Развитие речи обучающихся на уроках литературы в 5 классе по УМК
Развитие речи обучающихся на уроках литературы в 5 классе по УМК
Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной
«Развитие устной и письменной речи учащихся»,[1] - одна из целей изучения литературы в школе, утвержденных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования. Качественному ее достижению способствует грамотная, четко спланированная деятельность учителя-словесника, способного виртуозно соединить работу по развитию речи с литературным развитием учащихся.
В методике преподавания литературы выделяются уроки развития речи, призванные сохранить, обогатить и развить речь обучающегося, но специфика этого учебного предмета сводится к тому, что каждый урок литературы должен развивать речь, а смежные дисциплины в комплексе облегчают эту работу, делают её более интересной.
Совершенствование устной и письменной речи учащихся требует специальных упражнений, специальных уроков. Программы по литературе, методические пособия, учебники уделяют этому большое внимание.
Изучение предмета «Литература» в школе предполагает усвоение не только теоретических сведений, содержащихся в программе, но и практическую часть. Практическая часть предмета литература представлена уроками развития речи и внеклассного чтения. «С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе целесообразно проведение следующего количества письменных работ (базовый уровень):
Таблица 1
Виды письменных работ | Количество письменных работ по классам | ||||||
5 кл. | 6 кл. | 7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | 10 кл. | 11 кл. | |
2 ч/н | 2 ч/н | 2 ч/н | 2 ч/н | 3 ч/н | 3 ч/н | 3 ч/н | |
Классное сочинение | |||||||
Домашнее сочинение |
Как видно из таблицы, во всех классах предполагается написание аудиторных и домашних сочинений, в 5-6 классах не менее 4 сочинений, в 7-8 – не менее 5 сочинений, в 9 – не менее 6 сочинений, в 10-11 – не менее 7 сочинений.
Авторская программа по литературе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной позволила по-новому взглянуть на организацию работы по развитию речи учащихся: цели литературного образования, заявленные в программе, постоянно обращают внимание учителя на развитие речи в той или иной форме, в программе указано точное количество часов на развитие речи. Задания по развитию речи, представленные в учебнике по литературе для 5 класса Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной, разнообразны, интересны.
Особенностью авторской программы под редакцией Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной является четкое распределение часов по каждому классу на аудиторные занятия, аудиторные сочинения, внеклассное чтение, обобщение изученного, резерв; как видим, заявленная номинация (для учителя привычнее - классное) «аудиторные сочинения» в программе новая.
Распределение количества письменных работ по развитию речи по классам в программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной
5кл. | 6кл. | 7кл. | 8кл. | 9кл. | 10кл. | 11кл. |
10 часов | 10 часов |
Распределение количества письменных работ по развитию речи по классам в Примерной программе по литературе
5кл. | 6кл. | 7кл. | 8кл. | 9кл. | 10кл. | 11кл. |
Данные таблицы указывают на то, что количество письменных работ по развитию речи, обозначенное в авторской программе, не противоречит количеству письменных работ по развитию речи, утвержденному в Примерной программе по литературе.
Система формируемых умений в процессе изучения литературы в полной мере отражает умения, необходимые для работы по развитию речи. В процессе изучения литературы в 5 классе формируются такие умения, как:
· выразительное чтение произведения с соблюдением норм литературного произношения;
· владение различными видами пересказа;
· построение устных и письменных высказываний;
· выражение своего отношения к прочитанному (в устной и письменной форме).
В авторской программе есть резервные часы в каждом классе, которые можно использовать для работы по развитию речи учащихся.
