I. Круг чтения и потребность в чтении

Анкета

1. Назови своих любимых писателей и поэтов и их книги.

2. Книги на какие темы ты предпочитаешь читать?

3. Часто ли ты читаешь дома по собственному желанию (подчеркни верное: каждый день, 2–3 раза в неделю, раз в неделю, 3–4 раза в месяц, еще реже)?

4. Тебе больше нравится читать самому или когда тебе читают? Почему?

5. Тебе больше нравится читать стихи или прозу? Почему?

6. Назови книги и их авторов, которые ты прочитал за эту четверть.

II. Выявление качества чтения и уровня литературного развития

Прочитай стихотворение и ответь на вопросы.

Саша Черный

Когда никого нет дома

В стёкла смотрит месяц красный,

Все ушли – и я один.

И отлично! И прекрасно!

Очень ясно:

Я храбрее всех мужчин.

С кошкой Мур, на месяц глядя,

Мы взобрались на кровать:

Месяц – брат наш, ветер – дядя,

Вот так дядя!

Звёзды – сёстры, небо – мать…

Буду петь я громко-громко!

Буду громко-громко петь,

Чтоб из печки сквозь потёмки

На тесёмке

Не спустился к нам медведь…

Не боюсь ни крыс, ни Буки, –

Кочергою в нос его!

Ни хромого чёрта Клуки,

Ни гадюки, –

Никого и ничего!

В небе тучка, как ягнёнок,

В завитушках, в завитках,

Я – не мальчик, я слонёнок,

Я – тигрёнок,

Задремавший в камышах…

Жду и жду я, жду напрасно –

Колокольчик онемел…

Месяц, брат мой, месяц красный,

Месяц ясный,

Отчего ты побледнел?

Вопросы к стихотворению Саши Черного

Это стихотворение смешное или грустное? Почему ты так решил?

Отметь карандашом рядом со строчками те фрагменты стихотворения, которые показались тебе особенно смешными или грустными.

2. Кому ты сочувствовал, читая стихотворение? Почему?

3. Понравился ли тебе герой стихотворения? Чем?

4. Как тебе показалось, мальчик действительно рад, что «все ушли» и «он – один»? Действительно ли он не боится «никого и ничего»? Что в тексте помогло тебе ответить на эти вопросы?

5. Найди в тексте сравнения, подчеркни их зелёным карандашом.

6. Найди в тексте эпитеты. Подчеркни их синим карандашом.

7. Зачем сравнения и эпитеты нужны автору, что помогают увидеть читателю?

8. Найди в тексте звукопись. Подчеркни примеры звукописи простым карандашом. Для чего автор использует звукопись?

9. Как автор относится к своему герою? Что помогло тебе это понять?

10. Можно ли героя стихотворения назвать смелым? Почему?

11. Сколько иллюстраций и каких ты бы сделал к этому произведению? Опиши их словами.

12. Почему стихотворение заканчивается вопросом? Как бы ты ответил на этот вопрос?

III. Теоретико-литературные знания

Задание 1. Перед тобой 6 произведений. Определи их жанр. Какое из этих произведений является научно-популярным? Обоснуй свое мнение.

Г.Я.Снегирёв

Осьминожек

Весной тёплые туманы стали подтачивать льдины.

А когда совсем потеплело, с береговым ветром прилетела на палубу бабочка.

Я поймал её, принёс в каюту и стал вспоминать, как весной в лесу зяблики поют и на полянках бегают ёжики.

«Хорошо бы, – думаю, – ёжика поймать! Только где его в северном море поймаешь?..»

И завёл я вместо ёжика маленького осьминожка: он с рыбой в сетях запутался.

Посадил я осьминожка в банку из-под варенья, а банку поставил на стол.

Так и жил у меня в банке осьминожек. Я что-нибудь делаю, а он за камушком притаится и за мной подглядывает. Камушек серый, и осьминожек серый. Солнцем его осветит – жёлтым станет, это он так маскируется.

Однажды я читал книгу. Сначала тихо сидел, а потом стал быстро перелистывать страницы.

Осьминожек вдруг стал красным, потом жёлтым, потом зелёным. Он испугался, как страницы замелькали.

А ёжик разве так умеет? Он только колется да фыркает.

Постелил я как-то под банку зелёный платок – о осьминожек стал зелёным. А один раз я банку с осьминожком на шахматную доску поставил, и осьминожек не знал, каким ему быть – белым или чёрным. А потом разозлился и покраснел.

Но я его больше не злил. И, когда наступило настоящее лето, я выпустил осьминожка на подводную полянку, где помельче и вода потеплее: ведь он ещё совсем маленький!

2. Сидит мужик на полатях,

Весь в заплатах

3. Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Оказалась впереди.

Кто не верит – выходи!

4. Жутко жуку жить на суку.

И.Токмакова

В чудной стране

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

Эзоп

Жук и муравей

В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к нему и попросил еды. А он ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, – а ты смеялся надо мной, – не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме».

Задание 2. Напиши, какое произведение называется басней. Какие басни и каких авторов ты знаешь? Чем басня отличается от сказки, чем от рассказа?

IV. Литературное творчество

Прочитай начало истории, придуманной Г.Остером, и напиши ее продолжение.

Спасение сосисок на воде

Про овчарку Ладу в Лавровом переулке рассказывают много историй. Вот ещё одна.

Говорят, что каждое лето Лада со своими друзьями Васькой Первоклассником и Мишкой Хвостиковым часто ходила на речку. Эта речка текла прямо по городу, поэтому берега у неё были каменные. Васьки и Мишка по кличке Хвост сидели на каменном берегу и думали, чего бы такого нахулиганить, а Лада купалась и сохла, сохла и купалась, и так целый день.

Однажды по каменному берегу, над самой речкой шёл гражданин с сосисками. В том магазине, где гражданин сосиски покупал, кончилась обёрточная бумага, поэтому сосиски не завернули, а хозяйственной сумки у гражданина тоже не было, он её дома забыл. Поэтому гражданин связал все свои сосиски в одну гирлянду, свернул эту гирлянду в моток и повесил на правое плечо. Вот это он сделал зря, потому что сосисок было много – целых пять кило. Когда гражданин повесил свои сосиски на правое плечо, сосиски накренили гражданина в правую сторону. А с правой стороны у гражданина была речка. И гражданин в эту речку упал. Вместе с сосисками.

Наши рекомендации