О письменных работах и тетрадях учащихся.
Санкт-Петербург
Составитель: | Иванова Лариса Кирилловна, заведующая УМК русского языка и литературы. |
Рецензент: | |
Редакторы: | Попкова В.Ю., Терешина В.А., методисты УМК русского языка и литературы. |
Аннотация.
В данный сборник вошли материалы по планированию и координированию внутришкольного контроля: анализ программ по литературе, тематическое планирование программ по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, В.В.Бабайцевой, Н.М.Шанского, материалы по анализу и самоанализу уроков русского языка, а также Методическое письмо «О едином речевом режиме» и рекомендации по повышению уровня речевой культуры учащихся.
Представлен опыт работы районного (Тосненский район) и школьного (МОУ «Лицей № 1» г. Всеволожска) методических объединений учителей русского языка и литературы.
Методические рекомендации адресованы руководителям школ, методистам, учителям русского языка и литературы.
Содержание
Планирование внутришкольного контроля по русскому языку и литературе. 5 – 11 кл.
1. Цели обучения.
2. Темы для внутришкольного контроля по русскому языку. 5 – 9 кл.
3. Основные темы для административной проверки по русскому языку.
4. Календарное планирование уроков русского языка по различным программам.
5. Схема анализа и самоанализа урока русского языка.
6. Диагностические карты учителя русского языка.
7. Основные умения учащихся по литературе. 5 – 9 кл.
8. Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе.
9. Основные виды устных и письменных работ по литературе. 5–9 кл.
10. Основные виды устных и письменных работ по литературе. 10-11 кл.
11. Примерный список художественных произведений для заучивания наизусть.
12. Планирование работы МО в школе.
Приложения:
1. Речевая культура учителя.
2. Словарно-орфографический минимум для учащихся 7 – 9 кл.
3. Карта контроля для учителей русского языка и литературы.
4. Типология речевых и грамматических ошибок.
5. План работы районного методического объединения учителей русского языка и литературы (из опыта работы Тосненского района).
6. План работы школьного МО учителей русского языка и литературы (из опыта работы МОУ « Лицей № 1» г. Всеволожска).
7. Основные направления работы кафедры (МО) русского языка и литературы образовательного учреждения.
Требования к речи учащихся.
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определённую тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ одноклассника и т.д.) следует оценивать, учитывая:
· содержание высказывания;
· логическое построение;
· речевое оформление.
Учащиеся должны уметь:
· говорить и писать на тему, соблюдая её границы;
· отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной мысли высказывания;
· излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);
· правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;
· строить высказывания в определённом стиле (научном, публицистическом, разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, конференции, собрании, экскурсии и т. д.);
· отвечать достаточно громко, чётко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения;
· оформлять любое письменное высказывание с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря и грамматического строя, уместным использованием эмоционально окрашенных слов.
Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и учащихся, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы. Учащиеся должны владеть навыками беглого, выразительного, осмысленного чтения.
2. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся.
Воспитание речевой культуры школьников может успешно осуществляться только в результате целенаправленных и квалифицированных действий всего педагогического коллектива. С этой целью рекомендуется учителям всех школьных дисциплин:
· При подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок, вопросов; грамотно оформлять все виды записей (на доске, в журнале, в дневниках учащихся и т.п.); писать разборчивым почерком.
· Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений, заданий. Выбирать соответствующий тон речи (спокойный, доброжелательный, но не резкий, раздражительный …), темп речи, делать акцент на самых главных по значению словах, логические паузы, следить за жестами, мимикой.
· Систематически проводить работу по обогащению и конкретизации словаря учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова чётко произносить, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление. Использовать таблицы, плакаты с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине, к данному разделу программы.
· На уроке проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебной информации, учебного текста. Чаще предлагать задания по составлению плана; составлению вопросов.
· Уделять внимание формированию умений: анализировать, сравнивать, сопоставлять; при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.
· Шире использовать выразительное чтение вслух как один из приёмов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста. Усилить внимание к интонационной, произносительной культуре речи учащихся.
· Настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, цитатного материала, списков литературы и т. д.
· Активно использовать современные информационные технологии (компьютерные энциклопедии, тренинги, Интернет и т.д.).
