III. Самоопределение к деятельности. €

— Вычислите. Расставьте буквы в порядке убывания соответ­ствующих ответов и расшифруйте слово.

15:3+12+ 4-7 (Л) 15 : 3 + (12 + 4) • 7(0)

15 : (3 + 12) + 4 • 7 (И) (15 : 3 + 12 + 4) • 7 (Д)

Ответ: доли.

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в решении задач на нахождение доли числа.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику№296 (с. 65).

— Прочитайте задание. Рассмотрите чертежи.

— Как узнать, какую часть отрезка АВ составляет отрезок CD? (Посмотреть, сколько отрезков CD укладывается в отрез­ке АВ.)

— Ответьте на вопрос. (Отрезок CD составляет третью часть отрезка АВ, так как содержится в нем Зраза.)

— Какую часть отрезка АВ составляет отрезок МК! (Четыре шестых.)

№297(с. 65). — Прочитайте задание.

— Как вы понимаете слова «длина восьмой части составляет 8 мм»? (Отрезок разделен на 8 частей, и каждая из них длиной 8 мм.)

— Как найти длину отрезка? (8мм • 8 = 64мм = 6 см 4мм.)

№ 298 (с. 65). — Прочитайте задания.

— Назовите формулу площади прямоугольника. (S = а • Ь.)

— Найдите площадь прямоугольника ABCD. (6-2= 12 (см2).)

— На сколько треугольников разделен прямоугольник? (Да 12.)

— Чему равна площадь одного треугольника? (12:12 = 1 (см2).)

— Можно ли вычислить площадь закрашенной фигуры по формуле? (Нет. Это не прямоугольник.)

— Как можно вычислить площадь закрашенной части? (1-5 = = 5 (см2).)

— Какими способами можно найти площадь незакрашенной части прямоугольника?

Решение

Первый способ: 1-7 = 7 (см2).

Второй способ: 12 — 5 = 7 (см2).

№299 (с. 65).

— Прочитайте задачу.

- Сделаем схематический чертеж к задаче. Сколько метров провода купили? (5мотков по 56м.)

— Отметьте это на схеме.

— Какую часть провода израсходовали? (Две седьмых части.)

— Отметьте это на схеме.

- Как можно узнать, сколько метров провода израсходовали?

- Как узнать, сколько метров провода осталось?

- Запишите решение задачи самостоятельно.

(Те, кто испытывает затруднения, берут карточку-помощницу с планом решения.)

1) Сколько метров провода купили?

2) Сколько метров составляют седьмую часть всего провода?

3) Сколько метров в двух седьмых частях?

4) Сколько метров осталось? Решение

1)56•5 = 280(м) — купили;

2) 280 : 7 = 40 (м) - одна седьмая часть всего провода;

3) 40 • 2 = 80 (м) - две седьмых части;

4) 280 - 80 = 200 (м).

Ответ: осталось 200 м провода. (Проверка, самооценка.)

V. Физкультминутка

На одной ноге постой-ка, (Стоять на правой ноге.)

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди,

Да смотри не упади! (Шаги на месте.)

А теперь постой на левой, (Стоять на левой ноге.)

Если ты солдатик смелый. (Прыжки на месте.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику№300 (с. 65).

— Прочитайте задачу.

- Какая краткая запись подходит к задаче? (Таблица.) 140

Сложение и вычитание

— Что такое производительность? (Работа, которую выполня­ют за единицу времени.)

— Заполните таблицу и решите задачу самостоятельно. (Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

Решение

1) 234: 3 = 78 (м2) - производительность;

2) 78-10 = 780 (м2).

Ответ: за 10 ч бульдозер разровняет 780 м2 дороги.

№302 (с. 65).

— Прочитайте задание.

— Как проверить, правильно ли выполнено деление? (Дели­тель умножить на частное. Если получится делимое, значит, деление выполнено верно.)

— Как проверить, правильно ли выполнено деление с остат­ком? (Делитель умножить на частное и прибавить остаток. Если получится делимое, значит, деление выполнено верно.)

(Решение примеров. Первый столбик — коллективно, с ком­ментированием, второй — самостоятельно. Проверка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 65). Проверка.)

Решение: 20 • 3 = 60 (мм) = 6 (см) - длина отрезка.

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— Как найти несколько долей числа?

— Как найти число, если известна его доля?

— Какие задания сегодня вызвали у вас затруднения?

Домашнее задание

Учебник: № 304, 305 (пожеланию) (с. 65).

Тема: Решение задач

Цель:совершенствовать вычислительные навыки, умение ре­шать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи разных видов; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; работать в парах; оценивать свои достижения; адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Наши рекомендации