Кроме запланированных в программе уроков развития речи, отведенных на аудиторные сочинения, в учебнике представлены задания по развитию устной и письменной речи учащихся для проведения всех уроков литературы. Задания можно разделить на следующие виды:
· работа со словом (задания, нацеленные на работу со словом, встречаются в каждой теме учебника; эта работа обеспечивает системное обогащение словарного запаса, учит грамотной устной речи);
· работа с текстом:
· выразительное чтение произведения (с использованием памятки в конце учебника);
· заучивание наизусть;
· пересказ текста (подробный, сжатый, с опорой на ключевые слова);
· инсценирование;
· чтение по ролям;
· ответ на проблемный вопрос по тексту;
· сравнительный анализ особенностей двух произведений, сравнительная характеристика героев одного произведения;
· работа с иллюстрациями учебника;
· создание собственных произведений (книжки-малышки, загадки, сказки, стихотворения).
Представленная система полностью соответствует трем направлениям работы по развитию речи, обозначенным в методике преподавания литературы (овладение нормами литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение различным видам речевой деятельности).
Обратимся к системе заданий в учебнике по литературе для 5 класса.
Задания А – помогает увидеть в тексте главное, обратить внимание на самое трудное.
Задания Б – проверяют усвоение содержания прочитанного.
Задания В – позволяют развивать речевые умения на основе прочитанного текста, формулировать свою позицию и доказывать ее.
Задания Г – проблемные вопросы и задания, позволяющие развивать речевые умения.
Задания Д – задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями.
Задания Е – задание «Проверь себя», работа с выделенными словами; возможность поработать со словарем.
Задания Ж – задания повышенной сложности для самостоятельной работы.
Задания учебника предусматривают обращение за помощью к информации Интернет.
Исходя из перечня заданий можно сказать, что задания В, Г, Д, Е, Ж, направлены на организацию работы по развитию речи, в них отражены и цели изучения литературы в авторской программе, и система формируемых умений в процессе изучения литературы.
В целом учебник способствует развитию речи. В нем содержатся разнообразные тексты: текст об авторе, текст художественного произведения, текст, содержащий сведения по теории литературы. Произведения и статьи об авторе сопровождаются красочными иллюстрациями, оформленными в виде картин, опираясь на них, учитель может спланировать этап урока, направленный на усиление эмоционального восприятия литературного произведения.
Каждая часть учебника завершается итоговыми заданиями, максимально приближенными к формату единого государственного экзамена: часть А с выбором ответа, часть В - ответ на вопрос одним словом, часть С предлагает дать письменный развернутый ответ (этот раздел учебника помогает организовать контроль в работе по развитию письменной речи).
При изучении лирических стихотворений, выразительном их чтении задание Д предлагает обратиться к помощи памятки в конце учебника «Как подготовиться к выразительному чтению стихотворения» и «Как подготовиться к устному развернутому ответу». Обращение к памяткам уже с 5 класса нацеливает детей на тщательную работу с произведением, отрабатывает навык выразительного чтения, приучает грамотно строить устное высказывание.
Авторская программа по литературе 5-го класса рассчитана на 70 часов, из них 6 часов отведено на уроки развития речи, но при этом не указано, на материале каких произведений их провести. Учитель может самостоятельно спланировать уроки развития речи.
Предлагаем вариант использования материала учебника для организации уроков развития речи.
В таблице указано распределение заданий учебника: распределен материал, предлагаемый авторами УМК; незаполненные клетки таблицы не означают отсутствие работы по указанному виду:
· В, Г, Е, Д, Ж – задания в учебнике по литературе для 5 класса;
· (д/з) – домашнее задание.