· Следить за аккуратным ведением тетрадей, грамотным оформлением всех записей в них, не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
· Исправлять допущенные ошибки не только в тетрадях по всем предметам, но и в дневниках учащихся.
· Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт; бороться с употреблением жаргонных, вульгарных слов и выражений как на уроке, так и вне урока.
· Шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные, кружковые занятия, диспуты семинары, КВН и т. п.) для совершенствования речевой культуры учащихся.
· Тщательно проверять грамотность стенных школьных газет, объявлений, стендов.
· Предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.
Рекомендации заместителю директора по учебно–воспитательной работе.
· Сформировать систему библиографических уроков.
· Проводить проверку техники чтения в 5 кл. – 4 раза в год, в 6–9 кл.– 2.
· Проводить раз в четверть словарные диктанты терминов по всем предметам.
· Контролировать работу учителя по формированию у учащихся таких общеучебных навыков, как связная речь, умение составлять конспект, тезисы, планы, умение пользоваться учебной и справочной литературой.
· Проанализировать работу учителей по выработке навыков каллиграфического письма у учащихся.
· Посещая уроки по различным дисциплинам, завуч может спланировать такие цели:
ü организация опроса, монологическая речь учащихся;
ü организация самостоятельной работы учащихся;
ü развитие логического мышления учащихся;
ü использование рациональных приёмов умственного труда на уроке (планы, схемы, алгоритмы, тезисы и т.д.).
К устной и письменной речи.
· Оформить стенды: «Требования к устной и письменной речи учащихся», «Словарь терминов».
· Проводить в конце каждой четверти словарные диктанты терминов (10–15–20 слов). Оценка диктанта:
Ошибки | 3 – 4 | |||
Оценка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Рекомендации по методике чтения.
Читающему вслух: читай отчётливо, чтобы был ясен смысл; правильно ставь ударения; не искажай слова; читай выразительно, то есть так, чтобы слушатели живо представили себе картину, нарисованную автором; постарайся правильно передать мысли и чувства автора; сознательно делай логические ударения на самых важных словах.
Нормативное чтение (количество слов в минуту):
· для 4 класса – 100-110;
· для 5 класса – 110-120;
· для 6-7 класса – 120-130.
№ | Фамилия, имя | Беглость (количество слов ученик прочитал в минуту) | Правильность (кол-во ошибок) | Осознанность (ставим + или – после заданного учителем вопроса) | Выразительность (ставим + или -) | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |||
5. Рекомендации учителям всех школьных дисциплин.
· Проводить систематическую работу по обобщению и конкретизации словарного запаса учащихся.
· Чётко произносить термины, записывать их на доске и в тетрадях, проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи, использовать плакаты с трудными словами.
· Не реже одного раза в четверть проводить контрольные терминологические диктанты.
· Уделять внимание значению и осмыслению нравственно-этических понятий (например: патриотизм, большая и малая Родина, чувство национальной гордости, честь, благородство, истинный гражданин, интеллигентность…).
· Использовать региональный компонент в образовании.
· Воспитывать потребность в обращении к справочной литературе, словарям, компьютерным программам.
· Учитывать при оценке связной речи учащихся (в устной и письменной форме) соответствие теме, правильность, точность, логичность, аргументированность, выразительность речи (громкость, чёткость произношения, осмысленность, логические ударения, паузы).
· Предупреждать и исправлять речевые недочёты, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных слов как на уроке, так и вне урока.
· Предъявлять необходимые требования к правильному и разборчивому оформлению записей в тетрадях, на доске.
· Проверяя тетради учащихся, оценивать качество работы в них отметкой в журнал.
· Учить составлять конспекты, тезисы, планы (простые, сложные, цитатные).
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Образовательная область «Филология». Русский язык.
