Авторская и литературная сказка
Программа по литературе
Классы
Москвин. Г.В., Ерохина Е.Л., Пуряева Н.Н.
Программа включает
· пояснительную записку;
· основное содержание с примерным распределением учебных часов и рекомендуемой последовательностью изучения тематических блоков;
· таблицу "Система формируемых умений в процессе изучения литературы".
Пояснительная записка
Данная программа направлена на реализацию целей и задач литературного образования школьников, определенных федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, и составлена на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ (литература). Методическая часть программы ориентирована на формирование умений, навыков и способов деятельности, рекомендованных стандартом.
В программе определены основные цели и задачи литературного образования:
· освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
· овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;
· развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;
· развитие устной и письменной речи учащихся;
· развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;
· воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.
Для достижения целей и выполнения задач программы предусмотрен компетентностный подход, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной. Отбор, распределение учебного материала и организация учебного процесса обусловлены конкретными задачами по формированию указанных компетенций на каждом этапе обучения с учетом взаимосвязи как этапов обучения, так и их основных конституирующих факторов (возрастные психо-физиологические характеристики учащихся; место литературы в общеобразовательном контексте обучения; социально-культурные условия жизни). В программе под этапом обучения понимается один учебный год.
Учебная стратегия каждого этапа обучения предполагает три ракурса:
· развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, приобретенных на предыдущем этапе;
· формирование новых, актуальных на данном этапе знаний, умений, навыков;
· учет в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.
Основным условием выполнения программы является создание, поддержание и развитие мотивации учащихся, в основе которой лежит познавательный интерес, формирующийся последовательно и градационно.
Программа с 5 по 8 класс намеренно стоится не по хронологическому принципу, так как учащиеся еще не владеют необходимым объемом знаний по истории; в основу положен деятельностный принцип. С 9 класса вводится хронологический принцип организации материала.
Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучении литературы в 5–8 классах способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, предполагают поиск, догадку, самостоятельный анализ явления. Именно поэтому в названии каждого тематического раздела программы 5–8 классов содержится вопрос или познавательное противоречие. Читая и анализируя предложенные программой тексты литературных произведений, учащиеся под руководством учителя последовательно проходят путь совместного поиска решения поставленной проблемы.
Учащиеся 9–11 классов в условиях сформированного познавательного интереса способны самостоятельно выявлять закономерности, существенные стороны изучаемого явления, делать выводы и обобщения. Поэтому в основе программы 9 и 10–11 классов лежит формирование представления о литературе как о процессе. Создание специальных проблемных ситуаций уступает место созданию условий для самостоятельного выявления учащимися возможных познавательных противоречий и поиска пути их разрешения.
В основу каждого этапа заложена актуальная для данного этапа теоретико-литературная и методическая идея:
5 класс – осознание природы художественного образа;
6 класс – осознание специфики содержания художественного произведения в единстве его образных, сюжетных и композиционных аспектов компонентов;
7 класс – представление о пафосе как об эмоционально-смысловой доминанте произведения;
8 класс – наблюдение над коммуникативно-прагматической направленностью произведения, обнаруживающейся в системе отношений автор – читатель;
9 класс – представление о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии.
10–11 класс – развитие представления о литературном процессе в единстве его стилевых, сюжетных, мотивных составляющих и индивидуально-творческой манеры писателя.
Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются при осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих.
Понятийный аппарат включает в себя:
5 класс – искусство, литература, слово; художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория);
6 класс – тема, проблематика; содержание и форма литературного произведения; идея; сюжет, понятие жанра; литературный герой, персонаж, лирический герой; проза и поэзия, основы стихосложения;
7 класс – роды и жанры литературы; пафос, виды пафоса; конфликт; композиция; стадии развития действия (экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог);
8 класс – система образов; тип, характер; образ автора, автор-повествователь; авторская позиция; деталь, символ;
9 класс – основные литературные направления, традиция и новаторство, стиль; процесс жанрообразования в литературе; мотив; авторские (в том числе лирические) отступления;
10–11 классы – классическая литература; вечные темы, мотивы и образы; психологизм, народность, историзм.
Авторы стремятся избежать традиционного противопоставления двух основных подходов в организации учебного процесса: от теории к деятельности и от деятельности к теории. В основу методической концепции кладется идея творческого познания как синкретического по своей сути процесса.
Формирование деятельностной компетенции достигается в овладении определенными умениями.
Система формируемых умений в процессе изучения литературы
NB просьба к оформителю вид таблицы не менять!
