Подумай, по каким критериям (качествам) следует оценивать устные рассказы. Подготовь памятку для жюри.

- развивать дискурсивную компетенцию школьников: умение оценивать речевую ситуацию (в частности, учитывать особенности партнера по общению) – Расскажи сказку «Хрустальная гора» разным слушателям, стараясь заинтересовать их: малышу-дошкольнику; профессору, который не верит в чудеса; очень занятому деловому человеку; умение строить письменные и устные высказывания в определенном жанре – например устное монологическое высказывание в жанре «объяснение», или письменное в жанре «аннотация»;

- сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности. Разработанная Т.А. Ладыженской система обучения сочинению строится на формировании и развитии следующих речевых умений: раскрывать тему высказывания; раскрывать основную мысль высказывания; собирать материал к выказыванию; систематизировать собранный к высказыванию материал; совершенствовать написанное; строить высказывание в определенной композиционной форме; выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко. (Т.А. Ладыженская. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М., 1974, 256., С.62). Необходимо учитывать, что сочинение по литературе – это сочинение-рассуждение, поэтому уже в пятом классе учим понимать тему-вопрос (проблему), которую предстоит раскрыть: помогаем учащимся выделить в формулировке темы ключевые слова, дать им объяснение, сформулировать цель сочинения. Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных. Учим пятиклассников самоконтролю: все отмеченные в формулировке темы ключевые слова должны встретиться в тексте сочинения. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя. Определенное в программе количество классных сочинений имеет рекомендательный характер, учитель вправе скорректировать это количество.

Темами сочинений могут стать вопросы учебника (по выбору учителя). Если учитель посчитает целесообразным, уже в пятом классе можно предложить выбор самим учащимся: на какой вопрос учебника они хотели бы ответить письменно. Приведем пример тем сочинений, используемых учителем в практике работы по данному учебнику[3]:

№ п/п Раздел программы Темы сочинений
1. Фольклор. Сочинение-рассуждение по пословице «Пословица не клинок, а колет в бок»
2. Авторская и литературная сказка. Сочинение-рассуждение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
3. Легенда. Сравнительная характеристика героев произведений: князь Олег в легенде А.С.Пушкина и князь Олег в «Повести временных лет» (задание учебника, с. 27 (II часть)
4. Басня. -
5. Лирическое стихотворение. Обучающее сочинение. Анализ лирического стихотворения (на примере стихотворения С.А.Есенина «Берёза»)
6. Роман, повесть, рассказ. Сочинение-рассуждение по романуД.Дефо «Робинзон Крузо» ( задание «Тяжелым трудом будешь добывать хлеб свой…» ( с. 123 (II часть) или «РобинзонКрузо – главный герой романа Д.Дефо) - тема на выбор ученика.


Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя. Считаем обязательным обратить на это внимание учителей, преподающих литературу в пятом классе, потому что именно на этом этапе допускаются те недоработки, которые затем приводят к недоумению: почему же школьники не умеют писать сочинение. Мы знаем, как научить писать сочинение, а знаем ли мы, как его… проверить? Абсолютно ясно: если ученик, увидев оценку за сочинение, закрыл тетрадь и не задал учителю сакраментального вопроса «За что?» - сочинение писалось напрасно.

Еще в 1837 году А. Ободовский в «Руководстве к дидактике, или науке преподавания, составленном по Нимейеру» писал: «сколь ни полезно упражнять молодых людей в сочинении, но настоящая польза от того приобретается через критический разбор и поправку их сочинений».

Проведенное анкетирование показало: только 13 % выпускников отмечает, что учитель писал рецензии всегда, 56 % – учитель писал рецензии иногда, и к сожалению, почти 30 % опрошенных ответили, что учитель не писал рецензий никогда. В анкетах приведены примеры наиболее часто встречающихся реплик учителя, которыми сопровождается выставление оценки, -- «Тема не раскрыта», «Тема в общем раскрыта, но есть некоторые недочеты»-- или примеры рецензий учителей, в которых, по существу, отсутствует оценка самого сочинения – учителя оценивают (используя общие слова) прилежание ученика: «В общем, ничего, старания видны», «На тебя это не похоже, это не ты писала». С большим сожалением следует отметить, что у выпускников за время обучения в школе сложилось в целом негативное отношение к учительской рецензии. Выпускники указывают, что учителя порой отбивают своими замечаниями желание создавать новые творческие работы. В анкетах приводятся примеры некорректных сов и выражений, встречающихся в учительских рецензиях. Учащиеся не принимают не только некорректные замечания учителя, но и «лестные, с оттенком фамильярности». Выпускники подчеркивают: «рецензия должна быть тактична»; «недопустимо употреблять слова, которые могут вызвать у ребенка резкую негативную реакцию на предмет, и на учителя, и на форму работы»; «тон должен быть сдержанным». В анкетах отмечается, что иногда учитель оценивает не работу, а качества личности ученика (причем, негативные): «оценивается ведь работа, а не человек. К сожалению, я с таким сталкивалась»; «пусть личность человека отдельно, а его сочинение – отдельно»; «учитель писал: «ты хуже, чем…»; «ученик не должен почувствовать себя хуже всех»; «я считаю, что нельзя оценивать в рецензии личность ученика, его умственные способности (то, что не касается сочинения)»; «ученика не стоит оскорблять».

Вместе с тем, все выпускники отмечают, что рецензии на сочинения необходимы. Именно педагогическая рецензия является важнейшим средством формирования у учащихся навыков создания письменных текстов, она дает возможность в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в обучении: учитель рецензирует каждое сочинение школьника, учитывая психологические особенности ребенка, дает необходимые советы и рекомендации, ведет диалог с учеником, выражает веру в его возможности, отмечая положительные стороны работы и наметившийся прогресс в знаниях и умениях учащегося. В педагогической рецензии учитель может проявить толерантность и выразить эмпатию по отношению к ученику.

