ: a) 0,4; b) 0; c) 0,6; d) 0,3.

Задача 11.На множестве аксиоматическое определение вероятности - student2.ru задана функция аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , аксиоматическое определение вероятности - student2.ru Проверить, равна ли сумма вероятностей элементарных исходов единице?

Решение:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Заметив, что ряд аксиоматическое определение вероятности - student2.ru представляет собой разложение аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , получаем

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . ч.т.д.

Ответ:равна.

Задача 12.На множестве аксиоматическое определение вероятности - student2.ru задана функция аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , аксиоматическое определение вероятности - student2.ru Проверить, равна ли единице сумма вероятностей элементарных исходов? Найти вероятность события аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Решение:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Множитель аксиоматическое определение вероятности - student2.ru представляет собой сумму бесконечно убывающей геометрической прогрессии с аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , следовательно,

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ: аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Задача 13. Подбрасываются две монеты. Какова вероятность появления герба хотя бы на одной из них?

Решение: Обозначим Г – выпадение герба, Р – выпадение решки. Построим пространство элементарных событий аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Выпадению герба благоприятствуют элементарные исходы аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . Тогда, согласно формуле (3.1)

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Ответ: аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Задача 14.Трижды подбрасывается игральная кость. Найти вероятность получить в сумме четыре очка.

Решение. Общее число равновозможных элементарных исходов аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . Сумма очков равна четырем, если на два раза выпали единицы и один раз – двойка. Этому событию благоприятствуют три элементарных исхода: аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . По формуле (1.3) искомая вероятность равна

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ: аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Задача 15.Из букв слова «дифференциал» наугад выбирается одна буква. Какова вероятность того, что эта буква будет:

a) гласной;

b) согласной;

c) буквой «ы»?

Решение:В слове «дифференциал» 12 букв, из них 5 гласных и 7 согласных.

а) Пусть событие А = {гласная буква}, тогда число благоприятствующих элементарных исходов m = 5, число всевозможных исходов n = 12, согласно формуле (3.1)

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

б) Пусть событие В = {согласная буква}. В этом случае m = 7, n = 12, тогда

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

в) Пусть событие С = {буква «ы»}. Т.к. в слове «дифференциал» такой буквы нет, т.е. m = 0, получаем

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ: а) 0,417 б) 0,583 в) 0.

Задача 16.В книге 300 страниц. Чему равна вероятность того, что наугад открытая страница будет иметь порядковый номер, кратный 5?

Решение:По условию задачи число всех равновозможных элементарных исходов, образующих полную группу событий, будет аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . Номер, кратный 5 имеет вид 5k, где k – натуральное число, причем аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , откуда аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . Следовательно,

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ: аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Задача 17.Подбрасываются два игральных кубика. Подсчитывается сумма очков на верхних гранях. Что вероятнее – получить в сумме 7 или 8?

Решение:Пусть А = {выпало 7 очков}, В= {выпало 8 очков}. Событию А благоприятствуют 6 элементарных исходов: (1;6), (2;5), (3;4), (5;2), (6;1), а событию В – 5 исходов: (2;6), (3;5), (4;4), (5;3), (6;2). Всех равновозможных элементарных исходов

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

По формуле (3.1)

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Видим, что аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ: Получить в сумме 7 очков вероятнее, чем 8.

Задача 18.В урне содержатся 3 красных и 7 белых шаров. Наугад извлекаются 2 шара. Найти вероятность того, что

а) оба шара окажутся красными (событие аксиоматическое определение вероятности - student2.ru );

б) один красный, другой белый (событие аксиоматическое определение вероятности - student2.ru );

в) оба шара окажутся белыми (событие аксиоматическое определение вероятности - student2.ru );

Решение:Всего 10 шаров, из них мы выбираем два шара, поэтомудля всех трёх случаев число всевозможных исходов

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

а) В первом случае мы выбираем 2 красных шара из трёх, поэтому

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ,

тогда по формуле (3.1)

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

б) Теперь один шар красный, другой белый, причём красный выбираем из трёх , а белый из семи, т.е.

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ,

согласно формуле (3.1)

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

в) Выбираем два белых шара. Рассуждая аналогично, получаем

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ,

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ: а) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ; б) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ; в) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Задача 19.Из одного байта, в котором сдержатся три нуля, извлекаются три бита. Какова вероятность, что их конъюнкция будет логической единицей?