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс | 10 класс | 11 класс |
воспринимать художественный текст | ||||||
выразительно читать произведение (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произведения | ||||||
выделять смысловые части художественного текста, составлять план прочитанного | ||||||
владеть различными видами пересказа | ||||||
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением | ||||||
выражать свое отношение к прочитанному | ||||||
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев | ||||||
анализировать художественный текст | ||||||
сопоставлять эпизоды литературного произведения и сравнивать его героев | ||||||
определять род и жанр литературного произведения | ||||||
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств | ||||||
участвовать в диалоге по почитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою точку зрения | ||||||
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения | ||||||
выявлять авторскую позицию | ||||||
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев | ||||||
самостоятельно анализировать произведения разных жанров | ||||||
проводить сопоставительный анализ произведений |
Основная школа
Класс
Аудиторные занятия | 50 часов |
Аудиторные сочинения | 6 часов |
Внеклассное чтение | 6 часов |
Обобщение изученного | 2 часа |
Резерв | 6 часов |
Всего | 105 часов |
NB проверить расчасовку
Литература как искусство слова – 1 час
Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.
Реальность и вымысел (виньетка)
Фольклор
Малые жанры фольклор – 1 час
Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.
Русские народные сказки – 3 часа
Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.
· «Хрустальная гора…». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.
· «Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.
· «Лиса и тетерев». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.
ВН. ЧТЕНИЕ.«Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» – 1 час
Басня
Легенда
А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» – 1 час
Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» – 1 час
Слово о писателе.Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.
«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге) – 2 часа
Летопись как одни из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема автора. Фольклорные элементы.
А.С.Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге» – 2 часа
Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.
ВН. ЧТЕНИЕ.Легенда о Томасе Лермонте – 1 час
Лирическое стихотворение
Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.
Мир чувств
А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «Пущину» – 1 час
Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») – 2 часа
Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.
Мир природы
А.А.Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек мальчику» – 2 часа
Роман, повесть, рассказ
ВН. ЧТЕНИЕ. Мы помним (произведения о ВОВ) – 1 час
Класс
Аудиторные занятия | 51 час |
Аудиторные сочинения | 6 часов |
Внеклассное чтение | 6 часов |
Обобщение изученного | 2 часа |
Резерв | 5 часов |
Всего | 105 часов |
NB проверить расчасовку
Литература как искусство слова – 1 час
Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах.
Как появилась поэзия и проза? (виньетка)
Истоки и вершины
Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования.
Песня – 1 час
Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм.
Былина «Садко» – 2 часа
Былина как русский героический эпос. Киевский и Новгородский цикля былин. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских» – 2 часа
Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои.
ВН. ЧТЕНИЕ.И.А.Бунин. Былина «Святогор и Илья» в сравнении с народной былиной – 1 час
Класс
Аудиторные занятия | 50 часов |
Аудиторные сочинения | 8 часов |
Обобщение изученного | 2 часа |
Внеклассное чтение | 6 часов |
Резерв | 4 часа |
Всего | 70 часов |
NB проверить расчасовку
Литература как искусство слова – 1 час
Литература как способ постижения и выражения отношения к миру. Вечное и злободневное в литературе.. углубление представления о жанрах. Система жанров.
Какими способами литература представляет мир? (виньетка)
Понятия: эпос – эпическое, лирика – лирическое, драма – драматическое. Мифологическая основа эпоса. Эпический герой. Основные мотивы эпического сюжета (сражение и путешествие)
Эпос
Гомер. «Илиада» (фрагмент «Гектор и Ахиллес»), «Одиссея» (фрагмент «Одиссей у Циклопа») – 3 часа
Слово о писателе. Эпическое в произведении. Образы героев.
Лирика
Ф.Петрарка. Сонет LXXXVII – 1 час.
Слово о писателе. Жанр сонета. Философская основа лирического переживания.
В.Шекспир. Сонет: № 130 («Ее глаза на звезды не похожи…»), сонет № 66 («Зову я смерть») – 1 час.
Слово о писателе. Жанр сонета. Виды сонета.
А.С.Пушкин. Стихотворения «К морю», «Погасло дневное светило…» – 1 час.
Слово о писателе.Переживание судьбы. Выбор жизненно позиции. Достижение берега. Поэтический мир стихотворений. Двухсложные размеры. Актуализация изученного ранее.
Драма
Героическое в литературе
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино» – 1 час
Слово о писателе.Героизм русского народа. Историческая основа произведения. Проблема поколения. Система образов. Поэтический мир произведения.
