Положение о районном методическом объединении.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Районное методическое объединение создаётся из учителей одного предмета или воспитательной направленности, совершенствующих своё методическое и профессиональное мастерство, организующих взаимопомощь для обеспечения современных требований к обучению и воспитанию молодёжи, объединяющих творческие инициативы, разрабатывающих современные требования к обучению и воспитанию молодёжи.
2. ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ.
В работе методических объединений учителей в различных видах деятельности предполагается решение следующих задач:
· изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
· отбор содержания и составление учебных программ по предмету с учётом вариативности и разноуровневости преподавания;
· утверждение индивидуальных планов работы, анализ авторских программ и методик;
· утверждение аттестационного материала для процедуры итогового контроля в переводных классах, аттестационного материала для проведения итоговой аттестации в выпускных классах (для устных экзаменов);
· разработка системы промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (тематическая, семестровая, зачётная и т. д.);
· проведения анализа состояния преподавания предмета;
· работа с учащимися по соблюдению ими норм и правил техники безопасности в процессе обучения; разработка соответствующих инструкций;
· организация открытых уроков и мероприятий с целью ознакомления с методическими разработками по предмету с последующим самоанализом и анализом и анализом достигнутых результатов;
· изучение передового педагогического опыта;
· экспериментальная работа по предмету;
· выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе образовательных стандартов по предмету;
· ознакомление с методическими разработками различных авторов по предмету, анализ методов преподавания предмета;
· проведение отчётов о профессиональном самообразовании учителей, работе на курсах повышения квалификации, заслушивание отчётов о творческих командировках;
· организация и проведение предметных недель (декад) в образовательном учреждении; организация и проведение первого этапа предметных олимпиад, конкурсов, смотров;
· организация внеклассной работы по предмету с обучающимися (факультативные курсы, кружки и т. п.);
· работа по проведению средств обучения по предмету в соответствие современными требованиями к учебному кабинету, к оснащению урока.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ.
Для организации своей работы методическое объединение учителей избирает руководителя.
Деятельность методического объединения организуется на основе планирования, осуществляемого исходя из плана работы района, рекомендаций районного методического кабинета, методической темы, принятой учителями-предметниками. В процессе планирования учитываются индивидуальные планы профессионального образования учителей. План работы объединения утверждается на заседании РМО.
Методическое объединение учителей часть работы осуществляет на заседаниях, где анализируются или принимаются к сведению решения задач, изложенных в разделе 2.
РМО стимулирует инновационную деятельность учителей и направляет их для проведения опытно-экспериментальной работы.
Проводит экспертную оценку результатов инновационной работы педагогов, их авторских программ, учебников, пособий, учебно-методического комплекта.
Методическое объединение учителей может организовать семинарские занятия, цикла открытых уроков по заданной и определённой тематике.
В течение учебного года проводится не менее 4-х заседаний методического объединения учителей; практический семинар с организацией тематических открытых уроков или внеклассных мероприятий.
На заседаниях методического объединения ведётся краткий протокол. В конце учебного года руководитель РМО анализирует работу методобъединения.
4. ПРАВА РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ.
РМО учителей имеет право:
· вносить коррективы в организацию методической работы района;
· влиять на частичные изменения в проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся;
· вносить изменения в организацию и проведение районных олимпиад по предмету, проводить командные олимпиады;
· проводить конкурсы педагогического мастерства («Учитель года» и др.), смотры учебных кабинетов по предмету, участвовать в конкурсе-смотре РМО;
· заниматься инновационной и опытно-экспериментальной работой.
5. ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ.
РМО несёт ответственность:
· за объективность анализа деятельности педагогов;
· за своевременную реализацию главных направлений работы МО;
· за качественную и своевременную реализацию требований нормативных документов;
· за качественную разработку и проведение каждого мероприятия по плану работы МО.
ИНФОРМАЦИЯ О КАДРОВОМ СОСТАВЕ.
Молодых специалистов - | ___ чел. |
Учителей высшей категории - | ___ чел. |
Учителей первой категории - | ___ чел. |
ПЛАН РАБОТЫ на 200__\200__ уч. год.