Ладыженская Т.А. и др. | Русский язык. 5 кл. | 2000-2003 | Просвещение | |
Баранов М.Т. и др. | Русский язык. 6 кл. | 2000-2003 | Просвещение | |
Баранов М.Т. и др. | Русский язык. 7кл. | 2001-2003 | Просвещение | |
Бархударов С.Г. и др. | Русский язык. 8 кл. | Просвещение | ||
Бархударов С.Г. и др. | Русский язык. 9 кл. | 2000-2002 | Просвещение | |
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. | Русский яз. Теория. 5-9 кл. | 1999-2003 | Дрофа | |
Под ред. Купаловой А.Ю. | Русский яз. Практика. 5 кл. | 2000-2003 | Дрофа | |
Никитина Е.И. | Русская речь. 5 кл. | 1999-2003 | Дрофа | |
Под ред. Лидман-Орловой Г.К. | Русский яз. Практика. 6 кл. | 1999-2003 | Дрофа | |
Никитина Е.И. | Русская речь. 6 кл. | 1999-2003 | Дрофа | |
Под ред. Пименовой С.Н. | Русский яз. Практика. 7 кл. | 1999-2003 | Дрофа | |
Никитина Е.И. | Русская речь. 7 кл. | 1999-2003 | Дрофа | |
Под ред. Пичугова Ю.С. | Русский яз. Практика. 8 кл. | 1999-2003 | Дрофа | |
Никитина Е.И. | Русская речь. 8кл. | 1999-2003 | Дрофа | |
Под ред. Пичугова Ю.С. | Русский яз. Практика. 9 кл. | 1999-2003 | Дрофа | |
Никитина Е.И. | Русская речь. 9 кл. | 1999-2003 | Дрофа | |
Разумовская М.М. и др. | Русский язык. 5 кл. | 2002-2003 | Дрофа | |
Разумовская М.М. и др. | Русский язык. 5 кл. | 2000-2003 | Дрофа | |
Разумовская М.М. и др. | Русский язык. 5 кл. | 2001-2003 | Дрофа | |
Разумовская М.М. и др. | Русский язык. 5 кл. | 2002-2003 | Дрофа | |
Разумовская М.М. и др. | Русский язык. 5 кл. | 1999-2003 | Дрофа | |
Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л. | Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл. | 2002-2003 | Дрофа |
РАЗДЕЛ III. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Образовательная область «Филология». Русский язык.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. | Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 кл. | 2000-2003 | Дрофа |
Приложение № 2. ФП учебников, допущенных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ на 2004/2005 учебный год (выдержки).
РАЗДЕЛ II. ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Образовательная область «Филология». Русский язык.
Тростенцова Л.А. и др. | Русский язык. 8 кл. | Просвещение | ||
Тростенцова Л.А. и др. | Русский язык. 9 кл. | Просвещение | ||
Львова С.И. | Русский язык.5 кл. | Мнемозина |
РАЗДЕЛ III. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ.
Образовательная область «Филология». Русский язык.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. | Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. | Вербум-М |
Требования к сценарию (конспекту) урока.
В сценарии (конспекте) урока должны быть отражены следующие вопросы:
· учебные цели и задачи урока (формирование практических умений и навыков учащихся, развитие мышления, памяти, внимания);
· способы измерения достижения планируемых результатов обучения (образцы заданий, вопросов, карточек и др.);
· хронология каждого этапа урока, обоснование структуры урока;
· содержание деятельности учителя и учеников на каждом этапе;
· ведущие виды деятельности;
· диагностика начального состояния тех умений, которые будут формироваться в ходе урока;
· методы и формы получения обратной информации о ходе усвоения нового материала (образцы вопросов, заданий, методика их применения);
· деятельность учителя и ученика на разных этапах формирования и усвоения ориентировочной основы;
· мотивация деятельности школьников на каждом этапе урока;
· приёмы управления вниманием школьников;
· типичные затруднения школьников при усвоении материала (причины этих затруднений, необходимые воздействия для их ликвидации);
· типичные ошибки, образцы корректирующих упражнений;
· приёмы работы с учебником, со справочной литературой;
· формы и способы коммуникации учащихся на уроке.
Примерная схема описания опытно-методической работы учителя русского языка и литературы.