В.П.Астафьев. Повесть «Пастух и пастушка» (фрагмент главы «Бой») – 1 час
Слово о писателе. Подвиг русского народа в Великой Отечественной войне. Образ главного героя.
Трагическое в литературе
Сатирическое в литературе
Родина и родная природа
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения «Родина», «Тучи» – 1 час
Любовь к родине. Глубина и искренность чувства. Поэтический мир стихотворений.
А.К.Толстой. Стихотворения «Колокольчики мои…», «Не ветер, вея с высоты…» – 1 час
Слово о писателе.Лирическое переживание жизни природы, ее красоты. Поэтический мир стихотворений.
А.А.Ахматова. Стихотворения «Перед весной…», «Родная земля» - 1 час
Слово о писателе.Лирическое переживание жизни природы, ее красоты. Поэтический мир стихотворений.
Гражданские мотивы
Защита отечества
Национальный характер
Слово о писателе. «Записки охотника» как цикл рассказов о жизни русского народа. Образ повествователя. Типы национального характера. Быт, нравы. Талант и душа человека из народы. Роль пейзажа. Мастерство Тургенева-прозаика.
В.М.Шукшин. Рассказы «Миль пардон, мадам», «Микроскоп» – 2 часа
Слово о писателе.Своеобразие национального типа в изображении Шукшина. «Чудики» как вечные герои. Общечеловеческое в обычном человеке. Повествовательное мастерство Шукшина.
ВН. ЧТЕНИЕ. А.С.Пушкин. Поэма «Полтава» – 1 час
Дружба
А.С.Пушкин. Стихотворения «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Арион» – 1 час
Душевное единение как основа человеческого согласия и гармонии. Полнота изображения психологического, социального и природного мира. Поэтический мир стихотворения.
Любовь
ВН. ЧТЕНИЕ. Мы помним (произведения о ВОВ) – 1 час
Класс
Аудиторные занятия | 51 час |
Аудиторные сочинения | 8 часов |
Внеклассное чтение | 4 часа |
Обобщение изученного | 2 часа |
Резерв | 5 часов |
Всего | 70 часов |
NB проверить расчасовку
Литература как искусство слова – 1 час
Художественный текст: его чтение и интерпретация. Литература как диалог автора и читателя. Место героя в этом диалоге.
Кто такой автор? (виньетка)
Автор-писатель, автор-повествователь
«Житие Сергия Радонежского» (фрагменты)– 1 час
Автор в древнерусской литературе. Его специфика. Жанр жития. Христианско-нравственный идеал и его воплощение в произведении. Черты житийности в классической русской литературе.
Слово о писателе. Проблема жанра произведения. Значение фольклорной формы поэмы. Историческая основа. Конфликт и проблематика. Героико-романтическая личность как герой произведения. Автор – читатель. Художественное мастерство Лермонтова.
Класс
Аудиторные занятия | 89 часов |
Аудиторные сочинения | 10 часов |
Обобщение изученного | 4 часа |
Резерв (в том числе на внеклассное чтение) | 2 часа |
Всего | 105 часов |
NB проверить расчасовку
Литература как искусство слова – 1 час
Понятие о литературном процессе. Основные этапы развития мировой литературы.
Литература Античности (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Обзорное занятие – 1 час
Западноевропейская литература XVIII в. Эпоха просвещения. Классицизм. Сентиментализм. Актуализация изученного ранее.
И.В.Гете. Роман «Страдания юного Вертера» (обзор) – 1 час
Слово о писателе. Особенности содержания. Характеристика героев.
Русская литература XVIII в. (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Русская литература XVIII в. Общественно-исторические предпосылки возникновения литературы нового времени в России. Специфика литературы нового времени. Эпоха Просвещения в России. Основные направления русской литературы XVIII в. (классицизм, сентиментализм). Актуализация изученного ранее.
Обзорное занятие – 1 час
Развитие системы стихосложения в русской поэзии. Актуализация изученного ранее.
И.А.Крылов. Басни «Кошка и соловей», «Листы и корни», «Бедный богач», «Лев и мышь», «Разборчивая невеста», «Демьянова уха», «Квартет», «Волк на псарне» – 2 часа
Слово о писателе.Жанрово-стилевое разнообразие басен Крылова: социально-исторические, философские, морально-бытовые. Язык и стиль басен. Аллегорические образы. Дидактизм содержания. Традиции и новаторство. Актуализация изученного ранее
Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX вв. (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Европейская литература конца XVIII – начала XIX века. Стили и направления. Возникновение романтизма. Исторические и философские основы романтического мировосприятия. Романтическая концепция мира и человека.
