Занятие-игра «В гостях у сказки»
Сказка – это колыбель мысли.
В.А.Сухомлинский
Цель мероприятия: Закрепить и расширить знания, полученные при изучении разделов "Фольклор" и "Авторская и литературная сказка"
Используемые учебники и учебные пособия: Литература. 5 класс. Авторы: Г.В.Москвин, Н.Н.Пуряева, Е.Л.Ерохина.
С использованием ИКТ.
Аннотация мероприятия: Игра проводится после изучения разделов «Фольклор» и «Авторская и литературная сказка». Цель игры – закрепить полученные знания, расширить представление о сказке. Участвуют две команды: сош№71 и сош№76. Каждая из команд получает домашнее задание:
• придумать название и эмблему команды;
• подготовить предметы-загадки;
• создать диафильм по русской народной сказке (например, «Колобок» или «Репка»);
• подготовить кроссворд из семи слов по изученным произведениям.
Материалы к некоторым заданиям даны в приложении. К конспекту прилагается презентация игры.
Ход игры
1. Организационный момент. Объяснение условий игры. Представление жюри.
2. Представление команд. Название и эмблема. Максимальный балл – 6 (3 за название и 3 за эмблему).
3. Разминка «Угадай героя по предмету». Каждая команда представляет по 4 предмета, которые принадлежат какому-то сказочному герою. За правильную отгадку команда получает 1 балл (жетон).
4. Аукцион. О сказке нужно говорить на её языке. Что вы знаете о нем? Данный конкурс позволит выяснить, как хорошо вы знаете сказочные слова и выражения. Каждая команда имеет право назвать одно из традиционных сказочных выражений. Проигрывает та команда, которая первой замолкает.
5. Вставь словечко. Каждая команда получает текст, в котором пропущены некоторые слова. Дайте определение этого понятия. Вставьте в текст пропущенные слова, характерные для русских народных сказок. Максимальный балл - (1 за определение постоянных эпитетов, по 1 баллу за каждое вставленное слово).
6. Конкурс загадок (конкурс для болельщиков). Отгадай загадку. За каждый правильный ответ – 1 балл, за правильное название сказки – еще 1 балл.
7. Конкурс диафильмов. Команды представляют диафильмы к русским народным сказкам. Оценивается качество рисунков (3 балла), удачность подписей (3 балла) и мастерство «сказителя» (3 балла).
8. Кроссворд. Команды обмениваются составленными кроссвордами. Максимальный балл по количеству отгаданных слов.
9. Конкурс капитанов. Установите соответствие между произведениями, их авторами и жанрами. Максимальный балл – 5 (по количеству произведений).
10. Сочини сказку. Команда выделяет по 3 человека. Участники тянут по жребию начало сказки. Задание – по началу текста сочинить маленькую сказку за 5 минут. Максимальный балл – 5.
11. Тест. Команды получают тестовые листы. В каждом из них по 5 заданий. Максимальный балл – 5.
12. Подведение итогов игра. Награждение команд.
Приложение
К конкурсу «Аукцион». Сказочные выражения:
· Ехал он три дня и три ночи
· Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
· В некотором царстве, в некотором государстве
· Ни в сказке сказать, ни пером описать
· Не сносить тебе головы
· Долго ли коротко ли
· Выше леса стоячего, выше облака ходячего
· Мой меч – твоя голова с плеч
· Встань к лесу задом, ко мне передом
· Закатили пир на весь мир
· Я там был, мед-пиво пил
· Утро вечера мудренее
· За тридевять земель
· Ни конному, ни пешему
· Только его и видели
· И был таков
· Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли
· Это присказка покуда, сказка будет впереди
· Вот тебе сказка, а мне бубликов связка
· Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец
· Стали они жить-поживать, да добра наживать
К конкурсу «Вставь словечко»
Поднялось над землей солнце______________. Сели________________молодцы на __________________коней. Выехали в _________________поле, натянули ________________луки и пустили стрелочки_________________. Залетела одна стрела в _____________ лес, вторая – в _______________море, а третья – за ворота _________________.
