Тема: Понятие функциональных стилей русского литературного языка. Книжные стили

Цель: проанализировать особенности книжных стилей русского литературного языка.

План

1. Дайте определение понятию «функциональный стиль».

2. Расскажите о классификации функциональных стилей русского литературного языка.

3. Каковы отличительные черты научного стиля?

4. Каковы особенности официально-делового стиля?

5. Перечислите основные приметы публицистического стиля.

6. Каковы особенности разговорного стиля литературного языка? В чем его отличие от книжных стилей?

7. Каковы функции художественного стиля?

8. Выполните тренировочные упражнения.

9. Выполните тест № 1 «Язык и речь. Понятие речевой деятельности».

Практическое занятие № 3

Тема: Акцентологические и орфоэпические нормы русского литературного языка

Цель: рассмотреть основные акцентологические и орфоэпические нормы литературного языка.

План

1. Что такое «норма»?

2. Расскажите о видах и типах норм.

3. Под действием каких законов происходит изменение норм в языке?

4. Дайте определение термина «орфоэпия».

5. Расскажите о нормах произношения гласных.

6. Расскажите о нормах произношения согласных.

7. В чем трудность усвоения акцентологических норм русского литературного языка?

8. Выполните тренировочные упражнения.

9. Выполните тест № 2 «Понятие нормы. Орфоэпические нормы литературного языка».

Практическое занятие № 4

Тема: Лексические нормы русского литературного языка

Цель: проанализировать основные лексические нормы литературного языка; выявить основные речевые ошибки.

План

1. Дайте определение понятию «лексические нормы», или «нормы словоупотребления».

2. Перечислите нарушения лексических норм.

3. Что такое многословие? Назовите его виды.

4. Какие ошибки возникают при непонимании значения слова?

5. Каковы правила употребления иноязычных слов в речи?

6. Выполните тренировочные упражнения.

7. Выполните тест № 3 «Лексические нормы литературного языка».

Практическое занятие № 5

Тема: Морфологические нормы русского литературного языка

Цель: проанализировать нормы образования грамматических форм имени существительного.

План

1. Дайте определение понятию «морфологические нормы».

2. Каковы особенности употребления форм рода имен существительных?

3. Каковы особенности употребления падежных форм имен существительных?

4. В чем особенности склонения имен и фамилий?

5. Каковы особенности употребления форм числа имен существительных?

6. Выполните тренировочные упражнения.

Практическое занятие № 6

Тема: Морфологические нормы русского литературного языка

Цель: проанализировать нормы образования грамматических форм разных частей речи.

План

1. Расскажите о нормах образования грамматических форм имен прилагательных.

2. Каковы особенности образования грамматических форм имен числительных и местоимений?

3. Трудные случаи образования грамматических форм русского глагола.

4. Трудные случаи употребления в предложениях предлогов.

5. Выполните тренировочные упражнения.

6. Выполните тест № 4 «Морфологические нормы литературного языка».

Практическое занятие № 7

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка

Цель: проанализировать нормы объединения слов в словосочетания и предложения на уровне простого предложения.

План

1. Дайте определение понятию «синтаксические нормы».

2. Каковы стилистические функции порядка слов в предложении?

3. Каковы правила согласования подлежащего со сказуемым?

4. Трудности в употреблении причастных оборотов.

5. Трудности в употреблении деепричастных оборотов.

6. В чем особенности употребления неполных предложений?

7. Выполните тренировочные упражнения.

Практическое занятие № 8

Тема: Синтаксические нормы русского литературного языка

Цель: проанализировать нормы объединения слов в словосочетания и предложения на уровне сложного предложения.

План

1. Каковы особенности употребления сложных предложений?

2. Назовите ошибки в образовании сложно-подчиненных предложений.

3. Каковы особенности введения в текст прямой речи?

4. Выполните тренировочные упражнения.

5. Выполните тест № 5 «Синтаксические нормы русского литературного языка».

Практическое занятие № 9

Наши рекомендации