Журналы («Вестник Европы» при Н. М. Карамзине и его преемниках
«Сын Отечества» Н. И. Греча,«Соревнователь просвещения и благотворения» —
издание Вольного общества любителей российской словесности и
«Невский зритель» И. М. Сниткина и др., отраслевые журналы)
Сформировавшийся в конце XVIII в. политико-философский журнал с злободневной публицистикой гражданского звучания, представленный «Беседующим гражданином» и «Санкт-Петербургским журналом», нашел идейное и структурно-жанровое воплощение в «Периодическом издании Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» (1804). Продолжением библиографического издания, развитию которого содействовали «Санкт-Петербургские ученые ведомости» Н. И. Новикова, стали в 1825 г. «Библиографические листы» П. И. Кеппена. В своем журнале он достаточно полно знакомил читателей не только с книгами, но и с содержанием главнейших периодических изданий.
Более существенное влияние на типологию русской журналистики оказали издания, основанные на рубеже веков Николаем МихайловичемКарамзиным. Его ежемесячный литературно-критический «Московский журнал» послужил прототипом для «Цветника» (1802-1810), «Санкт-Петербургского вестника» (1812) и «Московского Меркурия» (1803), что признавали сами издатели журналов. Литературно-политический журнал «Вестник Европы» Карамзина, выражая потребности времени и опираясь на традиции отечественной журналистики, в известной степени ориентировался на европейский опыт, о чем свидетельствовали как его название, так и обращение издателя к 12 английским, французским и немецким журналам для перевода статей. Вывод Белинского о том, что влияние Карамзина «на современников было так велико и сильно, что целый период нашей литературы от девяностых до двадцатых годов по справедливости называется периодом «Карамзинским», имел непосредственное отношение и к типологии русской журналистики.
Инициатива издания «Вестника Европы» принадлежала арендатору типографии Московского университета И. Попову, который обратился к Карамзину с просьбой стать редактором нового журнала. За эту работу назначалось вознаграждение 3 тыс. рублей в год— первый случай оплаты редакторского труда. Карамзин издавал «Вестник Европы» дважды в месяц в течение двух лет (1802-1803). Задуманный как журнал литературно-политический, он имел два постоянных отдела — «Литература и Смесь» и «Политика». Журнал оказался долгожителем и просуществовал до 1830 г. За это время не раз сменялись редакторы, обновлялся составсотрудников, переименовывались отделы. Неизменной оставалась проправительственная ориентация издания, признание монархии и крепостного права гарантами стабильности и процветания российского государства.
Политический отдел «Вестника Европы» имел два подотдела: «Общее обозрение» и «Известия и замечания». В первом присутствовала перепечатанная из иностранных источников оперативная политическая информация, во втором — политическое обозрение событий внутренней и внешней российской и зарубежной действительности, автором которого выступал преимущественно редактор.
Карамзин придал своему журналу просветительскую и гуманистическую направленность, вел его на высоком профессиональном уровне, сам активно участвовал как автор и привлек к сотрудничеству талантливых писателей: Г. Р. Державина, М. М. Хераскова, В. В. Измайлова, В. А. Жуковского, И. И. Дмитриева и др. Все это обеспечило успех журнала среди читателей. Уже к середине января 1802 г. «Вестник Европы» имел 580 подписчиков, вскоре их число возросло до 1200, потребовалось переиздание.
Идею благоденствия России Карамзин связывал с надеждами на просвещенного монарха, с распространением образования среди всех сословий, с гуманистическим совершенствованием общества. Его статья «Приятные виды, надежды и желания нынешнего времени» рисовала картину идеальных взаимоотношений крестьянина и помещика: «Российский дворянин дает нужную землю крестьянам своим, бывает их защитником в гражданских отношениях, помощником в бедствиях случая и натуры: вот его обязанность! Зато он требует от них половины рабочих дней в неделе: вот его право!»
В статьях «О новом образовании народного просвещения в России» и «О верном способе иметь в России довольно учителей» он ратовал за открытие сельских школ, установление «казенного кошта» для неимущих студентов. С притоком талантливой молодежи из низших слоев общества Карамзин связывал будущие достижения отечественной науки и образования: «Россия на первый случай может единственно от низших классов гражданства ожидать ученых, особенно педагогов. Дворяне хотят чинов, купцы — богатства через торговлю, они, без сомнения, будут учиться, но только для выгод своего особенного состояния, а не для успехов самой науки, не для того, чтобы хранить и передавать ее сокровища другим».
