Работа со статьей «Анчар» - философская легенда А.С. Пушкин.

Кто такие декабристы? Против чего они восставали? Что хотели изменить?

Работа с учебником. Чтение статьи. Беседа.

Работа по вопросам Б (с. 215)

Существует ли такое дерево – анчар? (домашнее задание)

  1. Знакомство со стихотворением.

Прослушивание аудиозаписи с диска.

Задание перед прослушиванием: Понаблюдайте за интонацией чтеца. Когда и почему она меняется?

  1. Анализ стихотворения.

Почему чтение было разным?

Какие картины возникли в вашем воображении? Похоже ли дерево, нарисованное в вашем воображении на фотографию анчара? Каким вы его представили?

Какие прилагательные использует автор, описывая пустыню? Какое настроение они создают? Услышали ли вы его в аудиозаписи?

Когда интонация чтеца поменялась? Почему?

Какая часть стихотворения изображена на этой иллюстрации? Какими словами начинается эта часть?

Почему Пушкин дважды повторяет слово «человек»?

Работа с черновиками Пушкина.

Пушкин несколько раз менял одну строку (они записаны на доске). На каком варианте остановился поэт? Почему?

o Послал к анчару властным словом

o Послал к анчару самовластно

o Послал к анчару равнодушно

o Послал к анчару властным взглядом

Почему человек послал другого человека на смерть?

Как описывает раба Пушкин? Почему называет его «бедным»? Как описаны действия раба? Жаль ли вам его? Какие прилагательные для характеристики раба подобрали бы вы?

Каким увидели владыку? Как распорядился он добычей?

Легенда и сказка.

Похоже ли стихотворение «Анчар» на сказку?

Какие отличия увидели?

Что победило в финале этой легенды: добро или зло?

Кто в этом виноват?

6. Домашнее задание.

1. Выучить стихотворение наизусть.

2. По выбору: задание Г (с.214) или задание Ж (с. 217)

Королькова Ирина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

сош№26 г.Рыбинск

Уроки по стихотворению А.С.Пушкина «Анчар»

Аннотация содержания уроков: у детей данного возраста еще не стерлись границы между такими понятиями, как добро и зло. Всем предыдущим опытом работы со сказкой воображение пятиклассников подготовлено к восприятию пушкинской легенды – это обеспечит успех изучения легенды А.С.Пушкина в 5 классе. Но стихотворение «Анчар» имеет сложный для понимания пятиклассников язык (много книжной, высокой лексики). Специфика легенды как жанра, ее отличие от сказки; добро и зло в человеке и мире; поэтический мир стихотворения.

Комментарии к проведению урока:

Учитывая, что идет этап апробации учебника, задания учебника максимально должны выполняться в той последовательности, которая задана авторским коллективом. Но, имея ввиду языковую сложность легенды, вносим в ход уроков некоторые изменения.

Урок 1. «Философская легенда Пушкина»

Ход урока

Этап «-1» - Подготовительный: предваряет урок д/з -:работа с дополнительной информацией (интернет, энциклопедия, иной источник):

- Кто такие декабристы? «А», с.215

- Существует ли растение анчар? «А», с.216

Этап « 1» -Погружение.

Следующая волшебная страничка нашего учебника открывает нам новое слово, новое понятие – «легенда»:

- Как вы думаете, что такое «легенда»? Как вы это понимаете? (Могут звучать свободные мнения учащихся – слово многозначное).

Можно предложить наводящие вопросы и подвести к некоторым выводам, например:

Говорят «рассказать легенду» - ее можно рассказать, значит, она имеет сюжетную основу.

Легенды идут вслед за сказками – значит это не сказка.

О каких событиях рассказывает легенда: о современных или давно прошедших?

Говорят «легендарный человек». О каком человеке так можно сказать? – о том, чье имя стало легендой, т.е. о человеке, который чем-то прославился.

(Можно попытаться дать определение слову «легенда» и впоследствии проверить правильность сделанных выводов в работе с теоретической статьей учебника).

Этап 2- Работа со статьей «Легенда

Задача: выяснить, что такое легенда

Чтение статьи учебника.

Ответы на вопросы послетекстового задания «Б»(1,2,3,4). Краткая запись в тетради в виде ключевых слов:

1.- «то, что должно быть прочитано вслух, оглашено»

2 – «исторических»

3 – от « поэт»

4 - ……

Если использовался 2 вариант «Погружения», можно поинтересоваться:

- Подтвердилось наше представление о том, что такое легенда?

- Что нового узнали? (поэтическая легенда)

«Г» (Спроси у старших, есть ли в твоей семье какая-нибудь легенда, Расскажи ее…) - выполняется в индивидуальном порядке.

