Методика изучения сложения и вычитания чисел в пределах 10

План:

1. Задачи изучения темы

2. Конкретный смысл действий сложения и вычитания

3. Вычислительные приемы в теме сложения и вычитания в пределах 10

4. Система упражнений по формированию вычислительного навыка

5. Приемы активизации деятельности учащихся при формировании вычислительных навыков

I Тема сложения и вычитания изучается на протяжении всех четырех лет обучения. В основном, материал располагается по классам следующим образом:

1 кл. ±10, ±20

2 кл. ±1000

3 кл. ±1000

4 кл. ±мн. Чисел

Изучение материала по концентрам позволяет на каждом этапе применить ранее усвоенные приемы вычисления и тем самым вести непрерывную работу по совершенствованию вычислительных навыков.

Задачи:

1. Разъяснить конкретный смысл действий сложения и вычитания.

2. Сформировать вычислительные приемы сложения и вычитания в пределах 10.

3. Формировать навык табличного сложения и вычитания в тесной связи с усвоением состава числа.

4. Познакомить с названиями компонентов и результатов действий сложения и вычитания.

5. Разъяснить связь между суммой и слагаемыми.

Табличные навыки сложения и вычитания являются основой всей дальнейшей вычислительной деятельности учащихся, → является первоочередной задачей всего курса.

IIФормирование понятий об арифметических действиях начиная с первых уроков и проводится на основе практических действий с различными множествами предметов.

Предметные действия, которые выполняют учащиеся, носят различный характер.

При сложении При вычитании
1 Составляется одна совокупность из двух данных.   2 Увеличние данной совокупности на несколько предметов.     3 Увеличение не данной, а другой совокупности на несколько предметов.     1 Уменьшение данной совокупности на несколько предметов.   2 Уменьшение не данной, а другой совокупности на несколько предметов.   3 Нахождение разности двух совокупностей.

Младшие школьники обычно не испытывают затруднений при соотношении предметных действий со сложением. Исключения представляют сит, связанные объединением множеств, при характеристике которых используются слова, отождествляющиеся по смыслу с вычитанием.

Н-р: Сначала у проволоки отрезали 3 м., а потом отрезали еще 2 м. Сколько всего метров проволоки отрезали.

В начальной школе сложение рассматривается как объединение множеств.

Вычитание рассматривается как удаление части множества.

III В теме «Сложение и вычитание в пределах 10» можно выделить следующие группы вычислительных приемов:

- а ± 1 ТО: знание нумерации;

- а ± 2, 3, 4 ТО: конкретный смысл арифметического действия;

- а + 5, 6, 7, 8, 9 ТО: свойство арифметических действий(АД), переместительное свойство сложения a+b=b+a;

- а – 5, 6, 7, 8, 9 ТО: Связь между компонентами и результатом действия.

Методика работы по формированию вычислительных приемов сложения и вычитания в пределах 10 строится по плану:

- Подготовка

- Знакомство с вычислительным приемом и составление соответствий табличному сложению и вычитанию

- Закрепление знаний вычислительного приема.

IVУчитывая специфику курса математики необходимо организовать работу с использованием:

1. Тренировочные упражнения:

а. С целью запоминания табл. АД

б. С целью овладения вычислительными приемами

в. Для непосредственного применения нужного правила

г. С целью косвенного применения того или иного правила.

Выполнение таких заданий направлено на запоминание. Типичная форма данных упражнений: слуховые, зрительные или комбинированные.

2. Упражнения развивающего характера:

а. На выделение сходного и различного.

б. Выделение какой-либо закономерности на основе наблюдения.

в. Выяснение причинно-следственных связей.

г. Классификация выражений, разбиение на группы и другое.

3. С/р (кратковременные самостоятельные работы с записью выражений и ответов, математический диктант с записью только ответов):

а. Обучающий характер

б. Контролирующий

в. Творческий

Н-р.:

1.  + 2 = 7 — деформированные рав-ва

3 +  = 6

6 –  = 4

7 ∆ 2 = 9

2. 3 + 4 * 7 — сравнение

8 + 4 * 8

8 – 4 * 8 – 3

3. 3 + 5 = 8 — исп-я первое рав-во, найти значение во втором.

5 + 3 = ?

4. 5 + 2 — круговые выражения

7 – 4

8 – 3

9 – 1 3 + 6

5. цепочка выражений

4 + 1 10 – 1

5 + 1 9 – 1

6 + 1 8 – 1

6. 6 + 3 – 1 – 2 + 2

7. У : Я задумала число …..

8. У : Составьте выражение со значением 9, 8, 2

9. 5 + 3 У : Могут ли получиться одинаковые выражения? Почему?

5 + 4

10. 5 + 4 Указать выражение, в котором сумма одинакова

3 + 5

4 + 5

11. 5 + 3 4 + 3 Чем похожи пары выражений

8 – 3 7 – 3

12. Заполнение таблицы

   
   
     
         

V.

1. Обращение к наглядности: предметной (полной и неполной), схематической.

2. Создание игровых ситуаций

Н-р.: Помоги белке найти свое дупло.

Помоги зайчику добраться до морковки.

Помоги муравью добраться до своего дома.

Помоги Буратино добраться до золотого ключика.

Поймай бабочку.

Поставь цветы в вазу.

3. Использование дидактических игр: молчанка, цепочка, найди ошибки, день и ночь, почта, выбери правильный ответ, составим поезд, ромашка и другое.

4. Создание проблемных ситуаций на уроке.

5. Организация практической работы на уроке.

6. Поощрение.

7. С/р учащихся.

8. Использование приемов сравнения.

Наши рекомендации