Решение. В одном байте содержится 8 бит. Поэтому общее число способов извлечь три бита равно

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Конъюнкция будет логической единицей в том случае, если все три бита являются единицами. Это можно осуществить аксиоматическое определение вероятности - student2.ru способами:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Тогда искомая вероятность

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ: аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Задача 20.В ящике находится 15 красных, 9 синих и 6 зелёных шаров. Наудачу вынимают 6 шаров. Какова вероятность того, что вынуты 1 зелёный, 2 синих и 3 красных шара?

Решение:Пусть событие А = {вынуты 1 зелёный, 2 синих и 3 красных шара}. В ящике 30 шаров. Вынуты 6 шаров, поэтому число всех равновозможных элементарных исходов будет

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Найдём число исходов, благоприятствующих появлению событию А. Три красных шара выбираем из 15, 2 синих – из 9, а 1 зелёный – из 6. По правилу произведения

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ,

тогда по формуле (3.1)

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ: 0,17.

Задача 21. Петр на рынке купил кассету из 10 яиц. Но он не знал, что 2 из них испорчены. На завтрак Петр ест яичницу из трех яиц. Какова вероятность, что Петр будет готовить яичницу дважды?

Решение. Пусть событие А = {Петр будет готовить яичницу дважды}

I способ. Общее число способов выбрать три яйца из десяти равно

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Петру придется переделывать завтрак, если ему попадется или одно или два испорченных яйца, т.е.

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Тогда

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

II способ. Петру не придется заново готовить яичницу в том случае, если все три яйца окажутся свежими, т.е.

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Тогда

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ: аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Задача 22. В лифт семиэтажного дома на первом этаже вошли 3 человека. Каждый из них с одинаковой вероятностью выходит на любом из этажей, начиная со второго. Найти вероятности следующих событий:

a) A={все пассажиры выйдут на четвёртом этаже};

b) B={Все пассажиры выйдут одновременно (на одном и том же этаже)};

c) C={все пассажиры выйдут на разных этажах}.

Решение. Общее число исходов

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

a) Появлению события аксиоматическое определение вероятности - student2.ru благоприятствует единственный исход, т.е. аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . Тогда

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

b) Так как этажей на которых можно выйти шесть, то число исходов, благоприятствующих событию B аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . Тогда

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

c) Для события С число способов, которыми можно распределить трех человек по шести этажам равно аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . Таким образом

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ: a) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ; b) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ; c) аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Задача 23.Отдел технического контроля обнаружил пять бракованных книг в партии из случайно отобранных 100 книг. Найти относительную частоту появления бракованных книг.

Решение. Обозначим аксиоматическое определение вероятности - student2.ru = {появление бракованных книг}. Согласно формуле (4.1), относительная появления события аксиоматическое определение вероятности - student2.ru равна

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ: 0,05.

Задача 24. Относительная частота попадания стрелком в цель равна 0,8.

Найти общее число выстрелов, если было зафиксировано 100 попаданий.

Решение. По формуле (4.1)

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ: 125 выстрелов.

Задача 25. При испытании партии приборов относительная частота годных приборов оказалась равной 0,9. Найти число годных проборов, если всего было произведено 200 приборов.

Решение. По формуле (4.1)

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ: 180 приборов.

Задача 26.В некотором городе в течение первого квартала родились: в январе – 145 мальчиков и 135 девочек, в феврале – 142 мальчика и 136 девочек, в марте – 152 мальчика и 140 девочек. Какова вероятность рождения мальчика? Найти отклонение вероятности от относительной частоты.

Решение. Вычислим частоту рождения мальчиков в каждом месяце:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ;

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

За статистическую вероятность рождения мальчика в первом квартале можно принять среднее арифметическое относительной частоты за эти месяцы, т.е.

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Отклонение от вероятности в январе равно 0,002; в феврале – 0,005; в марте – 0,004.

Ответ: 0,516.

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru Задача 27. На плоскости начерчены две концентрические окружности, радиусы которых 5 и 10 см соответственно (рис. 7.5). Найти вероятность того, что точка, брошенная наудачу в большой круг, попадет в кольцо, образованное построенными окружностями. Предполагается, что вероятность попадания точки в плоскую фигуру пропорциональна площади этой фигуры и не зависит от ее расположения относительно большого круга.

Решение. Искомая вероятность, согласно формуле (5.3), равна отношению площади кольца (фигура G) к площади большого круга аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . Найдем эти площади.