Для самостоятельного чтения и анализа:
Ф.Шиллер. Драма «Разбойники» – 1 час
И.В.Гете. Трагедия «Фауст» (фрагменты) – 2 часа
Слово о писателе.Роль творчества Гете в мировой литературе. Фольклорная легенда в основе сюжета. Философская проблематика. Сюжет и композиция. Система образов.
Дж. Г. Байрон. Поэма «Чайльд Гарольд» (фрагмент) – 2 часа
Слово о писателе.Место Байрона в развитии европейского романтизма. Проблема героя времени в произведениях романтизма. Своеобразие жанра и композиции. Образ автора. Поэтический мир произведения. Актуализация изученного ранее.
Русская литература XIX в. (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины XIX в. Связь литературного процесса с общественно-политической ситуацией в России. Актуализация изученного ранее.
А.С.Пушкин.
Стихотворения «Узник», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной…»), «Туча», «Я памятник себе воздвиг неруктворный…», «Осень», «Два чувства дивно близки нам…» – 3 часа
Этапы жизни и творчества.Тема поэта и поэзии, свободы личности и свободы творчества. Источник творческого вдохновения. Природа и жизнь человека. Поэтический мир стихотворений.
Поэма «Цыганы» – 1 час
«Цыганы» как романтическая поэма. Своеобразие романтизма Пушкина. Проблема героя. Поэтический мир произведения.
«Моцарт и Сальери» – 1 час
«Маленькие трагедии» как философский цикл. Нравственная проблематика. Конфликт произведения (гений и злодейство). Верность своему предназначению как условие творчества.
Повесть «Пиковая дама» – 1 час
Нравственно-философская проблематика. Конфликт. Тип героя нового времени. Символическое в произведении. Фантастическое и реальное. Художественное своеобразие.
Роман в стихах «Евгений Онегин» – 10 часов
История создания романа. Своеобразие жанра (единство эпического и лирического в романе). Особенности сюжета и композиции. Историческая основа романа. Энциклопедичность. Проблематика романа. Евгений Онегин как герой времени. Систем образов. Специфика образа автора. Язык и стиль романа. Онегинская строфа как минимальная композиционная и ритмико-смысловая единица произведения.
Поэты пушкинской поры: К.Н. Батюшков Стихотворения «Разлука», «Ты хочешь меду, сын?…» Е.А. Баратынский. Стихотворения «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок». А.А.Дельвиг. Стихотворение «Русская песня» («Соловей»). Д.В.Давыдов. Стихотворения «Песня» («Я люблю кровавый бой…»), «Листок» – 2 часа
Н.В.Гоголь.
Комедия «Ревизор» – 2 часа
Этапы жизни и творчества. Жанр общественной комедии (традиции и новаторство) особенности конфликта. Композиция как способ выражения авторской идеи. Страх и любопытств как движущая сила развития конфликта. «Миры» «Ревизора» (преступный, миражный, истинный). Образ уездного города и образ Петербурга в пьесе. Система персонажей. Своеобразие смеха (виды комического и приемы комизма).
Обзорное занятие – 1 час
Развитие русской прозы. Ведущая роль романа в отражении русской действительности. Актуализация изученного ранее. Драматургия. Островский как создатель русского национального театра.
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Друг и враг», «Русский язык», «Два богача» – 1 час
Слово о писателе.Своеобразие жанра. Философская проблематика и глубина лирического переживания. Художественное мастерство Тургенева.
Ф.И.Тютчев. Стихотворение «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан» – 2 часа
Слово о писателе. Философская лирика Тютчева. Основные темы: творчество, Россия, любовь, природа. Поэтический мир стихотворений.
А.А.Фет. Стихотворения «Учись у них, у дуба, у березы…», «На заре ты ее не буди», «Вечер» – 2 часа
Слово о писателе. Единство лирических переживаний в изображении жизни, любви, природы. Поэтический мир стихотворений.
Н.А.Некрасов. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей», «Тройка» – 2 часа
Слово о писателе.Жанрово-стилевое разнообразие лирики Некрасова. Гражданское и личное. Народная тема. Лирический герой поэзии Некрасова. Актуализация изученного ранее. Поэтический мир стихотворений.
Русская литература XX в. (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Этапы развития русской литературы XX века. История и литературный процесс. Развитие прозы. Развитие поэзии. Развитие драматургии.
