К урокам внеклассного чтения в 5 классе
На основе анализа авторской программы Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной в части планирования уроков внеклассного чтения, а также анализа методической части учебника литературы мы представляем следующие методические рекомендации по организации уроков внеклассного чтения в 5 классе.
1. Тема: «Фольклор».
Урок внеклассного чтения по русской народной сказке «Пойди туда – не знаю куда, найди то - не знаю что».
Рекомендуемая форма работы: командная интеллектуальная игра.
Теория литературы: фольклор, жанр народной сказки, виды сказок, сюжетные элементы сказки (сказочные герои, испытания героя, волшебные помощники, волшебные предметы), композиция сказки (зачин, присказка, концовка, повторения).
Домашнее задание к уроку:
1) (для класса) Перечитать статьи на стр. 15 – 17, 23 – 25;
2) (для команд) Подготовить сказителя, составить рассказ на основе жизненных событий по пословице «Пойди туда – не знаю куда, найди то – не знаю что».
Ход игры:
· Представление команд.
· Конкурс сказителей.
· Проведение конкурсов.
· Представление домашнего задания: чтение рассказа, составленного по пословице.
· Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Творческое задание (д/р): Как ты думаешь, какие интересные, необычные, сказочные события могли бы произойти во время правления Андрея-царя? Сочини об этом сказку.
Внеклассная работа: инсценировка сказки, выставка рисунков, фольклорный праздник.
2. Тема: «Авторская сказка»
Урок внеклассного чтения по сказке В.Гауфа Холодное сердце».
Рекомендуемая форма работы: беседа по тексту.
Теория литературы: авторская сказка, сказочные приемы (сказочные герои, испытание героя, волшебные помощники, троекратное повторение), композиция произведения, основная мысль (идея) произведения.
Домашнее задание к уроку:
1) (для класса) Прочитать статью на с. 212;
2) (для любознательных) Подготовить небольшое сообщение о жизни В.Гауфа;
3) (для знатоков сказок) Подготовить вопросы для викторины по сказкам В.Гауфа;
4) (для «актеров») Подготовить чтение в лицах или инсценировку эпизода первой встречи Петера со Стеклянным Человечком.
Вопросы и задания:
· Расскажите о Вильгельме Гауфе и его сказках. Викторина по сказкам Гауфа.
· К какой группе можно отнести сказки Гауфа?
· Почему вступление к сказке не похоже на традиционный сказочный зачин? В чем отличие?
· Чем Петер Мунк похож на традиционного сказочного героя, а чем отличается?
· Расскажите, какие испытания выпадают на долю Петера.
· К кому может обратиться за помощью Петер? Что мы знаем об этих сказочных существах?
· Чтение в лицах (или инсценировка) эпизода встречи Петера со Стеклянным Человечком (со слов «Но Петер не стал долго раздумывать» до слов «…когда тебе не будет хватать ума-разума»).
· Какова роль Стеклянного человечка в сказке?
· Какую цену назначает Михель? Чьи сердца хранятся у Михеля?
· Как вы поняли название сказки – «Холодное сердце»? Подберите синонимы к слову «холодное».
· «Зачем сердце непременно должно быть горячим?» - спрашивает Михель Петера Мунка. Как бы вы ответили на этот вопрос?
· Перечитайте последний абзац сказки. Как Петер Мунк понимает счастье? Согласны ли вы с ним?
· С какими традиционными сказочными приемами мы встретились в произведении В.Гауфа? Чем отличается «Холодное сердце» от народных сказок?
· Можно ли назвать сказку В.Гауфа современной? Аргументируйте свой ответ.
Творческое задание (д/р): (по выбору) составить сборник авторских сказок (Г с.213) или нарисовать иллюстрацию к сказке В.Гауфа и защитить ее.
Внеклассная работа: подготовка праздника по сказкам В.Гауфа для учащихся начальной школы, интеллектуальная игра по сказкам.
3. Тема: «Легенда»
Урок внеклассного чтения по «Легенде о Томасе Лермонте».
Рекомендуемая форма работы: беседа по тексту с использованием компьютерной презентации.
Теория литературы: литературный жанр (сказка, легенда), фантастика, портрет героя, литературный герой, исторический герой.
Домашнее задание к уроку:
1) (классу) Перечитать статью на с. 214;
2) (для тех, кто увлечен Интернетом) Подобрать иллюстративный материал и создать презентацию к «Легенде о Томасе Лермонте»;
3) (индивидуальное задание) Выучить наизусть и подготовить выразительное чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Желание» («Зачем я не птица, не ворон степной…»).
Вопросы и задания:
· Какие особенности отличают жанр легенды от других литературных жанров?
· О ком слагали легенды? Кого мы называем историческим героем, а кого литературным? Томас Лермонт – исторический или литературный герой?
· В какой обстановке мы впервые встречаемся с Томасом? Что празднуют шотландцы? Чем гордятся и чего стыдятся?
· Найдите описание героя. Какую черту его портрета можно назвать главной? Какие прозвища получил Томас? Почему?
· Как произошла встреча Томаса и королевы фей? Найдите ее описание. Какую клятву дает Лермонт королеве фей?
· С какими чудесами сталкивается герой на пути в страну фей? Похожи ли эти чудеса на сказочные? В чем отличие?
· Опишите королевство фей. В каком состязании принимает участие герой? Почему он побеждает?
· Похожи ли приключения Томаса Лермонта на приключения сказочного героя?
· Какими дарами наградила королева Томаса? Почему он называет их «страшными»? Нужны ли они в мире людей?
· Один из героев легенды лорд Дуглас сказал: «До сих пор думал я, что певец должен только увеселять пиры, но не таков ты, Томас Лермонт». Что имел в виду Дуглас?
