Материалы к урокам внеклассного чтения и организации внеклассной работы по литературе в соответствии с программой Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной

Основные методические принципы организации уроков внеклассного чтения по авторской программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной

Изучение литературы в школе воспитывает активного читателя, который должен иметь потребность систематического чтения, уметь самостоятельно выбрать нужную книгу на определенную тему и разобраться в ней, испытывать потребность в чтении не только занимательные книг, но и публицистической, справочной и научной литературы.

Важнейшее место в решении данной задачи отводится урокам внеклассного чтения. В методике преподавания литературы существует мнение, что уроки внеклассного чтения «активнее содействуют развитию читательской самостоятельности учащихся, формированию их читательских интересов, стимулируют внеклассное чтение, которое, в свою очередь, являются опорой школьного курса».[13]

В течение последних лет вопрос об уроках внеклассного чтения рассматривался по-разному. Причиной тому было авторское видение создателями разных программ задач, которые ставились перед учителем литературы при организации внеклассного чтения, и отсутствие нормативной базы по данному вопросу.

Современные авторские программы не всегда готовы оказать деятельную помощь учителю в подготовке уроков данного типа. В большинстве своем они содержат лишь рекомендации к организации самостоятельного чтения, перекладывая решение многих задач на плечи учителя.

В этих условиях представляется актуальной авторская программа, созданная Москвиным Г.И., Пуряевой Н.Н. и Ерохиной Е.Л., которая проходит апробацию в ряде школ Ярославской области. Её несомненным достоинством является продуманная система уроков внеклассного чтения. Программа содержит тематическое и почасовое планирование с учетом уроков данного типа, выбор произведений для самостоятельного чтения учитывает необходимость углубления полученных в разделе знаний и расширения круга чтения, в учебниках сформулированы вопросы и задания, нацеливающие на работу по формированию устойчивых навыков анализа художественного произведения.

Логику организации внеклассного чтения можно проследить по данной таблице:

Класс Раздел программы Произведения, рекомендуемые для внеклассного чтения
5 класс 1. Реальность и вымысел
  • Фольклор
  • Авторская и литературная сказка
  • Легенда
  2. Этот необычный мир
  • Басня
   
  • Лирическое стихотворение
   
  • Роман, повесть, рассказ
  Пойди туда – не знаю куда В.Гауф «Холодное сердце» Легенда о Томасе Лермонте     Эзоп «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб». Лафонтен «Лев который собирался на войну», «Обезьяна и кот» Гейне «На севере диком…» (пер. Лермонтова). Гете «Ночная песня странника» (пер. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. Заяицкого) (Гс) «Мы помним» (произведения о Великой Отечественной войне)

Анализ содержания уроков внеклассного чтения позволяет сделать следующие выводы:

1. Система уроков внеклассного чтения предусматривает расширение знаний о русской классической литературе, литературе народов России, знакомство с классическими образцами мировой художественной литературы.

2. В список для внеклассного чтения включены произведения разных родов и жанров литературы, что существенно расширяет представления учащихся о литературе.

3. Авторы программы последовательно реализуют проблемно-тематические и теоретико-литературные связи между уроками по основному курсу и уроками внеклассного чтения.

Немаловажное значение для успешной реализации целей и задач программы имеет методическое сопровождение работы. В авторской программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной в качестве методического сопровождения выступает учебник литературы, снабженный продуманной системой вопросов и заданий.

Подробнее остановимся на характеристике заданий к теме «Внеклассное чтение». В качестве примеров используем материалы из учебника литературы для 5 класса.

Задания под грифом «А» включают в себя не только вопросы по содержанию произведения, но и способствуют актуализации знаний, полученных при изучении того или иного раздела учебника. Приведем некоторые вопросы к сказке «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», завершающей тему «Фольклор»:

· «К какой группе сказок следует ее отнести? В случае затруднения при ответе на этот вопрос перечитай текст на страницах 15 - 17» (А-2).

· «Вспомни, из каких элементов строится сказка. Найди эти элементы» (А-3).

· «Назови «добрых» и «злых» героев сказки. Обоснуй свою точку зрения» (А-8).[14]

Как мы видим, группа заданий «А» включает в себя вопросы разного уровня сложности, что способствует дифференциации обучения.