Средняя школа
Класс
Аудиторные занятия | 85 часов |
Сочинения | 10 часов |
Резерв (в том числе на обобщение изученного) | 10 часов |
Всего | 105 часов |
Русская классическая литература
Вводное занятие – 2 часа
Литературный процесс 19-начала 20 вв. Понятие о классической литературе. Стиль: общие закономерности и индивидуальная авторская манера. Жанр: становление и развитие; жанровое содержание, жанровая форма. Принципы анализа художественных произведений. Представление о литературной критике и ее роли в литературном процессе.
А.С. Пушкин – 5 часов
М.Ю. Лермонтов – 3 часа
Н.В. Гоголь – 2 часа
А.Н. Островский – 4 часа
И.А. Гончаров – 5 часов
Этапы жизни и творчества.
Роман «Обломов»
История создания. Отображение эпохи в романе. Социальная и философская проблематика . индивидуальное, национальное и общечеловеческое в образе главного героя. Тема любви в романе. Особенности сюжета и композиции произведении. Своеобразие стиля Гончарова.
Творчество И.А.Гончарова в оценке критиков и литературоведов.
И.С. Тургенев – 5 часов
Ф.И. Тютчев – 2 часа
А.А. Фет – 2 часа
А.К. Толстой – 2 часа
Н.А. Некрасов – 5 часов
Н.С. Лесков – 2 часа
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Сказ «Левша»
Своеобразие жанра. Национальная и историческая проблематика. Образ главного героя. Особенности повествовательной манеры Лескова. Своеобразие языка.
Творчество Н.С.Лескова в оценке критиков и литературоведов.
Ф.М. Достоевский – 7 часов
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Роман «Преступление и наказание»
История создания произведения. Полифония как идейно-композиционный принцип организации романа. Своеобразие жанра и жанровые источники. Традиции и новаторство в создании образов героев («человек-идея»). Система образов. Сюжет и композиция. Социальные и нравственно-религиозные основы произведения. Проблема преступления, наказания, покаяния и раскаяния в произведении. Психологизм. Мастерство Достоевского-прозаика.
Творчество Ф.М.Достоевского в оценке критиков и литературоведов.
Сопоставительный анализ общих мотивов русской и зарубежной литературы
О.Уайльд– 2 часа
Слово о писателе.
Роман «Портрет Дориана Грея»
Л.Н. Толстой – 10 часов
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Роман-эпопея «Война и мир»
История создания. «Война и мир» как роман-эпопея. Историческое и личное как сюжетная основа произведения. Архитектоника произведения. Система героев в романе. Нравственный и жизненный поиск князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. «Мысль семейная» в романе («Болконские, Курагины, Ростовы). «Мысль народная» в романе: национальный характер. Народные образы. Образ Платона Каратаева. Война и мир в романе. Смысл названия. Нравственно-философская проблематика романа. Психологизм Толстого. Мастерство Толстого-прозаика.
Творчество Л.Н.Толстого в оценке критиков и литературоведов.
А.П. Чехов – 8 часов
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Крыжовник», «Душечка», «Палата №6»
Жанровые особенности рассказов Чехова. Человек и время в рассказах. Проблема героя. Своеобразие конфликта и композиции в рассках Чехова. Нравственно-философская проблематика. Единство социально-индивидуально-психологического и универсально-философского аспектов в прозе Чехова. Мастрество Чехова-прозаика. Традиции русской классической литературы и новаторство.
Пьеса «Вишневый сад»
Своеобразие жанра птесы. Сюжет и конфликт. Композиция конфликта. Историческое и вечное в «Вишневом саде». Система образов. Проблема героя-«недотепы». Тема России: человек и русский мир. Социальная и нравственная проблематика пьесы. Смысл финала. Писхологизм пьесы. «Подводное течение». Символическое в пьесе (значение образа вишневого сада). Особенности драматургии Чехова (структура диалога, ремарки, паузы).
Творчество А.П.Чехова в оценке критиков и литературоведов.
Роль прозы и драматургии Чехова в русской и мировой литературе XX века.
Сопоставительный анализ общих мотивов русской и зарубежной литературы
Б. Шоу – 2 часа
Слово о писателе.
Пьеса «Дом, где разбиваются сердца»
Чеховские традиции в творчестве Б.Шоу. Своеобразие конфликта, проблематики и образов в пьесе.
