Показ фильма об этом занятии.
- Дубасов Владим и Давыдова Анастасия. Каменниковская школа, телеканал «Камен-TV».
Ведущий (учитель):
- Спасибо статистам! А я передаю слово экспертам, задача которых была отследить эмоциональное отношение учащихся к урокам литературы и новому учебнику.
1 корр. – Добрый день! Мы проанализировали анкеты, предложенные учащимся 5 класса. Вот что получилось.
2 корр. На вопросы первой анкеты «Учебник литературы» отвечали все ребята – 18 человек.
1 корр. На первый вопрос «Понравился ли тебе учебник литературы, по которому работал в этом учебном году», все ответили «да, очень».
2 корр. На второй вопрос «Чем привлёк он твоё внимание?» мы получили такие ответы: «интересными рассказами, красивой обложкой, иллюстрациями, статьями об авторах, разнообразием произведений, новыми поучительными произведениями, разными интересными вопросами».
1 корр. На вопрос «Хотелось бы тебе учиться по учебнику этих же авторов в следующем учебном году?» ответ отрицательный был только один.
2 корр. В данном учебнике мы заметили разнообразие вопросов: вопросы типа А, В, Б, Г, Д и т.д. до Ж, т.е. от самых простых по содержанию до самых сложных – творческих. Ребята ответили вот как: вопрос типа А – 6 учеников, Б – 5, В – 6, Г – 2, Ж – 1.
1 корр. Осветим ещё один вопрос: «Какие произведения произвели на тебя сильное впечатление?» Выбор пал на такие произведения…
2 корр. Произведения-лидеры:
«Робинзон Крузо» - 8 человек
«Васюткино озеро» - 7
«Ночь перед Рождеством» - 6
«Два клёна» - 6
1 корр. По 2 голоса получили такие произведения:
«Щелкунчик и Мышиный король»
«Зелёная лампа»
«Кладовая солнца»
2 корр. И по одному голосу ребята отдали за:
легенду «Три пальмы» М.Ю.Лермонтова
стихотворение «Берёза» С.А.Есенина
стихотворения «Листок», «Молитва» М.Ю.Лермонтова
стихотворение «Я пришёл к тебе с приветом» А.А.Фета
1 корр. Не менее интересная информация была получена нами в результате чтения синквейнов ребят. Свои варианты предлагали все ребята, мы предлагаем послушать нескольких из них (подходят с микрофонами, ребята читают синквейны). Как видим – отношение и к урокам и к учебному пособию у ребят положительное, а это радует!
Валдаев Александр и Корелякова Татьяна. Каменниковская школа, телеканал «Камен-TV».
Ведущий (учитель):
- Спасибо нашим корреспондентам. Предлагаю заглянуть в научные лаборатории, где как раз сейчас проводятся научные и творческие эксперименты по усвоению программы литературы 5 класса.
Лаборатория № 1. «Портретная галерея» (рассказывают подготовленные дети).
- По историям, рассказанным артистами, догадайтесь, кто сегодня представлен в нашей ожившей портретной галерее (Приложение 1).
- Воспользуюсь сегодняшним положением и задам ребятам несколько вопросов:
1. Появился ли у тебя в этом году литературный герой, на которого хотел бы быть похожим? Почему? А у тебя?
2. По принципам какого литературного героя не хотел бы жить? Почему? А ты?
- Спасибо! Мы переходим в лабораторию № 2. «Зал забытых вещей».
- В этом году у нас в гостях были разные литературные герои. Но, видимо, у нас им было очень хорошо, потому что они забыли некоторые свои вещи. Посмотрите на них и вспомните, кому принадлежат данные вещи, а также вспомните название произведения и автора (Приложение 2).
- А теперь – сюрприз. Готовясь к конференции, семья Валдаевых создала небольшой сборник «забытых вещей» литературных героев по произведениям нашего учебника. Этот творческий проект представляет Саша Валдаев.
- Заглянем в лабораторию № 3. «Служба спасения».
