Программа по литературе Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной для 5 класса

Пояснительная записка

Данная программа разработана в соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (2010 г.). Основу программы составляют Фундаментальное ядро содержания общего образования, а также основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. Ориентиром для составления представляемой программы явилась Примерная программа по литературе (Стандарты второго поколения).

Программа включает три раздела: «Пояснительную записку»; «Содержание курса»; «Примерное тематическое планирование».

Программа направлена на реализацию целей литературного образования школьников, определённых ФГОС основного общего образования по литературе:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Авторы представленной программы считают необходимым решение следующих задач, направленных на реализацию указанных выше целей литературного образования:

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;

• развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;

• развитие устной и письменной речи учащихся;

• развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

• воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.

Для достижения целей и выполнения задач программы предусмотрен компетентностный подход, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной. Отбор, распределение учебного материала и организация учебного процесса обусловлены конкретными задачами по формированию указанных компетенций на каждом этапе обучения с учётом взаимосвязанности как этапов обучения, так и их основных конституирующих факторов (возрастные психофизиологические характеристики учащихся; место литературы в общеобразовательном контексте обучения; социально-культурные условия).

В программе под этапом обучения понимается один учебный год. Учебная стратегия каждого этапа обучения предполагает три ракурса:

• развитие и совершенствование компетенций, приобретённых на предыдущем этапе;

• формирование новых, актуальных на данном этапе компетенций;

• учёт в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.

Основным условием выполнения программы является создание, поддержание и развитие мотивации учащихся, в основе которой лежит познавательный интерес, развивающийся последовательно и градационно.

Программа с 5 по 8 класс намеренно строится не по хронологическому принципу, т.к. учащиеся ещё не владеют необходимым объёмом знаний по истории; в основу положен деятельностный принцип. С 9 класса вводится хронологический принцип организации материала.

Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5-8 классах способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Именно поэтому в названии каждого тематического раздела программы 5-8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие. Читая и анализируя предложенные программой тексты литературных произведений, учащиеся под руководством учителя последовательно проходят путь совместного поиска решения поставленной проблемы.

В основу каждого этапа заложена актуальная для данного этапа теоретико-литературная и методическая идея:

5 класс – осознание природы художественного образа;

Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются в осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих. Понятийный аппарат включает в себя:

5 класс: искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория).

Авторы стремятся избежать традиционного противопоставления двух основных подходов в организации учебного процесса: от теории к деятельности и от деятельности к теории. В основу методической концепции кладётся идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса.

Формирование предметных и метапредметных компетенций учащихся в ходе изучения литературы достигается в овладении следующими умениями:

5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
воспринимать художественный текст
выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произведения
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного
владеть различными видами пересказа
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением
выражать своё отношение к прочитанному
  выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев
  анализировать художественный текст
  сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать его героев
    определять род и жанр литературного произведения
    характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств
    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою
    писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения
      выявлять авторскую позицию
        сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев
        самостоятельно анализировать произведения разных жанров
       

Планируемые результаты изучения предмета «Литература»

Личностные результаты:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

- в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX–XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

- в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

- в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 105 ч.

Распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса представленной авторами программы имеет рекомендательный характер и может корректироваться с учётом конкретных особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.

Содержание курса

Класс

Литература как искусство слова – 1 час

Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.

Реальность и вымысел

Малые жанры фольклора – 3 часа

Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

Русские народные сказки – 5 часов

Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.

«Хрустальная гора». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.

«Тетерев и Лиса». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.

«Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. Русская народная сказка «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – 1 час

Авторская сказка

Наши рекомендации