(солнце красное, добры молодцы, борзые кони, чистое поле, тугие луки, каленые стрелы, дремучий лес, синее море, тесовые ворота)
К конкурсу загадок
Что всего сильнее и быстрее? Что всего жирнее? Что всего мягче? Что всего милее? (Дочь-семилетка) | Ветер (мысль), земля, рука, сон |
Высоко ли небо от земли? А широка ли земля? А глубока ли земля? (Мудрые ответы) | Столь высоко, что там стукнет, а здесь слышно. Вон там солнце всходит, а там заходит - столь широка! Да был у меня дед, умер тому назад с девяносто лет, зарыли в землю, с тех пор и домой не бывал: верно, глубока! |
«Я хочу спросить тебя, бабушка, только о том, что видела; когда я шла к тебе, меня обогнал всадник на белом коне, сам белый и в белой одежде: кто он такой?» «Потом обогнал меня другой всадник на красном коне, сам красный и весь в красном одет; это кто такой?» «А что значит черный всадник, который обогнал меня у самых твоих ворот, бабушка?» (Елена Премудрая) | «Это день мой ясный», - отвечала баба-яга. «Это мое солнышко красное!» - отвечала баба-яга. «Это ночь моя темная - всё мои слуги верные!» |
Явись ни пешком, ни на лошади, ни голым, ни одетым, ни с гостинцем, ни без подарочка. (Дочь-семилетка) | Верхом на зайце, одетая в сеть, в руках птица |
Была у девицы нитка золотая с золотой иголкой, она ту иголку потеряла и найти не чаяла, а теперь она нашлась. (Заколдованная королевна) | Нитка – жена, иголка – муж |
Возле дороги добро, а в добре добро бродит. Взял я добро да добром-то из добра и выгнал. (Наказанная царевна) | В овсе пасется бык. Взял пучок овса и с поля прогнал |
Видел я по дороге мужика — засевал полянку. Спросил у него: сколько он пользы получает и куда деньги девает? Мужичок мне отвечал: при урожае восемьдесят рублей получаю. Двадцать — в подать взношу, двадцать — долгу плачу, двадцать — взаймы даю да двадцать — за окно кидаю. | Долг плачу — отца содержу, взаймы даю — сына кормлю, за окно кидаю — дочь питаю. |
Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку. А ну-ка, ребята, Кто угадает: На десятерых братьев Двух шуб хватает. Птичка - невеличка: Носик стальной, Хвостик льняной. (Нитка с иголкой) Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры – Помчались с горы. (Санки) На пальце одном Ведерко вверх дном. (Наперсток) Всю жизнь ходят в обгонку, А обогнать друг друга не могут. (Ноги) | Толстый тонкого побьет. Тонкий что-нибудь прибьет. (Молоток и гвозди) Гребешок аленький, Кафтанчик рябенький, Двойная бородка, Важная походка. Раньше всех встает, Голосисто поет. (Петух) Сижу верхом, Не ведаю на ком. (Шапка) Была зеленой, маленькой, Потом я стала аленькой. На солнце почернела я, И вот теперь я спелая. (Ягода) У батюшки жеребец — всему миру не сдержать, У матушки коробья — всему миру не поднять, У братца кушак — всему миру не скатать. Ответ: (Ветер, земля, дорога). Кто не ведает границ? Кто летит быстрее птиц? Он то грозен, то мятежен, То как пух весенний нежен. Кто свободней всех на свете? Догадались? Это... (Ветер) |
К конкурсу кроссвордов
По вертикали:
1. Автор фольклорных произведений.
2. Любимое сказочное число.
3. Литература.
4. Народная сказка.
По горизонтали:
5. Должность героя сказки «Пойди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что».
6. Тип народной сказки.
7. Элемент композиции сказки.
К конкурсу капитанов
1. «Два клена» | 1. Николай Гоголь | 1. Авторская сказка |
2. «Кладовая солнца» | 2. Коллективное творчество | 2. Пьеса-сказка |
3. «Ночь перед Рождеством» | 3. Михаил Пришвин | 3. Сказочная повесть |
4. «То, чего не было» | 4. Евгений Шварц | 4. Бытовая сказка |
5. «Как старик домовничал» | 5. Всеволод Гаршин | 5. Сказка-быль |
К конкурсу «Сочини сказку»
1. Жили-были Боровик с Боровихой. И было у них три сына-боровичка: двое умных, а третий – дурачок…
2. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Поехал он как-то в лес за дровами…
3. Давно это было. Встретились однажды в поле лошадь, корова и овца и заспорили…
4. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был царь. Задумал он выдать замуж свою дочь Елену-царевну. Условие для женихов поставил: кто сможет с неба звезду достать, тот и будет ей мужем…
Тест
1. Укажите номер строки, в которой правильно дано определение понятии фольклор:
1) Произведения устного народного творчества
2) Наука, изучающая произведения устного народного творчества
3) Устное народное творчество
2. Укажите номер строки, в которой правильно указаны все типы фольклорных сказок:
1) Волшебные, авторские, бытовые.
2) Волшебные, бытовые, о животных.
3) Авторские, бытовые, о животных.
3. Укажите номер строки, в которой правильно указан порядок расположения композиционных частей сказки:
1) Развитие действия, зачин, концовка.
2) Зачин, концовка, развитие действия.
3) Зачин, развитие действия, концовка.
4. Укажите номер строки, в которой перечислены только названия народных сказок:
1) Конек-горбунок, Как старик домовничал, Холодное сердце.
2) Пойди туда – не знаю куда…, Лиса и тетерев, Хрустальная гора.
3) Дочь-семилетка, Золотой петушок, Щелкунчик.
5. Укажите номер строки, в которой перечислены названия волшебных сказочных помощников:
1) Скатерть-самобранка, меч-кладенец, мед-пиво.
2) Золотое яблочко, клубок ниток, аленький цветочек.
3) Шапка-невидимка, живая вода, сапоги-скороходы.
6. Укажите номер строки, в которой перечислены имена писателей-сказочников:
1) Ершов, Андерсен, Перро.
2) Пушкин, Гоголь, Платонов.
3) Линдгрен, Гауф, Лондон.
7. Укажите номер строки, в которой перечислены названия сказок: А.С.Пушкина:
1) Два клена, Сказка о мертвой царевне, Сказка о царе Салтане.
2) Сказка о рыбаке и рыбке, Руслан и Людмила, Ночь перед Рождеством.
Сказка о попе и работнике его Балде, Сказка о золотом петушке, Сказка о медведихе.
Басня
Чекаурова Светлана Станиславовна,
учитель русского языка и литературы
сош№71 г.Ярославль
Аннотация содержания уроков: учащиеся знакомятся с понятием «басня», сопоставляя басню с народной сказкой и драмой, выявляют черты сходства и различия; анализируя басни «Ворона и Лисица» и «Свинья под Дубом», получают первичное понятие о сатире и юморе.