И.А. Бунин – 4 часа
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
«Одиночество», «Густой зеленый ельник ...», «Ночь наступила, день угас…»
Традиции поэзии XIX в. в творчестве Бунина. Основные мотивы поэзии Бунина. Поэтический мир стихотворений.
Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Легкое дыхание»
Традиция русской классической прозы в рассказах Бунина. Своеобразие тематики, проблематики и жанра рассказов. Особенности композиции. Социальное и общечеловеческое в рассказах. Мастерство Бунина-прозаика.
Творчество И.А.Бунина в оценке критиков и литературоведов.
Сопоставительный анализ общих мотивов русской и зарубежной литературы
Ш. Бодлер – 1 час
Слово о поэте.
А.И. Куприн – 2 часа
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Повесть «Гранатовый браслет»
Традиции русской классической литературы в творчестве Куприна. Своеобразие любовного конфликта в повести «Гранатовый браслет». Система персонажей. Трагическое, драматическое и лирическое в повести. Смысл эпиграфа. Роль детали в рассказе.
Творчество А.И.Куприна в оценке критиков и литературоведов.
М.А. Горький – 5 часов
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Рассказ «Старуха Изергиль»
Своеобразие стиля ранней прозы Горького. Проблема романтизма: традиция и новаторство. Философская проблематика. Особенности жанра, сюжета и композиции рассказа. Проблема героя. Художественный мир рассказа (пейзаж, портрет).
Пьеса «На дне»
«На дне» как социально-философская драма. Сюжет и конфликт пьесы. Социальная, этико-философская и нравственная проблематика пьесы. Система образов. Столкновение жизненных позиций в пьесе; разное понимание правды и справедливости. Традиция русской драматургии и новаторство Горького-драматурга.
Творчество М.А.Горького в оценке критиков и литературоведов.
11 класс
Аудиторные занятия | 84 часа |
Аудиторные сочинения | 10 часов |
Резерв (в том числе на обобщение изученного) | 11 часов |
Всего | 105 часов |
Литературный процесс в русской литературе XIX – XX вв.
Вводное занятие – 2 часа
Понятие о единстве литературного процесса. Преемственность сюжетов и мотивов как основа литературной традиции. Жанр (актуализация изученного ранее). Проблема традиции и новаторства.
Русская литература XIX века (систематизация изученного материала)
Лирика
Обзорное занятие – 1 час
Теория: система стихосложения, размеры, рифма, жанры, изобразительные средства, лирический герой. Актуализация изученного ранее.
В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет – 3 часа
Основные жанры и темы поэзии XIX века. Своеобразие лирического мира каждого из перечисленных поэтов.
Лиро-эпические и эпические жанры
Обзорное занятие – 1 час
Теория: проблема жанров, сюжет, композиция, тема, проблематика, идея, проблема автора. Актуализация изученного ранее.
И.А.Крылов. Басни – 1 час
Социально-историческая и общественная проблематика басен Крылова. Художественный мир басен. Актуализация изученного ранее.
А.А. Блок – 5 часов
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы», «На железной дороге», «Фабрика»
Проблема стиля лирики Блока: неоромантизм и символизм. Основные мотивы. Философские идеи и образы. Национальное и историческое. Любовь как мистерия и реальность в лирике Блока. Поэтический мир стихотворений.
Поэма «Двенадцать»
Поэма «Двенадцать» как социально-философское произведение. Образ революции как идейная и сюжетная основа поэмы. Стихия и человек. Реальность, фантасмогория и символика в поэме. Смысл финала. Своеобразие жанра и композиции. Образы героев. Поэтический мир произведения.
А.А. Ахматова – 4 часа
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень», «Приморский сонет», «Не с теми я, кто бросил землю...»
Основные мотивы лирики Ахматовой. Своеобразие изображения любовного чувства в лирике Ахматовой. Выражение гражданской позиции. Тема Родины. Стилевое своеобразие лирики Ахматовой (от акмеизма к индивидуальности творческой манеры). Пушкинские мотивы в лирике Ахматовой. Поэтический мир стихотворений.
Поэма «Реквием»
В.В. Маяковский – 4 часа
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову…», «Нате», «Левый марш»
Своеобразие стиля ранней лирики Маяковского: футуризм и неоромантизм. Основные мотивы ранней лирики. Образ лирического героя. Специфика пафоса Маяковского. Особенности поэтики ранней лирики: ритм и размер, рифма, неологизмы, гипербола, метафора, олицетворение. Революционное обновление мира как ведущая тема зрелого этапа творчества Маяковского. Основные темы: поэт и поэзия, поэт и гражданин, тема