Площадь кольца аксиоматическое определение вероятности - student2.ru Площадь большого круга аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Тогда вероятность того, что точка, брошенная наудачу в большой круг, попадет в кольцо, равна

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Ответ: аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Задача 28. Корабль длиной 200 м и шириной 20 м имеет 4 круглые башни диаметром 4,5 м каждая. Найти вероятность поражения любой башни авиабомбой, если попадание бомбы в любую точку палубы равновозможно. Форма палубы принимается за эллипс, высота башни не учитывается.

Решение.

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru Найдем площадь палубы корабля (эллипса с полуосями 100 м. и 10 м.):

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Появлению события А— поражения любой башни авиабомбой, благоприятствует множество точек, лежащих внутри каждой башни (круга диаметра 4,5 м). Площадь основания каждой башни равна:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Тогда вероятность события А равна

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Ответ: 0,02025.

Задача 29. На прямолинейном участке газопровода длиной 130 км произошел разрыв. Какова вероятность того, что разрыв удален от обоих концов участка на расстоянии, большее 50 км?

Решение. Участок газопровода AB разобьем точками разрыва C и D (рис. 7.7). В нашем случае разрыв должен произойти на участке CD.

 
  аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Рис. 7.7

Тогда вероятность искомого события равна

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ: аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Задача 30. Алексей и Иван на большой перемене договорились пойти пообедать в столовую. Большая перемена начинается в 13.00 и заканчивается в 13.30. Друзья условились ждать друг друга не более 15 мин. Какова вероятность того, что Алексей и Иван пообедают вместе?

Решение.

Пусть элементарное событие характеризуется двумя параметрами: аксиоматическое определение вероятности - student2.ru – момент прихода в столовую Алексея, аксиоматическое определение вероятности - student2.ru – момент прихода в столовую Ивана. Изобразим это событие точкой с координатами аксиоматическое определение вероятности - student2.ru на плоскости в системе аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . За начала отсчета примем 13 часов, за единицу измерения 1 час. Постоим на плоскости аксиоматическое определение вероятности - student2.ru пространство элементарных событий аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . Это квадрат со стороной 0,5. Событие А – встреча, произойдет, если разность между аксиоматическое определение вероятности - student2.ru и аксиоматическое определение вероятности - student2.ru по абсолютной величине не превзойдет 0,25 часа (15 минут). Получаем неравенство аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

1. аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

2. аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

 
  аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Область благоприятных значений А (область G) заключена между прямыми аксиоматическое определение вероятности - student2.ru и аксиоматическое определение вероятности - student2.ru (рис. 7.8).

Рис. 7.8

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru Площадь области аксиоматическое определение вероятности - student2.ru равна аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Площадь всего квадрата: аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Тогда искомая вероятность равна

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ: 0,75.

Задача 31. Стержень единичной длины произвольным образом разламывается на 3 части аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , аксиоматическое определение вероятности - student2.ru и аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . Найти вероятность того, что из этих частей можно составить треугольник.

Решение.

 
  аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Здесь два параметра, которые характеризует событие, это аксиоматическое определение вероятности - student2.ru и аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , так как аксиоматическое определение вероятности - student2.ru причем аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Пространство элементарных событий аксиоматическое определение вероятности - student2.ru – это область, ограниченная треугольником AOB (рис. 7.9). Его площадь аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Событие A = {из трех частей можно составить треугольник} выполняется, в том случае, когда:

1) сумма любых двух сторон больше третьей,

2) разность любых двух сторон меньше третьей.

То есть:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Итак, событие аксиоматическое определение вероятности - student2.ru на плоскости аксиоматическое определение вероятности - student2.ru представляет собой треугольник ECD (рис. 7.9), его площадь равна аксиоматическое определение вероятности - student2.ru Тогда вероятность события А:

аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Ответ: аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Задача 32. На двух параллельных нефтепроводах, длина каждого из которых аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , а расстояние между ними аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , произошли порывы (по одному на каждом). Найти вероятность того, что расстояние аксиоматическое определение вероятности - student2.ru между точками порывов будет не больше аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

 
  аксиоматическое определение вероятности - student2.ru

Решение. Абсциссу первой точки порыва обозначим аксиоматическое определение вероятности - student2.ru , а второй аксиоматическое определение вероятности - student2.ru ; аксиоматическое определение вероятности - student2.ru . Тогда искомое событие аксиоматическое определение вероятности - student2.ru .

Рис. 7.10.

Наши рекомендации