Карамзин писал, что «нравственные и политические революции свойственны земному шару». В то же время он отрицательно оценивал последствия французской революции, гак как она показала, что «народ делается жертвою ужасных бедствий, которые необыкновенно злее всех обыкновенных злоупотреблений власти». Он приветствовал возобновление монархических порядков во Франции с приходом Наполеона.
Признавая целесообразность эволюционного пути развития государства с утвердившимся политическим устройством, сложившимися общественными и нравственными отношениями, каковым, по его мнению, являлась монархическая Россия, Карамзин вместе с тем знакомил русского читателя с республиканскими основами государственности. В повести «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» он показал новгородскую республику с ее символом вольности — вече, высказался за восстановление республиканских порядков в Швейцарии.
В статьях 1802 г. «Отчего в России мало авторских талантов?», «О книжной торговле и любви ко чтению в России» издатель «Вестника Европы» выступает как активный поборник просвещения, нравственного влияния литературы на общество.
Сделавшись придворным историографом, Карамзин отошел от журнала, его редактором в 1804 г. стал П. Сумароков. При нем вотделе словесности сотрудничали П. Макаров, кн. Шаликов и другие литературные последователи Карамзина. Политическое обозрение исчезло со страниц журнала. С 1805 по 1807 г. «Вестник Европы» возглавлял профессор Московского университета М. Т. Каченовский, в числе сотрудников были В. А. Жуковский, С. Н. Глинка, А. Ф. Воейков, А. Ф. Мерзляков и другие стихотворцы. Новый редактор заявил о себе статьями исторического содержания. В журнале печатались книжные и театральные рецензии.
С 1808 г. «Вестник Европы» редактировал В. А. Жуковский (в 1810 г. совместно с М. Т. Каченовским), он часто публиковал свои стихи, баллады, повести. В журнале участвовали К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, Н. И. Гнедич и другие писатели и поэты. В 1810 г. изменилась структура издания. Вместо двух отделов стало пять: «Словесность», «Науки и искусство», «Критика», «Смесь», «Обозрение происшествий». С 1811 г. редактором вновь сделался Каченовский (в 1814 г., во время его болезни, издание редактировал В. Измайлов, при котором дебютировали Пушкин, Дельвиг, Грибоедов) и оставался на этом посту до его прекращения. Тему Отечественной войны представляли в журнале такие поэтические произведения, как «Слава» Державина, «Певец во стане русских воинов» Жуковского. В последние годы существования журнала в нем деятельно участвовал Н. И. Надеждин. Консервативная общественно-литературная позиция редактора «Вестника Европы» Каченовского вызывала критические и сатирические замечания А. Бестужева, Пушкина, Н. Полевого.
Наряду с «Вестником Европы» к числу изданий-долгожителей принадлежит «Сын Отечества», выходивший в С.-Петербурге с 1812 по 1852 г. Основатель и редактор журнала Николай Иванович Греч получил на его организацию от царской фамилии 1 тыс. рублей. Название журнала подчеркивало патриотический замысел и гражданское назначение периодического издания, созданного в пору народного противостояния наполеоновскому нашествию. Содержание, жанры, иллюстрации «Сына Отечества» служили главной цели — пробуждению в сердцах читателей патриотических чувств. Война трактовалась как освободительная борьба народа за национальную независимость.
Таков был и лейтмотив статьи «Послание к русским» А. П. Куницына — ученого и педагога Царскосельского лицея, о котором Пушкин сказал: «Он создал нас, он воспитал наш пламень». Статья отличалась оптимизмом, уверенностью в победе народа, который защищает свою землю от захватчиков. Мысль о непобедимости борющегося за свободу народа получила развитие в оригинальных и переводных публикациях «Сына Отечества»: «Освобождение Швеции от тиранства Христиaнa II, короля датского» И. Кайданова, «Речь скифского посла Александру Македонскому» в переводе с латинского Куницына и др.
Ход военной кампании оперативно освещался в жанрах зарисовки и репортажа, героями которых являлись солдаты, идущие на смерть за Отчизну; крестьяне-партизаны, с вилами в руках наводившие страх на врага. Рядом с этими материалами, иллюстрировавшими народный характер войны, печатались басни И. А. Крылова, карикатуры А. Г. Венецианова и И. И. Теребенева, ставшие живой летописью героических событий. Политические новости из Европы помещались в регулярных приложениях к журналу.
