Лекция № 1. Введение. Мифология и фольклор
Как основа национальных литератур
История литературы народов России.
Первые памятники письменности (тюркоязычная литература; Кул Гали «Сказание о Юсуфе», поэзия Салавата Юлаева).
Среди выдающихся памятников героического эпоса особо выделяются алтайский эпос «Маадай-Кара», бурятский улигер «Гэсэр», карельские руны «Калевала», мордовское предание «Сияжар», калмыцкий «Джан-гар», тувинское эпическое сказание «Меге Баян-Тоо-лай», русские былины о богатырях (Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и др.); эпические сказания народов Кавказа «Нарты», якутское мифологическое героическое сказание (олонхо) «Нюргун Боотур Стремительный», башкирский героический эпос (кубаир) «Урал-батыр», хакасское сказание «Алтын Чюс». Все вышеперечисленные героические эпосы, какими бы древними они ни были, имеют историческую основу, в них мы видим отражение быта и реальных очень давних событий.
В основе эпосов большинства народов России, в первую очередь тюркских и монгольских, лежат мифологические представления, в соответствии с которыми весь мир состоит из трех ярусов — небесного, земного и подземного (подводного). Небожители бессмертны, а земля населена простыми смертными. Небожители доброжелательно относятся к людям и помогают им в борьбе с чудовищами подземного мира, которые олицетворяют силы зла. И хотя во многих эпических героических сказаниях есть элементы мифологического и мифического («Калевала», «Нюргун Боотур Стремительный», «Сияжар»), жизненная основа далеких времен явно ощутима.
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Типология героического эпоса. М., 1975.
Вопросы студентам для самопроверки
1. Место курса «Литературы народов России» среди филологических дисциплин. Цели и задачи курса, хронологические рамки.
2. Периодизация национальных литератур.
3. Фольклор и развитие национальных литератур.
Лекция № 2. Общая характеристика осетинской литературы. Традиции русской литературы в творчестве К. Хетагурова
Поэзия и просветительская деятельность Косты Хетагурова.
Основные мотивы его творчества: гражданская лирика, тема поэта и поэзии, любовная лирика.
Тема судьбы женщины в поэме «Фатима».
Некрасовские традиции и их отражение в творчестве К. Хетагурова.
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Типология героического эпоса. М., 1975.
Вопросы студентам для самопроверки
1.Назовите периоды творчества К. Хетагурова, кратко охарактеризуйте каждый из них.
2. Кому из русских поэтов близок К. Хетагуров в раскрытии темы поэта и поэзии?
3. Раскройте эволюцию любовной лирики поэта.
Лекция № 3. Шолом-Алейхем – основоположник еврейской литературы. Проблематика его произведений. Проблемы традиции и новаторства
Писательская деятельность Шолом-Алейхема.
Воплощение социальных мотивов в романах «Сендер Бланк и его семейка».
Трагическая участь таланта и тема искусства в романах «Стемпеню» и «Иоселе-соловей».
Цикл рассказов о Тевье-молочнике.
Своеобразие языка произведений Шолом-Алейхема.
Судьба человека из народа и её отражение в повести «Мальчик Мотл».
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Типология героического эпоса. М., 1975.
Вопросы студентам для самопроверки
1.Назовите периоды творчества художника.
2. Раскройте эволюцию его творчества.
Лекция № 4. Татарская литература в системе литератур народов России. Творчество Г. Тукая и Мусы Джалиля –
Поэзия Г. Тукая. Просветительское направление его ранних стихотворений («Шакирд, или одна встреча», «О, перо»). Фольклорные традиции в поэме «Шурале».
Творчество Мусы Джалиля. Романтический герой его юношеской лирики («Душе моей»). Основные мотивы поэзии М. Джалиля 1930-х гг. История создания, основные мотивы и образы цикла стихотворений «Моабитская тетрадь»
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
История татарской советской литературы. М., 1970.
Воздвиженский В.Г. «Моабитская тетерадь» Муссы Джалиля. М., 1969.
Мустафин Р.А. По следам оборванной песни. М., 2004.
Вопросы студентам для самопроверки
1. В чем проявилось влияние русской классики (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова) на творчество татарских поэтов?
2. Каковы особенности гражданской лирики Г. Тукая?
3. В чем состоит художественное своеобразие цикла «Моабитская тетрадь» Муссы Джалиля?
Лекция № 5. Общая характеристика балкарской литературы. Творчество Кайсына Кулиева
Лирика Кайсына Кулиева. Основные мотивы его творчества. Образ родной земли в его стихотворениях.
Мир природы и мир человека в творчестве балкарского поэта.
Любовная лирика К. Кулиева.
Тема диалектической взаимосвязи жизни и смерти в стихотворениях «Памяти матери» и «Песня сухой чинары».
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
История татарской советской литературы. М., 1970.
Байрамукова Н.М. Кайсын Кулиев. М., 1975.
Дементьев В.В. Кавказская тетрадь. М., 1989.
Рассадин С.М. Кайсын Кулиев. М., 1974.
Эфендиева Т.Е. Кайсын Кулиев. М., 1985.
Вопросы студентам для самопроверки
1. Каковы основные темы и мотивы лирики военного периода творчества Кайсына Кулиева.
2. Каковы особенности любовной лирики балкарского поэта?
Лекция № 6. Жанрово-стилевые особенности башкирской литературы. Творчество Мустая Карима
Поэтические произведения Мустая Карима.
Тема войны в лирике поэта.
Поэтический цикл «Европа – Азия».
Традиции А.Чехова и М.Горького в драматургии М. Карима.
Образ ребёнка в повести «Долгое-долгое детство».
Литература
Обязательная
Хайруллин Р.З., Зайцева Т.И. Литература народов России. – М.: Дрофа, 2017.
Дополнительная
1. Литература народов России. М., 2002.
2. Хайруллин Р. 3. Литература народов России. М.: Дрофа, 2009.
3. Петросян А.А. История народа и его эпос. М., 1982.
Рекомендуемая
Ломунова М.Н. Мустай Карим. М., 1988.
Хакимов А.Х. С веком наравне. М., 1971.
Хренков Д.Т. Мустай Карим. М., 1979.
Вопросы студентам для самопроверки
1. Как военная тема раскрывается в послевоенном творчестве М. Карима?
2. Охарактеризуйте стихотворный цикл М. Карима «Европа–Азия». Как в нем осуществляется поэтическая перекличка с поэмой А. Твардовского «За далью – даль»?