Материалы к проверочной работе по теме «Фольклор

Дайте определение следующим понятиям:

Загадка –

Поговорка –

Фольклорист –

Сказка –

1. Заполните схему

Материалы к проверочной работе по теме «Фольклор - student2.ru Материалы к проверочной работе по теме «Фольклор - student2.ru Материалы к проверочной работе по теме «Фольклор - student2.ru Сказки

3. Цифровой диктант.

1 – пословица

2 – поговорка

Легок на помине; как с гуся вода; осень – припасиха, зима – подбериха; лес рубят – щепки летят; слово – серебро, молчание – золото; как белка в колесе; счастливые часов не наблюдают; семь раз отмерь – один отрежь.

Ключ: 2,2,1,1,1,2,1,1.

4. Допишите постоянные эпитеты к следующим словам:

Лес ….

Небо…

Поле…

Молодец…

Речка…

5. Исправь ошибки в следующих утверждениях:

Сказка начинается концовкой.

В бытовой сказке главные герои – животные.

В сказке встречаются пятикратные повторы.

Пословица – это часть суждения.

Волшебные превращения характерны для бытовой сказки.

Материалы к уроку «Е.Л.Шварц «Два клёна» (пьеса-сказка)»

Урок с элементами театрализации и с использованием ИКТ.

Защита творческих работ.

Аннотация содержания урока: на изучение пьесы отводится 3 часа. Первые два урока – рассказ об авторе (презентация о Е.Л.Шварце), чтение статьи учебника «Что такое пьеса», чтение текста художественного произведения, анализ эпизодов, чтение по ролям, художественный пересказ фрагментов. Третий урок– урок-обобщение. Чтобы провести такой урок, необходимо дать опережающие задания. Класс поделён на творческие группы и при совместном обсуждении определены задания:

Теоретики (Задание: подготовить сообщения: «Что такое пьеса», «Мы в театре», «Сходство и отличие пьесы-сказки «Два клёна» от народной сказки»).

Философы (Задание: выявить, по каким правилам в жизни подчиняются герои сказки – Баба-Яга и Василиса; какие жизненные уроки можно извлечь из сказки).

Актёры (Задание: выбрать и инсценировать фрагмент сказки).

План урока: 1) слово учителя;

2) выступление «теоретиков»;

3) выступление «актёров»;

4) выступление «философов»;

5) итоги работы.

Группа «Теоретики».

Презентация «Что такое пьеса».

Сообщение «Мы в театре» (по книге Юрия Алянского «Азбука театра». Ленинград, «Детская литература», 1990г.).

Слово театр – греческого происхождения, оно означало место для зрелища, да и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось с жизнью самого человечества. Один из главных элементов театрального искусства – игра. С неё всё и началось. Сначала в театре показывали игры и обряды первобытных народов. В этих играх появились и первые «действующие лица» - добрые и злые силы. В играх рождались диалоги. Местом рождения драматического театра можно считать Древнюю Грецию. Навсегда остались знаменитыми пьесы, написанные в 5 и 6 веках до нашей эры драматургами Эсхилом, Софоклом, Еврипидом. Интересно, что уже в те далёкие времена – 25 столетий назад – театр обратился к важнейшим сторонам жизни, к утверждению высоких чувств и обязанностей человека: честности, благородства, сыновьего долга, товарищества, преданности.

Презентация буклета «Словарик юного актёра».

Группа «Актёры».

Инсценировка фрагментов: «Разговор двух братьев-клёнов», «Битва Василисы с Бабой-Ягой», «Встреча Василисы с сыновьями».

Группа «Философы».

Жизненные правила Василисы(читают по очереди две девочки в костюмах):

«А что если с лаской подойти?»

«Пока трёх сыновей вырастила – всему научилась».

«Работа меня от всех бед спасла».

«Люблю своих сыновей. А больше всех того, которому я нынче нужнее».

«Разве малые дети без толку пищат? Они маму зовут, помощи просят. А как поможешь им, тут они и улыбнутся. А матери только этого и надо».

«Разве дети нарочно грубят? Просто у них добрые слова на донышке лежат, а дурные на самом верху. Тут надо терпение иметь».

Вывод: Эти правила помогли Василисе-труженице пройти тяжёлые испытания, чтобы спасти своих детей.

А теперь послушаем Бабу-Ягу и узнаем её жизненные правила (выразительное прочитывание реплик несколькими девочками в костюмах):

«Я очень ловко приспособилась ловить вас, людишек. Я, Баба-Яга, умница, ласточка, касаточка, старушка-вострушка».

«Я в себе, голубке, души не чаю. Тем и сильна. Вы, людишки, любите друг дружку, а я, ненаглядная, только себя. У вас тысячи забот – о друзьях да близких, а я только о себе, лапушке и беспокоюсь».

«Меня в тысячи мест ждут. Того ограбь, того побей, того накажи ни за что ни про что».

«Совести у меня нет и не было».

«Неужели мне, жабе зелёненькой, придётся собственную свою служанку хвалить? Да ни за что! Мне, гадючке, это вредно».

«Я, умница, больше люблю в спину бить».

«Ты думаешь, это легко чужим трудом жить? Я ещё девочкой-ягой была, в школу бегала, а уже покоя и на часик не знала. Ваш брат вытвердит все уроки, да и спит себе, а я, бедная малютка-яга, с боку на бок ворочаюсь, всё думаю, как бы мне, милочке, завтра, ничего не зная, извернуться да вывернуться. И всю жизнь так-то».

«Я терпеть не могу, когда люди радуются».

Вывод: Мы убедились, что жить по законам Бабы-Яги нельзя. Автор показал нам, что злоба, ненависть, неумение радоваться за других будут непременно побеждены с помощью добра, дружбы, взаимовыручки, трудолюбия.

Итоги урока:

Ребята, понравился вам такой урок?

Чем он необычен?

Какой фрагмент урока больше понравился, запомнился? Почему?

Чему каждый из вас научился на уроке или при подготовке к нему?

Послушайте несколько ваших высказываний-отзывов, которые вы писали на втором уроке. Напомню задание: продолжить начатую фразу: Сказка «Два клёна» - это …. Вот как вы написали: «…это сказка о том, как злая Баба-Яга заколдовала двух братьев, а мама и третий брат пошли их спасать»; «…это сказка о том, как «дети не послушались маму и были наказаны, а маме пришлось многое испытать, чтобы спасти своих детей от злой Бабы-Яги»; «…это сказка о взаимовыручке, добре и любви; это сказка о добре и зле, о зависти и понимании, о дружбе и одиночестве»; «…это жизненный урок для нас: кто из дому сбежал – не растёт и не умнеет».

Домашнее задание: подготовиться к конкурсу рисунков по этой сказке; художественный пересказ монолога Бабы-Яги.

Наши рекомендации