После завершения военных действий в «Сыне Отечества» стали сотрудничать вернувшиеся с поля боя офицеры, будущие декабристы, талантливые писатели и публицисты — Ф. Глинка, А. Бестужев, Н. Муравьев, Рылеев, Н. Тургенев, Кюхельбекер, Грибоедов, Пушкин и др.
На титульном листе «Сына Отечества» значилось: «Журнал исторический, политический и литературный» (последнее слово появилось в 1814 г.).
Как журнал исторический «Сын Отечества» обращался к замечательным событиям прошлого России и прежде всего к «грозе двенадцатого года». В этой связи программное значение имела статья «Рассуждение о необходимости иметь историю Отечественной войны 1812 года» Ф. Глинки — участника военных действий, автора «Писем русского офицера», члена тайных обществ декабристов. В своей статье Ф. Глинка делился соображениями о том, кто должен писать историю Отечественной войны, каково должно быть ее содержание и каков слог. В качестве авторов героической летописи, но его мнению, должны быть непосредственные участники сражении, которые могут правдиво показать подвиг народа, отстоявшего национальную независимость. Подобно тому, как в зеркале вод отражаются большие деревья и маленькие кустарники, пишет автор, так и в будущей истории войны необходимо осветить участие всех народностей, защищавших Отечество. Писать о подвиге народа, по мнению Ф. Глинки, следует чистым и ясным слогом, доступным людям всякого состояния, ибо все сословия «участвовали в славе войны и в свободе отечества».
Как журнал политический «Сын Отечества» обращался к событиям внешней и внутренней жизни страны. В статье А. Куницына 1818г. «О состоянии иностранных крестьян» ставились под сомнение доводы публицистов, считавших положение русского крестьянина предпочтительным по сравнению с иностранным, так как о его благосостоянии печется помещик. По словам Куницына, русский крестьянин лишен главного — личной свободы. Опубликованная в следующем номере «Сына Отечества» статья Куницына «О конституции» продолжала заявленную тему и утверждала преимущества конституционного парламентского правления.
Состояние литературной жизни России находило постоянное отражение в журнале. В статьях А. Бестужева, Кюхельбекера, Рылеева рассматривались магистральные вопросы развития отечественной словесности, утверждалась идея самобытной литературы. В статье «Несколько мыслей о поэзии» Рылеев выступал против духа рабского подражания, за истинно национальную поэзию гражданской направленности. В полемике вокруг комедии Грибоедова «Горе от ума», поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», баллады Жуковского «Людмила» выявлялась литературно-эстетическая позиция «Сына Отечества», его ориентация на народность, национальную самобытность искусства, гражданский романтизм.
После событий на Сенатской площади «Сын Отечества» претерпел существенные изменения в направлении, составе сотрудников и сделался заурядным официозным изданием. В 1825 г. соредактором Н. И. Греча стал Ф. В. Булгарин, журнал постепенно растерял подписчиков (с 1200 до 300).
«Соревнователь просвещения и благотворения» издавался с 1818 г. Вольным обществом любителей российской словесности, о чем свидетельствовал подзаголовок на титульном листе журнала. Руководителем Вольного общества был Ф. Н. Глинка, состоявший членом Союза благоденствия. Журнал издавался на средства общества, труд авторов не оплачивался, а доходы от подписки предназначались нуждающимся ученым, литераторам, учащимся. Тем самым достигалась благотворительная цель издания.
Члены Вольного общества видели благо и счастье народа в обретении свободы, полученной законным путем. В повести Ф. Глинки «Зиновий Богдан Хмельницкий» эта мысль была четко сформулирована: «Свобода, разумеется законная, благоразумная, есть одно из главнейших составных частей счастья народного. Она столь же необходима для государства, как свет для целого мироздания».
Идея достижения общего блага с помощью просвещения пронизывала речи членов Вольного общества, опубликованные в журнале. К числу программных относилась речь Д. Сахарова «Об успехах просвещения» (1819). Автор связывал нравственный и интеллектуальный прогресс человечества с наличием свободы: «Свобода была причиною развития ума человеческого, она же способствовала и быстрым успехам его». Он упоминал о французских просветителях XVIII в., немецких и английских писателях — Шиллере, Байроне, из русских — о Ломоносове, Державине, Карамзине. Рассуждая о просвещении исвободе, Д. Сахаров осуждал рабство негров в Америке, что в условиях крепостнической России звучало актуально.