№ | Мероприятия. Тематика. | Дата | Место | Исполнители |
1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 | Заседание РМО: Подведение итогов за прошлый учебный год. Организационные вопросы. Планирование работы на новый учебный год Анализ письменных работ выпускников, представленных на «Серебряную медаль». Итоги. Анализ письменных работ выпускников, представленных на «Золотую медаль». Итоги. Оценка качества подготовки выпускников основной школы. Обязательный минимум содержания образования по русскому языку. | |||
2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 | Семинар учителей русского языка и литературы на тему «Формы и методы работы по патриотическому воспитанию на материале лингво- и литкраеведения». Открытый урок по русскому языку в 7-б классе на тему: «Топонимы, отражающие историю нашего края». Открытый урок литературы в 8-в классе на тему: «Родина и человек в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный». Внеклассное мероприятие. Литературно-музыкальная композиция «Как прекрасна ты, Ульяновка моя!» (6-а, 9-а, 10, 11 классы). Подведение итогов семинара. О подготовке и проведении районных олимпиад по русскому языку и литературе. | |||
3.1 3.2 3.3 3.4 3.5 | Семинар учителей русского языка и литературы. О подготовке одиннадцатиклассников к итоговой аттестации (сочинение). Приложение «Литература». Об использовании опорного конспекта на уроке литературы. Открытый урок литературы на тему «Сравнительная характеристика Онегина и Татьяны, Онегина и Ленского» (с использованием конспекта). Обмен мнениями по итогам урока и теме семинара. О подготовке к конкурсу «Учитель года». | |||
4. | Посещение, анализ и оценка урока по русскому языку участницы конкурса «Учитель года» Павловой Ю.М. (Ушакинская СОШ № 2). | |||
5. | Проведение районной олимпиады по русскому языку. | |||
6. 6.1 6.2 6.3 6.4 | Семинар на тему «Использование видеосредств в УВП. Процесс усвоения и теоретического осмысления». Формирование познавательного интереса, эмоционально-целостного отношения школьников к окружающей действительности на уроках русского языка. Открытый урок РР в 7 классе по картине И.Левитана «Колокольный звон». Показ видеофрагментов уроков и их комментарий: · Урок-обобщение в 10 классе «Богатство русского языка». · Урок литературы в 8 классе «Финальная сцена комедии «Ревизор». Анализ уроков. Подведение итогов семинара. | |||
7. | Проведение районной олимпиады по литературе. | |||
8. 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5 | Семинар учителей русского языка и литературы. Открытый урок литературы в 11 классе на тему «Вечный Гамлет». Литературная гостиная. 10 класс. Тема: «Н.Рубцов – твой поэт, Россия». Открытый урок литературы в 5 классе на тему: «Д. Даррелл. Говорящий свёрток». Открытый урок русского языка. Повторение по теме: «Имя прилагательное (дифференцированный подход к обучению)». Информация о подготовке к экзаменам по русскому языку и литературе, о проведении олимпиады по литературе (игры). | |||
9. | Семинар учителей русского языка и литературы на тему: «Ролевая игра на уроке литературы». | |||
10. | Олимпиада (игра) по литературе на тему: «Творчество И.С.Тургенева». | |||
11. | Круглый стол. Подведение итогов работы. Обобщение опыта работы. | |||
12. | Аттестация учителей. Посещение уроков и проведение срезовых работ. |
УЧЁТ ПРОВЕДЁННОЙ РАБОТЫ.
Дата | Мероприятие | Исполнители | Примечание |
ПРОТОКОЛ ЗАСЕДАНИЯ РМО № _____.
РМО учителей ________________________________________________________ |
«_____» _____________200__ г. |
Время ______________________ |
Присутствовало ______________ чел. |
Тема_________________________________________________________________ |
План проведения |
1. |
2. |
Рекомендации |
______________________________________________________________________ |
______________________________________________________________________ |
______________________________________________________________________ |
Руководитель РМО ____________________________________________________ |
Буклет. Титульный лист.
Управление образования Тосненского района Ленинградской области |
Программа семинара учителей русского языка и литературы Тосненского района |
Тема: «Формы и методы работы по патриотическому воспитанию учащихся на материале лингво- и литкраеведения» |
Ульяновская средняя общеобразовательная школа № 1 |
30 октября 2001 года |
Разворот. Левая сторона.
Это – город Тосно. Это – речка. Лес и поле. Кружево дорог. Нет, найти приветливей местечка В этом мире я уже не смог. Н.Рачков | |||
А вдали всё лес, всё сосенки да ели, Звонко льётся песня соловья. В нас всегда живёт, нас увлекает, Милый образ твой, Ульяновка моя! | |||
Фотография (берег реки). | |||
Наш край прекрасен. В нём есть всё: поют птицы, светит солнышко, шумят белоствольные берёзы… Течёт река Тосненка. | |||
Разворот. Правая сторона.