Таблица
Раздел в учебнике, произведение | Виды работы | Урок развития речи (аудиторное сочинение) | |||
Работа со словом | Работа с текстом | Работа с иллюстрацией | Творческая работа | ||
Литература как искусство слова | В (устное высказывание), Е с.6. Ж (устное высказывание) с.6 (д/з). | ||||
Раздел «Фольклор» | |||||
Фольклор | В, Е с.10. | Д с.10 (устное высказывание с использованием иллюстраций). | |||
Малые жанры фольклора. Загадки | Е с.15. | Г с.15 (игра с использованием загадок) (д/з). | Создание книжки-малышки «Загадки» (д/з). | ||
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки | Е с.12. | Ж 1. с.12 (составление Устава школы с использованием пословиц). | Сочинение-рассуждение по пословице «Пословица не клинок, а колет в бок». | ||
Русские народные сказки | Е с.18. | В (устное высказывание), Г с.17, В с.25. | Д с.18 (пересказ сказки с использованием иллюстрации), Д с.25 (д/з). | ||
«Хрустальная гора» - волшебная сказка. | Г с.22 (устное высказывание) (д/з). | ||||
Бытовая сказка. «Как мужик домовничал». | В 3. с.26 (устное высказывание) (д/з). | ||||
Сказка о животных. «Лиса и тетерев». | В 3. с.28 (устное высказыванием с подбором пословицы) (д/з). | Создание иллюстраций к сказкам. | |||
Раздел «Авторская и литературная сказка» | |||||
Авторская сказка | Е с.31 | В с.31 (устные высказывания), Г с.34 (устное высказывание ) (д/з). | |||
А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | Г (выразительное чтение эпизода сказки), Ж с.57 (устное высказывание на основе исследовательского материала) (д/з). | ||||
Е.Л.Шварц. «Два клёна». | Е с.60. | Г (творческий пересказ эпизода сказки), Ж с.98 (инсценированное чтение монолога). | Д с.98 (описание иллюстраций). | Г с.60 (создание пьесы на мтериале русской народной сказки) (д/з). | |
Э.-Т.-А.Гофман. Сказка «Щелкунчик». | Г с.133 (устный рассказ о герое). | Ж с.133(создание иллюстрации «Кукольная страна») (д/з). | |||
Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». | В 1. С.175 (составление плана повести). | Г с.175 (инсценировка понравившихся фрагментов повести) (д/з). | |||
М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» | Д с.205(выразительное чтение фрагментов), творческий пересказ с изменением лица рассказчика. | Д с.205 (сопоставительный анализ фрагментов текста и иллюстраций). | Г с.205 - памятка-критерии оценивания устного рассказа (устный рассказ об одном из героев) (д/з). | Сочинение-рассуждение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | |
В.М.Гаршин. Сказка-притча «То, чего не было». | В 4. С.211 (устное высказывание) (д/з). | ||||
Раздел «Легенда» | |||||
А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар» | Ж с.217 (выразительное чтение легенды) (д/з). | ||||
А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» | Д с.234 (сопоставительный анализ фрагментов текста и иллюстраций). | Сравнительная характеристика героев произведений: князь Олег в легенде А.С.Пушкина и князь Олег в «Повести временных лет» (вопрос Г с.234). | |||
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». | Б с.219 (устное высказывание с использованием текста), Г с.221(сопоставительный анализ двух стихотворений: «Три пальмы» и «Анчар») (д/з). | ||||
«Повесть временных лет». | В с.228 (д/з) | ||||
Раздел ««Басня» | |||||
И.А.Крылов. Басни «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука», «Слон и Моська». | Е с.8 | Г (устное высказывание), Ж (кроссворд) (д/з) с.15. Инсценированное чтение басен. | Создание иллюстраций к басням. | ||
Раздел «Лирическое стихотворение» | |||||
Лирическое стихотворение | Е с.22 | Ж с.22 (устное высказывание с использованием иллюстраций). | |||
А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И.Пущину». | Г с.26 (выразительное чтение стихотворения наизусть) (д/з) | ||||
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). | Г с.31 (выразительное чтение стихотворений с использованием памятки) (д/з). | ||||
А.А.Фет. Стихотворения «Я пришёл к тебе с приветом…», «Кот поёт, глаза прищуря…», «Мотылёк мальчику». | Г (выразительное чтение стихотворения наизусть), Ж с.35 (устное высказывание) (д/з). | Д с.35 (устное высказывание с использованием иллюстраций). | |||
Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер», «Весенняя гроза», «Весенние воды». | Г (выразительное чтение с использованием памятки), Ж с.42 (сравнительный анализ двух вариантов одного стихотворения) (д/з). | Д с.42(устное высказывание с использованием иллюстрации). | |||