Журнал включал в себя четыре отдела: «Науки и художества», «Изящная проза», «Стихотворения», «Смесь». В них присутствовали «биографии знаменитых мужей», «живописные путешествия». В «Записках о Голландии в 1815 году» Н. Бестужева, «Путешествии в Ревель» А. Бестужева, «Европейских письмах» Кюхельбекера сопоставлялась русская и европейская действительность и делался вывод в пользу просвещения, «истинной добродетели», «человечности».
К числу значительных выступлений журнала но вопросам словесности относится цикл статей 1823 г. О. Сомова «О романтической поэзии», автор которых утверждал идеи гражданского романтизма, высмеивал подражательность и однообразие современной литературы. Пафос и лексика его статьи, в том числе осуждение элегической мечтательности, тоски и уныния в словесности той поры, были восприняты Кюхельбекером и год спустя получили развитие в его статье в «Мнемозине».
Существенное место в «Соревнователе» отводилось фольклору и его научным исследованиям в статьях «Нечто о народных русских песнях» А. Гевлича, «О народной поэзии» кн. Цертелева и др. Печатались стихи Ф. Глинки, Жуковского, Дельвига, Баратынского, Пушкина, Кюхельбекера. В стихотворении «Поэты» (1820) Кюхельбекер вдохновенно говорил о сатире Ювенала, ставшей грозным бичом тиранов. Он сопоставлял судьбы римского поэта и «певца Руслана» в тот момент, когда Пушкина отправляли в ссылку на юг, что дало повод одному из бывших членов Вольного общества написать на автора «Поэтов» донос министру внутренних дел.
«Соревнователь просвещения и благотворения» издавался до ноября 1825 г., всего вышло 32 части, тираж журнала составлял 200-300 экземпляров.
Журнал «Невский зритель» по составу сотрудников и проблематике являлся представителем декабристской периодики. В нем сотрудничали члены Вольного общества любителей российской словесности, участники тайных обществ декабристов. Журнал выходил ежемесячно с января 1820 по июнь 1821 г., его издателями были И. Сниткин, Г. Крутиков, М. Яковлев. В числе авторов выступали Пушкин, Кюхельбекер, Баратынский, Сомов, Ф. Глинка и др.
«Невский зритель» состоял из семи отделов: «История и политика», «Воспитание», «Нравы», «Литература», «Критика», «Изящные искусства», «Смесь». Руководители отделов и сотрудники в период кратковременного существования журнала менялись, этим можно объяснить перемены в оценках произведений. Отделы «Литература» и «Нравы» некоторое время возглавлял К. Ф. Рылеев; предполагалось, что он станет издателем журнала. Появлялись новые отделы: «Политические новости», «Благотворения».
«Невский зритель» проповедовал идеи просвещения и образования, одобрял конституционную монархию. Издатель журнала магистр этико-политических наук И. М. Сниткин посвятил этой теме ряд статей: «О постепенном образовании гражданских обществ», «О правлении, образованности И политических переменах Греции, с объяснением причин ее возвышения и упадка», «О правлении и законодательстве римлян, начиная от Ромула до уничтожения царского достоинства», «О состоянии вещей и политическом положении государств Европы» и др. Осуждая разрушительные революционные события в странах Европы, он признавал общественный прогресс, основой которого служат просвещение и разумное законодательство. В статьях Н. Рашкова, помещенных в отделе «Воспитание», излагались педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо, проводилась мысль о том, что просвещение пробуждает чувство духовной свободы.
Выступления «Невского зрителя» по вопросам экономики и государственного хозяйства («О влиянии правительства на промышленность», «О влиянии фабрикантов на промышленность» и др.), в которых возлагались надежды на успехи промышленного производства в России и содержались рекомендации правительству издать разумные постановления в этом направлении, вызвали недовольство министра просвещения А. Н. Голицына, посчитавшего наставления журнала неуместными и неприличными.
Из литературных произведений в «Невском зрителе» примечательными стали стихотворения Пушкина и Рылеева. Пушкин опубликовал в журнале отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», Рылеев напечатал сатиру «К временщику» (1820), в которой обличался «надменный временщик, и подлый и коварный. Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, Неистовый тиран родной страны своей. Взнесенный в важный сан иронырствами, злодей!» В этом портрете современники без труда узнали А. А. Аракчеева. Над автором сатиры И журналом нависла угроза наказания, но его не последовало, гак как всесильный временщик, по словам Н. Бестужева, «постыдился признаться явно, туча пронеслась мимо».