В этой лаборатории в течение года работали экологи, туристы, психологи, спасатели, т.е. научные сотрудники, задача которых состояла в следующем: дать конкретные советы, рекомендации по поведению человека в экстремальных условиях (используя тексты учебника). Выступает представитель лаборатории. Помогите ему вспомнить некоторые из них (Приложение 3).
- Лаборатория № 4 называлась «Философы».
Всем понятно, что именно здесь зарождалась мудрость, шли поиски жизненных уроков, как надо и не надо жить. Что же взяли ребята в свои «копилки мудрости».
Зачитывание фрагментов из произведений или пересказ идеи, ребята вспоминают: кто давал эти «уроки», название и автора произведения (Приложение 4 – «Копилка мудрости»).
- Итак, мы показали вам фрагменты работы, поиска в некоторых научных лабораториях, а теперь – у нас есть уникальная возможность побывать на самой конференции и поучаствовать в диалоге ребят и учёных.
Вопросы: - Как учебник литературы помогает вам учиться и познавать мир?
- Что ждёте от учебника литературы в следующем учебном году?
Вопросы гостей (учёных, учителей, родителей).
Приложение 1
«Портретная галерея»
Однажды Королева мышей Мышильда сделала меня некрасивой и уродливой. Но нашёлся один очень симпатичный храбрый молодой человек. Он принёс мне волшебный орех Кракатук. Я проглотила ядрышко и стала прекрасной, как ангел (принцесса Пирлипат, А.Гофман «Щелкунчик и Мышиный Король»).
Я – школьник, мне 13 лет. Как-то летом я пошёл в тайгу за кедровыми орешками и заблудился. Мне пришлось многое испытать, но я выдержал «таёжный» экзамен. Я благодарен маме, папе, дедушке, которые научили меня выживать в экстремальной ситуации (Васютка, В.П.астафьев «Васюткино озеро»).
Однажды в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, полушубке овчинном,
В больших рукавицах … а сам с ноготок!
– Здорово, парнище!
– «Ступай себе мимо!»
– Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?
– «Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит; а я отвожу»
– А что, у отца-то большая семья?
- «Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я…»
(рассказчик и «мужичок с ноготок», Н.Некрасов «Крестьянские дети»).
С самого раннего детства я больше всего на свете любил море. Я завидовал каждому матросу, отправлявшемуся в дальнее плавание. По целым часам я простаивал на морском берегу и не отрывая глаз рассматривал корабли. Проходившие мимо.
И вот, не спросившись ни у отца, ни у матери, – в недобрый час! – 1 сентября 1651 года я на девятнадцатом году жизни сел на корабль, отправлявшийся в Лондон (Робинзон Крузо, Даниель Дефо «Робинзон Крузо»).
– Я несколько лет зажигал лампу, и вначале от скуки, а потом уже с увлечением начал читать всё, что попадалось под руку. Однажды я раскрыл старую анатомию, лежавшую в комнате, и был поражён (Джон Ив, А.Грин «Зелёная лампа»).
Я умница, ласточка, касаточка, старушка-вострушка, я в себе души не чаю, о себе, лапушке, и беспокоюсь. Меня в тысячи мест ждут: того ограбь, того побей, того накажи ни за что ни про что, а совести у меня нет и не было: я, умница, больше люблю в спину бить и терпеть не могу, когда люди радуются (Баба Яга, Е.Л.Шварц «Два клёна»).
Мне 12 лет. Мы живём в районе города Переславля-Залесского вдвоём с братом, оставшись сиротами после смерти родителей. В селе нас любят и помогают. Я в доме хозяйка: готовлю еду, мою, стираю. Меня называют Золотой Курочках на высоких ножках (Настенька, «Кладовая солнца» М.Пришвин).
Приложение 2
Зал забытых вещей
Кому принадлежат эти вещи?
1. Корзинка с клюквой (Настенька. М.Пришвин «Кладовая солнца»)
2. Праздничная ёлка (Э.Гофман «Щелкунчик»)
3. Кувшин (Е.Шварц «Два клёна»)
4. Компас (Митраша. М.Пришвин «Кладовая солнца»)
5. Зеркальце (царица. А.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне т семи богатырях»)
6. Сабля (Щелкунчик. Э.Гофман «Щелкунчик»)
Приложение 3