1. Теоретическая часть. |
· Обоснование выбора темы. Программы и УМК, по которым работает учитель (по предметам и по каждому классу). Анализ разработанной темы в программах, учебниках, методической литературе. |
· Целевое назначение (установка на конечный результат): а) чему учить; б) какие умения сформировать; в) установки на общее, интеллектуальное, речевое, нравственное развитие. |
· Содержательная характеристика курса, темы (соответствие стандарту, углубление, профильность, коррекция, аспекты, акценты – если есть). |
· Основные формы занятий (традиционные, нетрадиционные, дифференцированные, внеклассные – если есть). |
· Наиболее эффективные методы работы с учащимися (объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские и пр.). |
· Система заданий, задач и упражнений: а) задачи и задания, решаемые по образцу, по аналогии; б) частично-поисковые и исследовательские задания; в) творческие задания – на восприятие, воспроизведение и создание текста, культура речи. |
· Формы контроля и диагностика обученности. |
· Результативность. |
2. Практическая часть. Приложения. В зависимости от выбранной темы это могут быть: |
· система уроков по теме (не менее 4 уроков с самоанализом или один видеоурок с комментарием и самоанализом); |
· система развивающих упражнений; |
· материалы для контроля, диагностики, экзаменов; |
· опорные схемы, конспекты, таблицы; |
· дидактические материалы для индивидуальной или групповой работы; |
· творческие работы учащихся; |
· материалы по диагностике; |
· сценарии внеклассных мероприятий; |
· рабочие тетради (одна по русскому языку по развитию речи, вторая по литературе). |
3. Библиография. |
V часть. Планирование внутришкольного контроля по русскому языку и литературе. 5 – 11 кл.
Цели обучения.
Цели обучения триедины.
Познавательный аспект | Воспитательный аспект | Развивающий аспект |
Научить ученика добывать знания (полные, глубокие, осознанные, систематичные, системные, гибкие, оперативные, прочные). Формировать навыки (точные, безошибочно выполняемые действия, доведённые до автоматизма). Формировать умения (сочетания знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности). Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке. | Качества личности (нравственные, трудовые, эстетические, патриотические, экологические и др.). Воспитывать и развивать у учащихся гордость, скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, добросовестность, ответственность, честность, чувство долга, трудолюбие, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам … Формировать на уроке гуманные отношения. Бережное отношение к имуществу школы, учебным пособиям. Добросовестное отношение ученика к труду (ответственное выполнение домашних заданий, подготовка рабочего места, дисциплинированность и собранность, усердие). Любовь к Родине, гордость за её успехи; желание достичь успехов в собственном развитии, чтобы принести пользу Родине. | Развитие речи – показатель интеллектуального и общего развития ученика. Развитие мышления: учить анализировать, учить выделять главное, учить сравнивать, учить строить аналогии, обобщать, систематизировать, доказывать, опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы – овладение этими методами и означает умение мыслить. Развитие сенсорной сферы. Развитие двигательной сферы. |
Класс: 204 часа
· О языке (2 + 1).
· О слове (закрепление и углубление изученного в начальной школе). Фонетика. Орфоэпия. Графика (11).
· Культура устной и письменной речи. Текст, его признаки (… + 2).
· Письмо. Орфография (14 + 3).
· Слово и его значение. Лексика (5 + 1).
· Слово и его строение (5 + 1).
· Слово как часть речи. Морфология (8 +1).
· Синтаксис и пунктуация (основной курс). Введение (1).
· Словосочетание (4 +3).
· Предложение (5).
· Главные члены предложения (4 +3).
· Второстепенные члены предложения.
· Распространённое и нераспространённое предложения (4).
· Однородные члены предложения (4).
· Обращение (2).
· Синтаксический разбор простого предложения (1).
· Сложное предложение (3).
· Прямая речь. Диалог (3).
· Обобщение темы. Контроль (5).
· Лексика. Словообразование. Правописание. Лексическое значение слова (5).
· Текст и его признаки (… + 1).
· Обогащение лексики русского языка (3).
· Тема и основная мысль текста (… + 1).
· Образование слов в русском языке (4).
· Связь предложений в тексте (… + 1).
· Правописание корней (7).
· Абзац и его строение (… + 2).
· Омонимы (2).
· Лексика ограниченного употребления (4).
· Развитие мысли в тексте (…+ 2).
· Правописание приставок (3).
· Буквы И – Ы после Ц (1).
· Значение слова. Его строение и написание. Обобщение темы (3).
· Морфология. Части речи (1).
· Глагол как часть речи (5).
· Соединение типов речи в тексте (… + 2).
· Постоянные признаки глагола (4).
· Соединение типов речи в тексте (… + 2).
· Непостоянные морфологические признаки глагола (7).
· Глагол как часть речи. Повторение и обобщение (2).
