III. Подведение итогов урока. - Какие задания вызвали у вас затруднения?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

Тема: Устные и письменные приемы вычислений

Цели: познакомить с письменными приемами сложения и вы­читания; учить использовать свойства сложения для рационали­зации устных и письменных вычислений; развивать умения со­ставлять и решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся пользоваться письменными приемами вычислений; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; принимать чужую точку зрения, отличную от собственной.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ контрольной работы

(Учащиеся анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе, и заполняют таблицу.)

Тема Количество ошибок
Запись многозначных чисел, нумерация  
Величины  
Умножение и деление  
Нахождение периметра прямоугольника  

III. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны примеры.) 345 + 345 3456 + 3456 34 567 + 34 567

- Чем отличаются примеры? (Количеством цифр в числах.)

- Объясните решение первого примера, выполнив запись столбиком.

- Складывали ли мы четырехзначные числа столбиком? (Нет.)

- Кто сможет объяснить, как решить второй пример? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением.)

- Кто сможет сложить пятизначные числа столбиком? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением.)

- Проверьте решение последнего примера вычитанием. Кто сможет это сделать?

(Желающий ученик решает пример на доске с объяснением.)

- Сделайте вывод: как складывают и вычитают многозначные числа столбиком? (Многозначные числа складывают и вычи­тают столбиком так же, как трехзначные.)

- Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять сложе­ние и вычитание многозначных чисел столбиком, повторить приемы сложения и вычитания.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 60.

- Какие свойства сложения мы знаем? (Переместительное и сочетательное.)

- Используя эти свойства, решите примеры.

№260 (с. 60). (Фронтальная работа.)

- Рассмотрите записи на полях, объясните их.

№262 (с. 60). (Первая строка - коллективно, с подробным объяснением и записью на доске, вторая - самостоятельно. Два ученика рабо­тают на откидной доске. Проверка, самооценка.)

№263 (с. 60).

- Прочитайте задачу.

- Как узнать, сколько всего человек участвовало в соревно­ваниях? (Сложить количество всех участников.)

- Что вы узнаете сначала? (Сколько человек в 18семьях: 3-18.)

- Что вы узнаете потом? (Сколько человек в 16семьях: 4-16.)

- Запишите решение задачи выражением и найдите его зна­чение. (3-18 + 4-16= 118 (чел.).)

№264 (с. 60).

— Прочитайте задачу.

- Сделаем краткую запись. Что известно в задаче? Что нужно узнать?

Выдано — 327 кн.

Осталось — ?, на 246 кн. < '

— Что вы найдете в первом действии? (Сколько книг осталось.)

— Каким действием? (Вычитанием.)

— Что найдете во втором действии? (Сколько книг было.)

— Каким действием? (Сложением.)

— Решите задачу самостоятельно. Решение

1) 327 - 246 = 81 (кн.) - осталось;

2) 327+ 81 =408 (кн.). Ответ: в библиотеке 408 книг.

V. Физкультминутка

Смотри скорей, который час,

Тик-так, тик-так, тик-так.

Налево — раз! Направо — раз!

Мы тоже можем так.

Чтоб стать похожим на орла

И запугать собак,

Петух расправил два крыла...

Мы тоже можем так. (Развести руки в стороны, плавно поднять и опустить их.)

Пастух в лесу трубит в рожок -

Пугается русак.

Сейчас он сделает прыжок...

Мы тоже можем так. (Присесть на корточки, приставить руки к голове, вытянуть указательные пальцы, изображая заячьи уши. Прыжки на месте.)

Идет медведь, шумит в кустах,

Спускается в овраг...

На двух ногах, на двух руках.

Мы тоже можем так. (Встать на четвереньки, двигаться сначала вперед, потом назад.)

VI. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

— Объясните решение примеров на с. 61.

№267 (с. 61). (Первые два столбика — коллективно, с подробным объяс­нением и записью на доске, последний - самостоятельно. Два ученика работают на откидной доске. Проверка, самооценка.)

№270 (с. 61).

— Прочитайте условие задачи.

— Поставьте вопрос. (Сколько бумаги пошло на изготовление тонких тетрадей ?)

— Сделаем схематический чертеж. Что в задаче является це­лым? (Вся бумага.)

— Сколько всего бумаги выпустили?

— Из каких частей состоит целое? (Из бумаги, затраченной на изготовление общих и тонких тетрадей.)

6335 т ?

4850 + (4850 - 365) т

— Что неизвестно в задаче? (Часть.)

— Как найти часть? (Из целого вычесть другую часть.)

— Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ученик работает у доски. Проверка, самооценка.)

Решение

1) 4850 + (4850 - 365) = 9335 (т) - бумаги выпустили;

2) 9335 - 6335 = 3000 (т).

Ответ: на изготовление тонких тетрадей пошло 3000 т бумаги.

№271 (с. 61).

— Прочитайте задачу.

— Что нужно знать, чтобы определить площадь сада? (Длину и ширину сада.)

— Можно ли сразу вычислить площадь? Почему? (Нет, так как мы не знаем длину.)

— Как узнать длину?

— Запишите решение задачи самостоятельно. (Один ученик комментирует решение вслух.)

Решение

1)50-2= 100 (м) - длина;

2) 100 • 50 = 5000 (м2) - площадь;

3) 5000 : 10 = 500 (д.).

Ответ: на этой площади можно посадить 500 деревьев.

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение заданий «Проверь себя» (учеб­ник, с. 60, 61). Самопроверка по образцу.) Ответы

С. 60: 1000, 20 800, 35 000. С. 61: 29 784, 39 950.

— Оцените свою работу на уроке.

Наши рекомендации