Этап 3- Работа со статьей « Анчар» - философская легенда А.С.Пушкина».

Задачи: выяснить, что значит слово «философская»,

узнать, какие события навели Пушкина на данные размышления, о чем же размышляет поэт.

Рассмотреть вопрос происхождения зла на земле.

Прочитали название статьи.

Кратко ответим на вопросы:

- Кто такой философ? (тот, кто много думает, размышляет).

-Какая легенда называется философской?

(та, которая содержит размышления автора о чем-либо и нас наводит на размышления).

Остается убедиться в том, что легенда Пушкина действительно легенда философская.

Комментированное чтение статьи учебника (с. 215).

По 1 микротеме: «А» (д/з) – кто такие декабристы, против чего они восставали? (против самодержавной монархии, против рабства) - запись в тетрадь – кратко комментируем выделенные слова.

Вопросы послетекстового задания «Б»(1,2):

1. (в 1 абзаце названы две основные проблемы…выдели их) – запись в тетрадь:

«зло»

«природа человеческой власти».

2. (найди в тексте ответ: почему звери и птицы…избегают зла, а человек использует его в своих корыстных целях) - прямого ответа на вопрос в тексте статьи нет, вопрос очень сложный, но он очень важен для осмысления легенды.

Можно обратить внимание на неоднократное употребление в тексте статьи слов с корнем «власть» и дать простой ответ: человек жаждет власти, эта страсть помрачает его разум, делает его убийцей.

Но поскольку проблематика пушкинского «Анчара» шире, выходит за рамки проблемы «власти», выставляет проблемы зла и греха в мире людей (их природы и происхождения), поскольку важно не только назвать проблему, но и найти пути ее решения, можно немного углубиться в материал:

выписываем из текста ключевые слова, связанные с темой «человек», «зло»:

«грехопадения человека», «вкусил плод добра и зла», «возникло зло в мире людей», «Человек, узнавший зло».

Примерный ход рассуждения:

1) Звери, птицы, рыбы, человек – все создания Божьи.

Звери и прочие твари не ослушались творца: птицы летают в небе, рыбы плавают в воде – никто не нарушает границ своего существования.

И только человек, наделенный разумом, душой, свободной волей, поставленный выше всех тварей, посмел ослушаться Бога, сделал то, что ему не положено было делать для его же пользы: человек вкусил плод с древа познания ДОБРА и ЗЛА. Человек потерял рай и прямую связь с Творцом. Человек узнал ЗЛО, смерть. Грехопадение повредило природу Человека, сделало ее уязвимой, болезненной, смертной. Страх овладел Человеком…И, потеряв упование на Бога, надеясь только на себя, Человек начал забывать о своем истинном предназначении, забыл свой Образ, потерял своё лицо и начал творить ЗЛО.

2) Звери и птицы избегают зла, потому что просто хотят жить. Им, в отличие от человека, не нужны власть, богатство, слава.

Полезно уточнить: что стало причиной зла?

Выделенное слово «грехопадение» анализируем:

Грехопадение – в грех пал(?) – непослушание Богу…

Грехопадение – отпадение от Бога, грехом отпадает от Бога.

Можно на доске, можно через проектор дать схему«круговорота зла и страха»№1.

Прокомментируем:Человек не послушалсяБога, совершил грех - в результате Человек отпадает от Бога, он изгнан из рая (Как чувствует себя? Что испытывает? Что может испытывать ребенок, если вдруг останется без родителей?) – человеку страшно, он испытывает чувство страха (Вы могли бы жить без родителей? Наверное, наделали бы много глупостей. Вот и человек, оставшись без Бога, лишившись Его поддержки, совершает грехи и вследствие этого еще более отпадает от Бога. Так совершается этот страшный круговорот зла и страха, некий замкнутый круг.

Можно ли из него найти выход?- вопрос оставляем на финал. Найдите похожую строку в статье учебника.

Что она комментирует? Наверное, у авторов учебника речь идет о каком-то другом круговороте? Может быть, от слова «воротить»? Очень трудно определить, о чем же размышляет Пушкин в своей легенде, не читая ее.

Настало время обратиться к легенде Пушкина.

Этап 4 –д/з:1) прочитать внимательно текст легенды, выписать трудные слова.

2) «Б»(3): разделить на две части, найти слово, которое является границей между частями, озаглавить (в учебнике это задание звучит иначе: вопрос «Какое соотношение между частями устанавливается с помощью этого слова? Почему?» непонятен.

Елена Леонидовна, пожалуйста, здесь внимательно прочтите: что не понимает учительница? Можно убрать!!! Может, что-то не так понимают авторы?

Наши рекомендации