· Имя существительное как часть речи (3).
· Строение повествования (… + 2).
· Правописание имён существительных (2).
· Постоянные морфологические признаки (4).
· Строение повествования (… +2).
· Непостоянные морфологические признаки (2).
· Правописание окончаний имени существительного (2).
· Повторение и обобщение изученного (3).
· Имя прилагательное как часть речи (8).
· Описание предмета (… +3).
· Непостоянные морфологические признаки имени прилагательного (5).
· Повторение и обобщение изученного о прилагательном (2).
· Описание предмета (… + 1).
· Строение текста. Обобщение и повторение (… +2).
· Повторение и обобщение изученного в 5 классе (3).
· Резерв (8).
Класс: 170 часов
· Слово – основная единица языка (2).
· Повторение изученного в 5 классе в разделе «Речь». Речь. Стиль(1).
· Язык. Правописание. Культура речи (закрепление и углубление изученного в 5 классе). Морфология и синтаксис. Части речи и члены предложения (7).
· Типы речи. Текст (…+ 1).
· Орфография и пунктуация (2).
· Употребление прописных букв (1).
· Стили речи. Научный стиль (… +1).
· Буквы Ь и Ъ (1).
· Орфограммы корня (2).
· Правописание окончаний слов (2).
· Научное рассуждение (… +1).
· Контрольная работа и диктант (2).
· Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, прилагательными, существительными (3).
· Произношение (1).
· Изложение учебно-научного текста (1).
· Словообразование имён существительных (3).
· Правописание сложных существительных (2).
· Структура логического определения (… +1).
· Словообразование имён прилагательных (3).
· Правописание сложных прилагательных (2).
· Правописание Н – НН в прилагательном (3).
· Рассуждение – объяснение (… +1).
· Контрольная работа (1).
· Словообразование глаголов (2).
· Рассуждение – объяснение (… +1).
· Правописание приставок. ПРЕ-, ПРИ- (3).
· Буквы Ы – И в корне после приставок (1).
· Официально–деловой стиль (… +1).
· Контрольная работа (1).
· Употребление имени существительного (4).
· Произношение имени существительного (1).
· Контрольная работа (1).
· Текст.
· Способы развития мысли в тексте и способы связи предложений (… +1).
· Употребление имени прилагательного (3).
· Контрольная работа по лексике. Анализ (2).
· Употребление параллельной связи предложений в тексте (… +1).
· Морфология (основной курс).
· Что такое причастие (5).
· Всё о повторе. Изложение (2).
· Причастный оборот (2).
· Образование причастий. Действительные и страдательные прич. (5).
· Повествование художественного и разговорного стиля (… +1).
· Синтаксическая роль полных и кратких причастий (3).
· Морфологический разбор причастий (закрепление) (1).
· Повествование художественного и разговорного стиля (… + 1).
· Контрольная работа (1).
· Буква Н – НН в причастии (3).
· Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями (2).
· Рассказ как один из жанров художественного повествования (… +1).
· Что такое деепричастие (2).
· Деепричастный оборот (2).
· Правописание НЕ с деепричастиями (10).
· Изложение (… +2).
· Образование деепричастий. Деепричастия несовершенного и совершенного вида (3).
· Контрольная работа (1).
· Употребление причастий и деепричастий в речи (3).
· Произношение глаголов, причастий, деепричастий (2).
· Контрольная работа по орфоэпии (1).
· Повествование делового и научного стиля (… +2).
· Контрольная работа. Анализ (2).
· Что обозначает имя числительное (1).
· Простое, сложное и составное имя числительное, их правописание (2).
· Описание места (… +1).
· Количественные числительные, их разряды, склонение, правописание (3).
· Изменение порядковых числительных (1).
· Употребление числительных в речи. Произношение числительных (1).
· Описание места (… +1).
· Контрольная работа (1).
· Какие слова называются местоимением (1).
· Разряды местоимений по значению (1).
· Сочинение по картине (… +1).
· Личные местоимения (1).
· Возвратное местоимение себя (1).
· Притяжательные местоимения (1).
· Указательные местоимения (1).
· Описание состояния окружающей среды (… +2).
· Определительные местоимения (1).
· Вопросительно-относительные местоимения (1).
· Отрицательные местоимения (1).