Следует отметить, что обязательное выделение учителем положительного в сочинении является важным мотивационным фактором для дальнейшей творческой деятельности ученика. Учитель самостоятельно определяет, как лучше это сделать: в начале или в конце рецензии, характеризуя все сочинение или отдельные его аспекты. Игнорирование учителями педагогической рецензии можно было бы объяснить загруженностью и нехваткой времени. Но если ученик все же попросит объяснить выставленную за сочинение оценку, учитель должен будет перечитать сочинение, вспомнить свои впечатления и замечания и выразить их. А это не является экономией времени учителя.

Проблема видится в том, что учителя недостаточно хорошо знакомы с особенностями жанра педагогической рецензии и специально не обучались его созданию.

Остановимся на некоторых жанровых характеристиках педагогической рецензии.

Можно выделить две типологические разновидности жанра педагогической рецензии: текущую рецензиюи итоговую рецензию.

Автор педагогической рецензии – учитель. Анализируя текст сочинения, выражая свое отношение к нему, ведя диалог с учеником, он реализует свои педагогические намерения.

П р и м е р. «Ты толкуешь о композиции, но начать сочинение надо с жанра! Философский и сатирический роман, черты того, сего… Когда будешь писать о философском романе, тогда и пиши о Пилате. Сразу об этом пиши, иначе первый лист словно не на тему. Как оформляются предложения с однородными членами и обобщающим словом? И что? Он, материалист, веривший в силу разума, волю человека, не догадывался? Прежде всего – не о Бегемоте, а о москвичах. Бегемот – юмор, управдом – сатира! Сначала разберись с сатирой! В конце – юмор, пародия. Это – в пародию, обогащенную мистификацией. Мистификация - обман! Намеренное введение в заблуждение! Не связывай это слово с фантасмагорией, мистерией. Мистерия предполагает библейские сюжеты, а булгаковская интерпретация их здесь есть. Это туда, где пишешь о сатирической линии. Слабо продумала композицию сочинения. Подробнее пиши о философской части и больше примеров – о сатирической.» (Тема: «Специфика жанра романа «Мастер и Маргарита»).

В идеале учитель должен знать требования и критерии оценки сочинения школьника на литературную тему, стремиться к объяснению своей позиции, уметь давать разумные советы по совершенствованию написанного.

Однако многое зависит от личностных и профессиональных качеств учителя: от глубины его знаний, наличия или отсутствия собственного взгляда на проблему (тему сочинения), опыта работы, характера взаимоотношений с учениками, степени знакомства с образцами литературно-критических текстов, стиля педагогического общения, уровня владения письменной речью и т.д.

Задача учителя – не просто обосновать поставленную за сочинение оценку, а дать конструктивный анализ работы, выполненной учеником: оценить ее достоинства и недостатки, высказать рекомендации к совершенствованию. Написав сочинение, ученик (как всякий автор произведения) стремится получить оценку своей работы. Причем, он, естественно, нацелен получить именно положительную оценку. Как у всякого автора, у школьника в данном случае обостряются амбиции и явно проявляется личностное начало в отношении к «своему» произведению. Взаимоотношения ученика и учителя в случае рецензирования сочинения могут оказаться затрудненными, если отсутствует единство в критериях оценки сочинения; если автор рецензии оценивает отрицательные (по мнению учителя) личностные качества ученика, а не качество созданного текста. («Данную работу нельзя назвать сочинением. Это уровень ученика начальной школы. Нельзя так нагло, списывать»).

Рецензия, будучи адресованной конкретному ученику, должна содержать обращение, имя; в ней следует использовать глаголы, обозначающие советы, рекомендации, при этом употребляются не только формы повелительного наклонения, но и изъявительного и условного наклонения, типа: поразмышляем, вспомним, можно было бы написать и т.д.

Педагогическая рецензия должна предполагать возможность доработки и переработки созданного текста (а не только учета замечаний рецензента-учителя при создании новых текстов). В этом случае педагогическая рецензия действительно реализует свою обучающую задачу.

Доброжелательный тон должен стать обязательным для педагогической рецензии: «Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога - крайне важна особая внимательность и справедливость» (В. А. Сластенин и др. Педагогика. М., Академия, 2002. с. 477).

Приведем примеры педагогических рецензий, авторы которых нарушают принципы педагогического такта. «На полях: «Даже не потрудилась перечитать текст», «Как всегда, полное отсутствие мыслей».

Педагогическая рецензия достигает своего обучающего эффекта только в том случае, если учитель хорошо знает индивидуальные особенности каждого адресата-ученика, обязательно учитывает этический момент при создании текста рецензии. «Что же касается моральной стороны, то учитель должен уметь анализировать письменные работы своих учеников, не захваливая сильных и не унижая слабых» (С.Н. Браиловский Старое и новое в методике сочинений по русскому языку в средних учебных заведениях. Педагогический сборник. 1915. Март).

Отмечая недостатки работы и давая советы-рекомендации ученику, учитель-автор рецензии должен поддерживать творческий потенциал ученика, выражать уверенность в будущих удачах, выступать в качестве более опытного, но доброжелательного и заинтересованного соавтора.

Если ученик получит проверенное учителем сочинение и прочтет: «Молодец! Хорошее, серьезное сочинение. Много интересных, самостоятельных мыслей. К сожалению, не до конца продумал заключение. Учти это в следующих работах», – он поймет, что учитель действительно заинтересован в его успехах и ждет от него настоящей победы над этим сложным и коварным жанром – школьным сочинением.

И не будем забывать о том, что любой текст, созданный учителем – это образец для подражания.

Практические рекомендации по работе с учебником

Наши рекомендации