Вопросы под грифом «А» могут содержать также задания творческого характера, например: «Название «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» является пословицей. Пофантазируй и расскажи, в какой жизненной ситуации ее можно использовать».[15]

Сформировать умение рассуждать на основе прочитанного текста помогают задания под грифом «В». Они могут включать в себя вопросы исследовательского и творческого характера. Приведем несколько примеров из материалов к урокам внеклассного чтения:

«Как ты думаешь, какие интересные, необычные, сказочные события могли произойти во время правления Андрея-царя? Сочини об этом сказку. Расскажи ее одноклассникам. Как ты думаешь, изменился ли характер Андрея-стрельца, когда он стал царем? Обоснуй свою точку зрения»[16] (урок по русской народной сказке «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»);

«Что такое «философское рассуждение о мире»? Кого из известных тебе авторов можно назвать писателями-философами?» [17] (урок по басням Эзопа и Лафонтена);

«Читал ли ты другие повести В.П.Катаева? Расскажи, о чем они, кто их герои, чем особенно запомнились тебе»[18] (урок «Мы помним», вопрос к повести В.П.Катаева «Сын полка»).

Как видим, задания «В» требуют от учащихся не только внимательного, вдумчивого чтения, но и обращения к дополнительным источникам информации: художественной и справочной литературе, Интернету. Решение поставленных задач способствует развитию познавательного интереса и обогащению собственного читательского опыта пятиклассников.

Одним из достоинств учебника Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной является наличие красочного иллюстративного материала. Его использование на уроке предусмотрено заданиями под грифом «Д». Опираясь на них, учитель может спланировать этап урока, направленный на усиление эмоционального восприятия литературного произведения. Например, среди материалов к уроку по стихотворению Г.Гейне «На севере диком…» есть репродукция с одноименной картины И.И.Шишкина. Организовать работу с иллюстрацией помогает задание «Д»: «Внимательно рассмотри иллюстрацию, на которой представлена картина И.И.Шишкина «На севере диком…». Как ты думаешь, удалось ли художнику передать настроение стихотворения Г.Гейне? Почему ты так думаешь?».[19] Несомненно, такая работа не только обогащает учащихся новыми знаниями из области живописи, но и позволяет расширить представления о литературном произведении, о его месте в мировой художественной культуре.

Задания «Ж» отличаются повышенной трудностью и потому носят факультативный характер. Однако в классе с высоким уровнем подготовки они помогут создать проблемную ситуацию на уроке и выйти на новый уровень разговора о литературном произведении. В учебнике 5 класса задания «Ж» включены в материал к уроку по поэзии Г.Гейне и И.-В.Гете, завершающему тему «Лирическое стихотворение». Учащимся предложено сравнить переводы стихотворений, сделанные разными русскими поэтами: «Прочитай переводы этого стихотворения (Гейне «На севере диком…»), сделанные Ап.Н.Майковым и Ф.И.Тютчевым. Какие различия ты заметил в этих переводах?».[20] Сравнивая лексику, интонацию, настроение, пятиклассники получают представление о внутреннем мире поэтов, об особенностях поэтических переводов. Исследовательская работа заканчивается чтением наизусть перевода, который понравился больше остальных.

Анализ методического сопровождения авторской программы Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной показал, что:

· дифференцированный характер вопросов и заданий учебника помогает организовать на уроке разные виды и формы деятельности: исследовательскую, творческую, речевую; индивидуальную, групповую, коллективную;

· разнообразие и проблемный характер заданий способствует развитию познавательного интереса учащихся, формированию потребности в самостоятельном чтении, прививает навыки работы с разными источниками информации;

· система вопросов и заданий учебника помогает учителю определить стратегию изучения произведения и спланировать урок внеклассного чтения с учетом читательских потребностей школьников и уровня развития класса.

Таким образом, проанализировав авторскую программу Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной в части планирования и методического сопровождения, можно говорить о том, что данная программа отличается от других продуманной системой уроков внеклассного чтения, соответствует требованиям методики внеклассной работы и способствует успешной реализации целей и задач литературного образования.

Наши рекомендации