· Сочинение по картине (… +2).
· Неопределённые местоимения (2).
· Употребление местоимений в речи (1).
· Соединение различных типов описания (… +2).
· Проверочная работа (2).
· Изложение. Анализ (3).
· Контрольная работа (1).
· Повторение и обобщение изученного по развитию речи (… +1).
· Резерв (11).
Класс: 170 часов
· Язык как развивающееся явление (2).
· Закрепление и углубление изученного в 6 класса.
· Звуковая сторона речи (3).
· Словообразование знаменательных частей речи (5).
· Контрольная работа (1).
· Стили речи. Типы речи (… +2).
· Правописание: орфография и пунктуация. Контрольная работа (13).
· Текст. Тема, основная мысль, способы и средства связи предложений в тексте (… +1).
· Обучающее изложение (… +1).
· Словарное богатство русского языка (3).
· Грамматика: морфология и синтаксис (2).
· Публицистический стиль речи (… +2).
· Контрольная работа (1).
· Морфология (основной курс). Какие слова являются наречием (3).
· Разряды наречий по значению (2).
· Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий (2).
· Словообразование наречий (2).
· Заметка в газету. Сочинение (… +2).
· Контрольная работа (1).
· Анализ сочинения (… +1).
· Правописание наречий (11).
· Публицистическое рассуждение (… +1).
· Классное сочинение – рассуждение (… +1).
· Употребление наречий в речи (1).
· Произношение наречий (1).
· Анализ сочинения – рассуждения. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи (… +1).
· Прямой порядок слов. Обратный порядок в экспрессивной речи (… +2).
· Служебные части речи. Предлог. Разряды предлогов. Правописание предлогов. Употребление предлогов в речи (6).
· Обратный порядок слов (… +1).
· Изложение текста публицистического стиля с использованием в качестве средств выразительности обратного порядка слов (… +1).
· Разряды союзов. Правописание союзов. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. Контрольная работа (4).
· Описание состояния человека (… + 4).
· Разряды частиц. Правописание частиц. Употребление частиц в речи. Контрольная работа (12).
· Подготовка к домашнему сочинению-воспоминанию «Как я в первый раз…» (… +1).
· Анализ домашнего сочинения (… +1).
· Характеристика человека (… + 3).
· Междометие (2).
· Сжатое изложение (… +1).
· Анализ изложения. Описание внешности человека (… + 2).
· Звукоподражательные слова (1).
· Обобщение и повторение (7).
· Описание внешности человека (… +2).
· Сочинение – миниатюра (… + 1).
· Произношение предлогов, союзов, частиц (2).
· Омонимия частей речи. Повторение изученного (3).
· Сочинение о человеке. Анализ сочинения (… +2).
· Контрольная работа и её анализ (2).
· Подведение итогов по разделу «Речь». Контрольная работа (… + 2).
Класс:102 часа
· Русский язык в семье славянских языков (1).
· Морфология и орфография (закрепление ранее изученного) (7).
· Повторение: речь, её разновидности; текст, его тема и основная мысль; стили речи(… +1).
· Синтаксис и пунктуация (основной курс).
· Словосочетание и предложение (общая характеристика) (5).
· Изложение (… +2).
· Двусоставные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Способы их выражения, тире между подлежащим и сказуемым, согласование главных членов предложения. Интонация простого предложения. Диктант (12).
· Повторение. Типы речи. Сочинение – рассуждение (… +1).
· Односоставное простое предложение. Виды односоставного простого предложения (9).
· Повторение. Текст. Анализ текста изложения (… +1).
· Репортаж, его тематика, задачи речи (… +1).
· Неполные предложения (3).
· Изложение или сочинение по картине (… + 3).
· Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами (12).
· Репортаж – повествование, его строение, характерные языковые средства (… +1).
· Контрольная работа: сочинение в жанре репортажа (… +1).
· Предложения с обращениями и вводными конструкциями (11).
· Изложение (… +1).
· Портретный очерк (… + 2).
· Сочинение по картине (портретный очерк) (… +1).
· Прямая речь (6).
· Контрольная работа или изложение (… +2).
· Повторение и обобщение изученного (2).
· Урок – деловая – игра (… +1).
Класс: 68 часов
· Русский язык – национальный язык русского народа (2).