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». | В 4 (устное высказывание) с.55 (д/з). | Д с.55 (устное высказывание с использованием иллюстрации). | |||
И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». | Написание стихотворений с использованием картинок. | ||||
С.А.Есенин. Стихотворение «Берёза». | Выразительное чтение стихотворения наизусть. | Комплексный анализ нескольких лирических стихотворений (на примере изученных): выпуск публикации. | Обучающее сочинение. Анализ лирического стихотворения (на примере стихотворения С.А. Есенина «Берёза»). | ||
Раздел «Роман, повесть, рассказ» | |||||
Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо». | Творческий пересказ с изменением лица рассказчика. | Создание иллюстраций. | Комплексный анализ текста: выпуск публикации. | Сочинение-рассуждение по романуД.Дефо «Робинзон Крузо» (вопрос Ж с.113 или «РобинзонКрузо – главный герой романа Д.Дефо) - тема на выбор ученика. | |
А.С.Грин. Повесть «Зелёная лампа». | В 5 (устное высказывание), Г с.120 (сжатый пересказ) (д/з). | ||||
А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». | Ж с.136 (д/з). | ||||
И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». | Г с.161 (сопоставительный анализ двух произведений: «Крестьянские дети» и Бежин луг») (д/з). | Сопоставительный анализ текста и иллюстрации с.138-139 (пейзаж). Рассказ о героях рассказа с использованием иллюстрации на с.144. | |||
Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога». | А с.162 (устное высказывание) (д/з). | ||||
Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише». | В 3. С.183 (устное высказывание). | Г с.183 (составление публичного высказывания на основе прочитанной повести, отработка выразительного чтения) (д/з). | |||
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». | В 1,2 с.212 (сопоставительный анализ двух произведений: «Васюткино озеро» и «Кладовая солнца»). | Г с.212 (составление рассказа по личным впечатлениям) (д/з). Комплексный анализ текста: выпуск публикации. | Сочинение-отзыв по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | ||
О Генри. Рассказ «Вождь краснокожих». | Чтение эпизодов рассказа по ролям. В 3. С.226 (устное высказывание). | Создание иллюстраций. | |||
М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Митька»: «Ёлка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова». | Г с.246 (инсценировка рассказов) (д/з) | Создание иллюстраций. |
Таким образом, для организации работы по развитию речи учащихся в 5 классе достаточный материал представлен, прежде всего, в самом учебнике по литературе. Система заданий, в том числе творческих, разработана авторами в соответствии с требованиями к литературному образованию выпускника основной школы. Для учителя методический аппарат учебника является основным ориентиром в достижении целей по выполнению практической части предмета.
Приложение 1
Планирование уроков развития речи в 5 классе по программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной
(из опыта работы учителя Л.М.Бородиновой)
Комментарий:в графе «Урок развития речи» представлены возможные виды сочинений в 5 классе по программе Г.В.Москвина, Н.Н.Пуряевой, Е.Л.Ерохиной (по 1 уроку развития речи в разделах: «Фольклор», «Авторская и литературная сказка», «Легенда», «Лирическое стихотворение»; 2 урока - в разделе «Роман, повесть, рассказ»).
№ п/п | Раздел программы | Урок развития речи (аудиторное сочинение) |
1. | Фольклор. | Сочинение-рассуждение по пословице «Пословица не клинок, а колет в бок». |
2. | Авторская и литературная сказка. | Сочинение-рассуждение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». |
3. | Легенда. | Сравнительная характеристика героев произведений: князь Олег в легенде А.С.Пушкина и князь Олег в «Повести временных лет» (вопрос Г с.234). |
4. | Басня. | - |
5. | Лирическое стихотворение. | Обучающее сочинение. Анализ лирического стихотворения (на примере стихотворения С.А.Есенина «Берёза»). |
6. | Роман, повесть, рассказ. | 1.Сочинение-рассуждение по романуД.Дефо «Робинзон Крузо» (вопрос Ж с.113 или «РобинзонКрузо – главный герой романа Д.Дефо) - тема на выбор ученика. 2.Сочинение-отзыв по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро». |
Всего уроков: 6 | Уроки спланированы по всем разделам программы 5 класса. | Виды работы: сочинение-рассуждение, сочинение-повествование; сочинение-отзыв. |
Приложение 2
Примеры заданий, нацеливающих на работу со словом
В Слово «литература» происходит от латинского слова «литера» (literae) – письмена, буквы. Как ты думаешь, почему?