9.30 – 10.00 | Приём гостей |
10.00 – 10.20 | Вступительное слово методиста Управления образования Селезнёвой Н.Н. Вступительное слово директора школы Фёдоровой Н.В. |
10.25 – 11.10 | Урок русского языка в 7-б классе «Топонимы, отражающие историю нашего края» (Бойцова Галина Ивановна – учитель русского языка и литературы первой категории) |
11.25 – 12.10 | Урок литературы в 8-в классе «Родина и человек в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный» (Филатова Надежда Павловна – учитель русского языка и литературы второй категории) |
12.25 – 13.10 | Литературно-музыкальная композиция «Как прекрасна ты, Ульяновка моя!» (6-а, 9-а, 10, 11 классы, учитель русского языка и литературы высшей категории Пилиева В.А., организатор по работе с детьми Орехова С.В., учитель музыки первой категории Мамичева З.А.) |
13.15 – 13.35 | Обед |
13.40 – 14.10 | Экскурсия в Саблинский краеведческий музей (руководитель музея Слепнёва Татьяна Николаевна) |
14.10 – 14.30 | Обсуждение, подведение итогов |
14.30 | Отъезд |
Благодарим за участие в семинаре |
Приложение № 6. План работы школьного МО учителей русского языка и литературы (из опыта работы МОУ «Лицей № 1» г. Всеволожска).
ПЛАН РАБОТЫ МО УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ на 200_/ 200_ учебный год | ||||||||||
Тематика | Цели | Задачи | Методы | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Результат | Коррективы | ||
1. Анализ работы за год. Утверждение плана работы на новый уч. год. | Совершенствование работы МО, поиск перспектив развития. | Развитие творческой инициативы, повышение эффективности работы | Анализ | Заседание МО | октябрь | |||||
2. Итоги повторения | Изучение исходного уровня | Анализ | Контрольные работы | |||||||
3. Особенности преподавания в лицейских классах | Совершенствование преподавания в лицейских классах | Дискуссия | Заседание МО, посещение уроков | |||||||
4. Состояние техники чтения в 5-7 классах. Отчёты по работе в ГПД. | Повышение техники чтения. | Анализ, обмен опытом. | Проверка техники чтения, отчёт. | |||||||
1. Состояние преподавания литературы в 11 гуманитарном классе. | Отслеживание результатов обобщающего этапа становления гуманитарного профиля в лицее. | Создание эффективной системы работы в гуманитарных классах | Обмен опытом | Посещение уроков, заседание МО. | ноябрь | |||||
2. Сочинения в жанре рецензии на кинофильм, театральный спектакль. (Теория). | Отработка написания сочинения в данном жанре. | Развитие педмастерства учителя, устранение недостатков в эти области работы над сочинением. | Консультации | Заседание МО | ||||||
3. Работа со слабоуспевающими учащимися. Обмен опытом. | Создание условий для самовыражения и самореализации слабоуспевающих учащихся. | Повышение уровня обученности слабоуспевающих детей. | Обмен опытом. | Заседание МО, посещение уроков. | ||||||
4. Подготовка к олимпиадам по русскому языку и литературе. | Повышение эффективности работы с одарёнными детьми. | Совершенствование работы с одарёнными учащимися | Анализ, оценивание олимпиадных работ. | Заседание МО | ||||||
1. Состояние преподавания русского языка и литературы в 5-х классах. | Отслеживание результатов выполнения программы «Преемственность». | Обеспечение комфортных условий для учёбы пятиклассников. | Посещение уроков, анализ, обмен опытом. | Заседание МО, посещение уроков. | декабрь | |||||
2. Состояние преподавания литературы в 8 гуманитарном классе. | Отслеживание результатов обобщающего этапа становления гуманитарного профиля. | Создание эффективной системы гуманитарного образования в лицее. | Обмен опытом | Заседание МО, посещение уроков. | ||||||
3. Воспитательный аспект урока. Самоанализ. | Развитие умений педагогов делать самоанализ, привлечение внимания к воспитательным проблемам. | Работа над формированием планетарного мышления школьников, развитие аналитических способностей учителей. | Самоанализ | Посещение уроков, обмен опытом. | декабрь | |||||
4. Итоги I триместра, работа кружков, факультативов, ГПД. | Выявление тенденций в преподавании русского языка и литературы. | Совершенствование уровня преподавания. | Анализ, проведение контрольных работ. | Заседание МО | ||||||
5. Подготовка к проведению предметной недели. | Эффективное и качественное проведение предметной недели. | Привитие интереса к предмету. | Предметная неделя. | По отдельному плану | ||||||