· Повторение изученного в 5 - 8 классе.
· Фонетика, орфография, графика (2).
· Повторение. Стили и типы речи.
· Стилистический и типологический анализ текста (… +1).
· Лексика. Морфемика. Словообразование(2).
· Морфология и синтаксис (1).
· Обучение изложению. Сжатый пересказ (… +1).
· Орфография и пунктуация (2).
· Диктант (1).
· Способы и средства связи (… +1).
· Синтаксис сложного предложения (основной курс). Пунктуация. Понятие о сложном предложении (2).
· Типы сложного предложения, средства связи между его частями (2).
· Обучение изложению: выборочный пересказ с элементами сочинения (… +1).
· Союзное предложение. Сложносочинённое предложение (4).
· Контрольная работа. Изложение (… +1).
· Сложноподчинённое предложение. Его типы (21).
· Сопоставление понятий «художественный стиль» и «язык художественной литературы» (…+2).
· Эссе. Понятие о жанре (… +1).
· Контрольная работа: сочинение в жанре эссе (…+2).
· Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными (4).
· Путевые заметки. Понятие о жанре (… +1).
· Бессоюзное предложение (7).
· Путевые заметки. Изложение (… +3).
· Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи (3).
· Рецензия (… +2).
· Итоговое повторение. Итоговый контроль (4).
· Деловая речь (… +2).
· Обобщение изученного в разделе «Речь».
Примерная схема анализа урока.
· Тема урока. Место урока в общей системе уроков по разделу.
· Цель урока и его образовательно-воспитательные задачи.
· Организация начала урока.
· Содержание и методика проверки знаний, умений и навыков учащихся. Содержание опроса, ориентация на дифференцированную работу на этом этапе. Качество ответов учащихся. Уровень самостоятельности школьников (чем она была подготовлена). Подведение итогов домашней работы. Оценка ответов (мотивировка, объективность). Причины отсутствия этого этапа на данном уроке.
· Организация повторения изученного с целью подготовки к усвоению нового материала (если это не было целью предыдущего этапа).
· Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового (формулирование проблемных вопросов, мотивация необходимости знаний и др.)
· Способы изучения нового материала: слово учителя, наблюдение над языковым материалом; самостоятельная работа с книгой; коллективная и самостоятельная работа учащихся при освоении нового материала. Целесообразность выбранного учителем способа освоения нового. Способы вовлечения учащихся в работу по восприятию и осмыслению нового материала. Активность учащихся на этом этапе.
· Закрепление материала (содержание и методика). Характер заданий, обеспечивающих процесс первичного закрепления знаний и умений, применения их на практике.
· Содержание и методика объяснения домашнего задания. Инструктаж о его выполнении (соответствие при этом домашней работы целям и задачам урока, возможности учащихся). Осуществление дифференцированного подхода, в том числе отсутствие домашнего задания для ряда учащихся.
· Итоги урока (как подводились).
· Использование мультимедийного сопровождения, ТСО, наглядных пособий (их эффективность).
· Реализация требований единого речевого режима.
· Перегрузка учащихся на уроке или, наоборот, недооценка их сил (как этого избежать?). Учёт интеллектуального и физического развития детей в классе.
· Достигнуты ли цели урока, соответствовала ли организация урока его целям? Если нет, то почему.
· Рекомендации по улучшению качества работы учителя и учащихся на уроке.
Примечание. Если урок повторения (закрепления) материала, то действуют пп. 1 – 4, далее:
· Осуществление на уроке обобщения и систематизации теории и совершенствования практических навыков учащихся. Насколько рационально соотносились на уроке различные виды работ. Осуществление дифференцированного подхода к обучению на этапе повторения, обобщения материала. Удельный вес самостоятельной работы, работы в парах. Далее - с пункта о домашнем задании.
Примерная схема анализа урока.
Предмет ________________________________________________________________________ | ||
Тема урока______________________________________________________________________ | ||
Ф. И. О. учителя__________________________________________________________________ | ||
Дата ___________________________________класс____________________________________ | ||
Цель посещения__________________________________________________________________ | ||
1. Мобилизующее начало: | ||
Класс к уроку Тема урока Цели, задачи урока Ход урока | готов дана даны дан | не готов не дана не даны не дан |
2. Средства акт Наши рекомендации
|