Среди критических выступлений журнала, авторами которых являлись Сомов и Кюхельбекер, программное значение имело литературное обозрение последнего «Взгляд на текущую словесность» (1820). В нем анализировались публикации современных журналов, в ТОМ числе статьи отраслевого журнала «Сибирский вестник», посвященного истории, географии и этнографии Сибири. Кюхельбекер назвал «Сибирский вестник» важным и занимательным для всякою русского.
В рассматриваемый период активно формировалась отечественная отраслевая периодика, чему способствовало развитие экономики и разделение труда. В качестве издателей специальных журналов выступали государственные учреждения: Министерство внутренних дел выпускало в свет «Санкт-Петербургский журнал» (1804-1809), Академия наук — «Технологический журнал» (1804-1815) и «Статистический журнал» (1806, 1808), временный артиллерийский комитет Военного министерства—«Артиллерийский журнал» (1808-1811). Среди частных изданий заявили о себе «Экономический журнал, издаваемый Василием Кукольником» (СПб., 1807), «Новый магазин естественной истории, физики, химии и сведений экономических)» И.Двигубского (М., 1820-1830).
В соответствии со специализацией эти издания помещали научные и научно-популярные статьи, статистические материалы, практические советы, рекламу. Особое место в них занимала иллюстрация: чертежи новейших изобретений, рисунки технических новшеств, географические карты, таблицы, схемы. Авторами теоретических и практических публикации являлись отечественные и зарубежные ученые, изобретатели. В ведомственных изданиях печатались правительственные распоряжения, разного рода официальные документы. Имелись библиографические отделы, где рецензировалась специальная ли гература.
«Технологический журнал» положил начало специальным научно-техническим журналам. Он издавался Академией наук с 1804 но 1815 г. по четыре номера в год, а далее выходил до 1826 г. под новым названием — «Продолжение Технологического журнала, состоящее из Ученых известий, имеющих предметом приложение учиненных в науках открытий к практическому употреблению». В 1816 г. «Ученые известия» выделились в самостоятельное издание.
В журнале отсутствовали отделы и рубрики, что делало его похожим на сборник статей. Авторами научно-технических публикаций выступали отечественные ученые Н. Озерецковский, Я. Захаров, И. Загорский и др. Содержание их статей соответствовало провозглашенному в предисловии к журналу девизу: «Успехи ремесл и заводов в необходимой находятся связи с успехами наук». Наиболее активным автором являлся бессменный редактор журнала акад. В. М. Севергин. Цикл его статей «Рассуждение о металлургии, заключающее в себе теорию главных ея работ» печатался с продолжением в течение нескольких лет. Журнал прекратился после кончины Севергина.
Журнал «Новый магазин естественной истории, физики, химии и сведений экономических» И. Двигубского представлял собой дайджест, в котором помещались перепечатки из зарубежных журналов и книг, преимущественно из французских.
В журнале имелись отделы: «Естественная история», «Физика», «Смесь», «Метеорологические наблюдения». В последнем отделе помещались таблицы, содержавшие сведения о температуре воздуха, давлении, силе ветра. В отделе «Смесь» печатались библиографические заметки о новых книгах: «Книги зоологические, ботанические, минералогические, физические, химические и пр.». Тематика публикаций журнала, очерченная в его названии, была весьма разнообразной. Научно-технические статьи («О произведении электричества в минералах посредством давления», «О сотрясении упругих поверхностей») сочетались с практическими советами и рекомендациями («О предохранении от насекомых шерсти, мебели, платья, мехов и др. вещей в домашнем хозяйстве», «О мостах из железной проволоки»). Журнал издавался до 1830 г.
Помимо научно-технических выходили специальные журналы иной тематической и читательской ориентации: «Журнал для детей, или Приятное и полезное чтение для образования ума и сердца. Новое издание» (СПб., 1815), краеведческо-этнографический «Сибирский журнал, издаваемый Григорием Спасским» (СПб., 1818-1825), иллюстрированный журнал «Волшебный фонарь, или Зрелище С.-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верною кистью в настоящем их наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию. Ежемесячное издание на 1817 год», сатирический и юмористический еженедельник А. Венецианова «Журнал карикатур» (СПб., 1808) и др.
Специальные журналы содействовали развитию отечественной науки и культуры, просвещению читателей, становлению жанров научно-популярной прозы, художественно-изобразительного искусства.