1. Создание и действенность программ личностного развития учащихся. | Повышение эффективности УВП, совершенствование методического мастерства учителя. | Отработка навыков конструирования содержания образования на личностном уровне обучения. | Творческий отчёт. | Заседание МО. | январь | |||||
2. Состояние работы с ученическими тетрадями. | Повышение качества проверки тетрадей, воспитание культуры письма. | Развитие эстетических, логических навыков учащихся, самоконтроля. | Совместная проверка тетрадей. | Заседание МО. | ||||||
3. Внеклассная работа по предмету как средство развития познавательной мотивации детей. | Развитие познавательных интересов, познавательной активности. | Совершенствование внеклассной работы по предмету. | Творческий отчёт. | Открытое внеклассное мероприятие. | ||||||
1. Элементы лицейского образования в общеобр. классах. | Исследование влияния специфики учебного заведения на преподавание в общеобразовательных классах. | Повышение качества обучения в общеобразовательных классах, развитие акмеологической среды. | Творческий отчёт. | Заседание МО, посещение уроков. | февраль | |||||
2. Состояние преподавания литературы в 10 гуманитарном классе. | Отслеживание эффективности становления гуманитарного образования в лицее. | Создание эффективной системы работы в гуманитарных классах. | Обмен опытом. | Заседание МО, посещение уроков. | ||||||
3. Результаты административной к/р по написанию сочинения-рецензии на кинофильм, театральный спектакль. | Контроль над устранением пробелов в знаниях учащихся, совершенствование методического мастерства учителя. | Отработка навыков написания сочинения-рецензии. | Анализ. | Творческая работа. | ||||||
4. Обмен опытом: преподавание русского языка и литературы в системе РО Эльконина-Давыдова. | Изучение эффективности педагогической технологии РО. | Развитие педмастерства, расширение педагогического кругозора. | Обмен опытом. | Заседание МО, посещение уроков. | ||||||
1. Эффективность уровневой дифференциации в 7 классе. | Изучение инновационного процесса. | Создание условий для ранней профилизации, развитие способностей учащихся. | Обмен опытом. | Посещение уроков. | март | |||||
2. Состояние техники чтения в 5-7 классах. | Повторный контроль. | Совершенствование работы над техникой чтения. | Контроль. | Контрольные работы. | ||||||
3. Работа со слабоуспевающими учащимися. Обмен опытом. | Отслеживание результативности. | Повышение качества обучения. | Обмен опытом. | Посещение уроков. | ||||||
4. Итоги олимпиадного движения. | Повышение качества работы с одарёнными детьми. | Совершенствование знаний, повышение результативности. | Анализ. | Заседание МО. | ||||||
1. Подготовка к выпускным и переводным экзаменам. Утверждение экзаменационных материалов. | Качественное проведение экзаменационных испытаний. | Организация повторения, составление экзаменационных материалов в соответствии с программой. | Анализ, обсуждение. | Заседание МО. | Апрель | |||||
2. Результаты смотра-конкурса ученических тетрадей. | Подведение итогов работы с ученическими тетрадями. | Совершенствование работы с ученическими тетрадями. | Анализ, обсуждение. | Проведение смотра. | ||||||
3. Подготовка к итоговой методконференции, выставке творческих работ. | Подведение итогов работы над методтемой, обобщение ППО. | Развитие творческого потенциала учителя. | Обсуждение. | Заседание МО. | ||||||
1. Итоговое повторение, итоговый контроль, выполнение практической части программы. | Подведение итогов учебного года, подготовка материалов для планирования на новый учебный год. | Создание условий для преодоления недостатков, развития творческой инициативы, плодотворного сотрудничества. | Анализ, итоговые к/р, экзамены. | Май-июнь | ||||||
Карта педагогических достижений учителя русского языка и литературы ___________________________________________________________________________
Учебный год | Квалификационный разряд | Методическая тема | Класс | Предмет: | Участие в олимпиадах: | Освоение новых программ, педагогических технологий | Участие в работе МО | Участие в работе творческих групп | Публикации | ||||||
русский язык | литература | школьные | районные | областные | всероссийские | ||||||||||
Качество | Уровень усвоения | Качество | Уровень усвоения | ||||||||||||