· О чем заставляет задуматься рассказ Томаса Рифмача?
· За какие качества народ сделал Томаса героем легенды?
· Как переплелись в произведении правда и вымысел? Почему это легенда? Как бы вы охарактеризовали жанр этой легенды? (историко-мистическая)
· Выразительное чтение наизусть стихотворения Лермонтова «Желание». Сравнение его с легендой.
· Проверочная работа: Заполнить таблицу «Сказка и легенда. Основные различия»
Творческое задание(д/р): Подумайте, как могла бы выглядеть история Томаса Рифмача, если бы она была не легендой, а сказкой. Запишите эту сказку.
Внеклассная работа: литературный вечер «В мире легенды», занятие «Легенды моей семьи», литературная викторина, заочная экскурсия по Шотландии.
4. Тема: «Басня»
Урок внеклассного чтения по басням Эзопа и Жана де Лафонтена.
Рекомендуемая форма работы: «Устный журнал», групповая работа.
Теория литературы: сказка, «эзопов язык», иносказание, иносказательный смысл, аллегория, аллегорический образ, басня, мораль, виды смеха (сатира и юмор), комическая ситуация, изобразительные средства языка.
Домашнее задание к уроку:
1) («журналисты») подготовить увлекательный рассказ о баснописцах;
2) («актеры») выучить наизусть и выразительно прочитать басни Эзопа «Крестьянин и его сыновья», «Соловей и ястреб» (1-ая группа) и Ж.де Лафонтена «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот» (2-ая группа);
3) («литературоведы»)опираясь на задания учебника А – 1,2,3,4 (Ч. 2, с.18), подготовить характеристику художественных особенностей басен;
4) («художники») подобрать или нарисовать иллюстративный материал;
5) («знатоки») подобрать материал для кроссвордов, ребусов, викторин по басням Эзопа и Ж.де Лафонтена;
6) («писатели») подготовить рассказ на основе одной из басен (задание А – 5, с. 19).
Ход работы:
· Вступительное слово учителя. Повторение жанровых особенностей басни.
· Выступление первой группы (Эзоп).
· Выступление второй группы (Ж.де Лафонтен).
· Подведение итогов. («Открытый микрофон»).
Творческое задание: оформить подготовленный материал в виде стенгазеты или компьютерной презентации.
Внеклассная работа: спектакль по басням И.А.Крылова, конкурс иллюстраций, интеллектуальная игра.
5. Тема: «Лирическое стихотворение»
Урок внеклассного чтения по стихотворениям Г.Гейне и И.-В.Гете.
Рекомендуемая форма работы: самостоятельная работа и представление ее результатов.
Теория литературы: лирическое стихотворение, ритм, рифма, строфа, лирический герой, пейзаж, изобразительные средства языка, контраст, ирония, аллегория, иносказание.
Домашнее задание к уроку:
1) (классу) статьи и Г.Гейне (с. 60) и И.-В.Гете (с.63), вопросы перед текстом (А);
2) выучить два стихотворения (по выбору);
3) (индивидуальное) подготовить сообщение об И.И.Шишкине;
4) (индивидуальное задание) подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения И.-В.Гете «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого).
Ход работы:
· Работа по повторению (художественное своеобразие лирического стихотворения).
· Самостоятельная работа по сравнительному анализу переводов по опорным карточкам (по вариантам)
· Представление результатов работы 1-го варианта по стихотворению Г.Гейне «На севере диком…» : переводы Ап.Майкова, Ф.И.Тютчева и М.Ю.Лермонтова.
· Сообщение о художнике И.И.Шишкине (индивидуальное задание) и работа с иллюстрацией (задание Д с.62)
· Представление результатов работы 2-го варианта по стихотворению И.-В.Гете «Ночная песня странника»: подстрочный перевод, переводы М.Ю.Лермонтова и В.Брюсова.
· Чтение наизусть стихотворения И.-В.Гете «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого).
· Письменная работа: Каким вы представляете героя стихотворения Гете?
Творческое задание(д/р): составить сборник немецкой поэзии.
Внеклассная работа: литературная гостиная «Немецкая поэзия», заочная экскурсия «Литературная Германия».
6. Тема: «Мы помним»
Урок внеклассного чтения по произведениям о Великой Отечественной войне.
Рекомендуемая форма работы: читательская конференция.
Теория литературы: роды литературы (эпос, лирика), жанры, тема, идея, проблематика произведения.
Домашнее задание к уроку:
1) (для любознательных) Что ты знаешь о Великой Отечественной войне? Может быть, в твоей семье есть ветераны войны? Расскажи о них. (задание А с.246)
2) «Пять портретов – пять судеб»: обратись к материалу учебника на с. 246 – 249. Выбери одно из произведений и выполни задания к нему.
3) Подготовь устное выступление (доклад), в котором должно состоять из трех частей: рассказ о поэте (или писателе), выразительное чтение стихотворения наизусть или чтение отрывка из повести, характеристика художественных особенностей произведения (тема, идея, сюжет, герои, особенности языка).
Ход работы:
· Вступительное слово учителя о Великой Отечественной войне: Какое событие нашло отражение в этих произведениях? Что знаете о войне? Почему о войне вспоминают до сих пор?
· Рассказы учащихся о родственниках-ветеранах.
· Выступления учащихся с докладами по литературному материалу.
· Комментарии и дополнения тех, кто читал это же произведение.
· «Открытый микрофон»: Что понравилось? Что следует учесть в будущем?
· Подведение итогов урока: Тема детства в произведениях о Великой Отечественной войне. Образы главных героев. Проблематика.
Творческое задание(д/р): написать письмо одному из героев прочитанных произведений.
Внеклассная работа: литературно-музыкальная композиция, интеллектуальная игра, устный журнал «Дети – герои войны».