Урок внеклассного чтения по сказке В.Гауфа «Холодное сердце»
«Нет сказки причудливей, чем сама жизнь»
Ход урока
1. Вступительное слово о писателе.
Мы длительное время изучали сказки, многое о них узнали. Назовите основные черты сказки как литературного жанра.
Вспомните, на какие две группы делятся сказки. Охарактеризуйте каждую из групп.
Кого из писателей-сказочников вы знаете? Какие их произведения помните?
Читали ли вы когда-нибудь произведения В.Гауфа? Какое впечатление они на вас произвели?
Что вы знаете о самом писателе? (Чтение статьи на стр. 212)
Какие особенности его сказок названы в статье?
2. Выяснение первоначального восприятия текста.
Можно ли сказать, что сказка «Холодное сердце» - это размышление о добре и зле, о справедливости?
Кто в сказке воплощает в себе зло, а кто добро?
Похож ли Петер Мунк на традиционного сказочного героя? (выявление сходств и различий).
Как вы поняли название сказки – «Холодное сердце»? Подберите синонимы к слову «холодное» (равнодушное, бесчувственное, злое, каменное).
Каким сердцем должен обладать настоящий герой? Как вы понимаете выражение «горячее сердце»?
Сегодня на уроке мы поговорим о том, как сердце человека из горячего превращается в холодное и должно ли сердце непременно быть горячим.
3. Анализ 1-ой части сказки.
Чтение начала сказки. Почему вступление к сказке не похоже на традиционный сказочный зачин? В чем отличие?
Кто населяет эти края? Какими качествами должен обладать человек, чтобы его уважали?
Почему Петер Мунк стесняется своего ремесла? Чем измеряет он счастье и почет?
Есть ли в селении такие люди? Как относятся к ним окружающие?
О чем мечтает Петер? Каким способом он хочет разбогатеть? Есть ли другие способы разбогатеть? Почему герой выбирает самый простой?
К кому может обратиться за помощью Петер? Что мы знаем об этих сказочных существах? Почему герой отказывается от помощи Михеля-великана?
Прочитаем в лицах встречу Петера со Стеклянным Человечком и подумаем, как характеризуют героя его желания (со слов «Но Петер не стал долго раздумывать» до слов «…когда тебе не будет хватать ума-разума»).
Почему Стеклянный Человечек то и дело называет Петера глупцом?
Какие советы дает он герою? Послушался ли их Петер? Изменился ли характер героя?
Почему помощь Стеклянного Человечка не принесла Петеру счастья? Кого винит герой в своих неудачах?
4. Анализ 2-ой части сказки.
Почему Петер обращается за помощью к великану?
Какую цену назначает Михель? Что, по мнению великана, мешает человеку обрести долгожданное счастье?
Чьи сердца хранятся у Михеля? Кто такие судейские, ростовщики, скупщики?
«Зачем сердце непременно должно быть горячим?» - спрашивает Михель Петера Мунка. Как бы вы ответили на этот вопрос?
Как изменилась жизнь Петера? Что он чувствует, путешествуя по миру? Возвратившись домой? Как ведет себя с односельчанами, матерью, женой? Что обрел, а что потерял Петер?
Счастлив ли Петер Мунк? (словно живу наполовину).
5. Анализ финала сказки.
Какие испытания должен был пройти герой, прежде чем обрел свое «веселое, славное сердечко»? (краткий пересказ)
Перечитайте последний абзац сказки. Как Петер Мунк понимает счастье? Согласны ли вы с ним?
6. Подведение итогов беседы.
С какими традиционными сказочными приемами мы встретились в произведении Гауфа? Чем отличается «Холодное сердце» от народных сказок?
Можно ли назвать сказку Гауфа современной? Аргументируйте свой ответ.
7. Домашнее задание.
По выбору: составить сборник авторских сказок (Г с.213) или нарисовать иллюстрацию к сказке Гауфа и защитить ее.
План урока по легенде «Томас Лермонт»
1. Рассказ о поэте М.Ю.Лермонтове. Происхождение рода Лермонтова.
2. Беседа по тексту.
Где происходит действие? Что знаете о Шотландии?
Кто герой легенды? Почему получил прозвища Рифмач и Правдивый?
Какой дар имеет? Кто наделил Лермонта этим даром?
Почему подарок феи называет «страшным»?
Какие чудеса увидел герой в волшебном королевстве?
Почему выигрывает турнир певцов?
Чем заканчивается легенда?
Какие человеческие ценности провозглашает?
3. Составление сравнительной таблицы «Сказка и легенда. Основные различия».
В ходе аналитической беседы заполняется таблица:
Сказка | Легенда |
1. Вымышленные события и герои | 1. Подразумеваются реальные исторические события и люди |
2. Фантастические (сказочные) чудеса | 2. Волшебство с реальным, философским подтекстом |
3. Сказка – ложь | 3. Объясняет происхождение некоторых явлений, событий |
4. Традиционные сюжеты, устоявшаяся композиция | 4. Элементы сказок при разнообразии сюжетов, отсутствие единой композиции |
5. Добро всегда побеждает | 5. Философский, не всегда счастливый финал |
Вывод: и сказки, и легенды учат добру и справедливости.