Е Проверь себя: что означают эти слова? В случае затруднения обратись к прочитанному тексту. Передай содержание текста, опираясь на выделенные слова: литературное произведение, реальный мир, действительность, вымысел, художественное слово, художественный образ.
Примеры заданий, нацеливающих на работу с текстом
Ж 2. Устройте соревнование чтецов. Попробуйте прочитать пословицу «Не в свои сани не садись» с разными интонациями:
· строго, как требовательный учитель;
· с долей разочарования;
· неуверенно;
· резко.
Г 1. К вам в класс пришёл новый ученик. Ты хочешь познакомиться с ним. Какие три загадки ты ему загадаешь?
Г Если бы ты был актёром и тебе предложили принять участие в экранизации сказок Пушкина, кого из пушкинских героев ты хотел бы сыграть? Почему?
Г Как ты думаешь, почему от будущих актёров при поступлении в театральный институт требуется обязательное чтение басни?
Г Выучи стихотворения наизусть и приготовься к их выразительному чтению, в этом тебе поможет памятка на странице 252. Какие интонации будут преобладать при чтении каждого стихотворения?
ГПеречитай сказку о Лутонюшке, которую рассказывает Котофей (с.88, 89). Теперь ты расскажи эту сказку. Пусть твоими слушателями будут одноклассники и члены твоей семьи. Расскажи так, чтобы увлечь слушателей. Если сочтёшь нужным, вноси в текст дополнительные детали и подробности.
Задания на сравнение
Г Подготовь устный рассказ: «Мари и Фриц». Для этого сопоставь героев: чем похожи и чем отличаются брат и сестра. Не включай в свой рассказ ненужные детали и события. Отбери только те эпизоды, в которых наиболее ярко проявляются характеры и жизненные принципы детей. Кто из героев ближе и симпатичнее тебе? Обоснуй свою точку зрения.
Г Вспомни стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Как ты думаешь, чем похожи это стихотворение и рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг», чем отличаются?
Проблемные вопросы
Ж «Тяжёлым трудом будешь добывать хлеб свой, пока не вернешься в землю, из которой взят», - сказал Бог Адаму, когда изгонял его из Рая. Как эти слова из Библии связаны с содержанием романа «Робинзон Крузо»? продумывая ответ на этот сложный вопрос, посоветуйся со старшими.
Примеры заданий, нацеливающих на работу с иллюстрациями
Д Если ты знаешь сказку, которую проиллюстрировал И.Я.Билибин, расскажи её так, чтобы заинтересовать слушателей.
ДРассмотри иллюстрации, приведенные в разделе «Фольклор», обрати особое внимание на работы известного художника-иллюстратора И.Я.Билибина. Расскажи, какие особенности фольклора отразились в них?
Д Найди в тексте легенды «Песнь о вещем Олеге» строки, которые могли бы служить подписями к иллюстрациям художника В.М. Васнецова.
Примеры заданий, нацеливающих на творческую работу
Г Представь себя драматургом. Возьми за основу небольшую хорошо известную тебе сказку («Теремок», «Как старик домовничал», «Лиса и тетерев» или другую) и создай на её основе пьесу. Начни свою пьесу с перечня действующих лиц. Разбей текст на действия и сцены. Определи, какие реплики будут принадлежать каждому герою. Какие ремарки будут сопровождать действие? Выполни задание письменно. Ниже ты увидишь, как правильно оформляется текст драматического произведения.
Г Случалось ли тебе терять дорогу в лесу? Может быть, кто-то из членов твоей семьи рассказывал о том, как заблудился в лесу? Подготовь небольшой рассказ. Обязательно опиши состояние человека, осознавшего сложность положения, в котором он оказался. Расскажи, что (или кто) помог герою. Подумай, ты передашь свою историю в жанре сказки или рассказа? Почему?
Приложение 3
Итоговые задания
Приложение 4
Приложение 4
Карточка1
Докажи справедливость следующего высказывания М.М. Пришвина:
«... Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в себя».
Карточка 2
На примере произведений, прочитанных на уроках литературы в 5 классе, докажи справедливость утверждения Ювенала:«Ни один злой человек не бывает счастлив».
Карточка 3
На примере одной из басен И.А.Крылова докажи справедливость слов французского баснописца Жана Лафонтена:«Каждый льстец живет за счет того, кто его слушает».
Приложение 5
Карточки – задания по лирике
(из опыта работы учителя Л.М.Бородиновой)
Карточка 1
1. Опиши, что ты увидел на картинке.
2. Подбери несколько эпитетов, характеризующих эту картинку.
3. Подбери 1-2 сравнения к объектам на этой картинке.
Карточка 2
1. Какими именами существительными можно охарактеризовать эту картинку, запишите эти слова.
2. Подбери эпитеты к выписанным существительным.
3. Напиши 1-2 сравнения к получившимся словосочетаниям.
4. Попытайся подобрать глаголы-олицетворения к картинке.
5. Записанные слова и словосочетания сложи в стихотворение или небольшое прозаическое описание.
6. В творчестве кого из поэтов тебе встречались стихотворения о зиме?
Карточка 3
1. На картинке изображена красная смородина в жаркий летний день. Какими эпитетами можно охарактеризовать ягоды, листья, фон картинки, напиши их.
2. Какие сравнения тебе сразу пришли в голову, напиши их.
3. Попытайся сочинить двустишие или четверостишие по этой картинке.
Приложение 6
Зима.
Зимой везде искрится снег,
Алмазами блестит.
Зимой деревья все во сне,
И вся природа спит.
Зимой все дети лепят снег,
И даже взрослые играют,
Ведь зимний день
Прекрасней всех
И радостней бывает.
(ученица 5 класса Базулёва Алёна)
Одуванчик.
В поле широком растет одуванчик:
Жёлтенький цветик, как солнечный зайчик.
Скоро он станет белым, пушистым
И унесёт его ветром игристым
В даль неизвестную
На землю чудесную
Он упадет
И снова пушистым цветком зацветёт.
(ученица 5 класса Мугдусян Оксана)
Одуванчик.
У чёрного камня
В июньской красе
Растёт одуванчик
В зелёной траве.
(ученик 5 класса Митрошкин Артём)
Зимний лес.
Вхожу я в лес дремучий:
Пушистый, мягкий снег
И ту тропинку зимнюю
Запомню я навек,
И белые берёзы,
И белые снега
Искрятся на морозе,
Как гроздья хрусталя.
(ученик 5 класса Калинин Антон)
Приложение 7
Приложение 8
Ход урока
Итог урока.
Какую роль играет природа в произведении М.М.Пришвина? В чем ее отличие от реальных картин природы, которые мы наблюдаем каждый день?
5. Домашнее задание.
1. Нарисовать иллюстрацию «Природа в сказки-были «Кладовая солнца»».
2. Индивидуальное задание: для тех учеников, у которых есть компьютер: подобрать из текста повести цитаты к картинкам слайдов (презентация «Картины природы»).
3. Вопросы Б с. 204.
4. История Травки (индивидуальное задание).
Ход урока
1. Проверка домашнего задания.
- Вы прочитали рассказ до конца. Какое впечатление произвёл на вас рассказВ.П.Астафьева «Васюткино озеро»?
- Как развивался сюжет? Сколько частей вы выделили, какие подобрали заголовки? (Ответы учащихся).
· Тревожная ночь.
· Поиски Енисея.
· Ночлег на берегу озера.
· Поиски дома продолжаются.
· Родная река.
· Спасение.
- Вы хорошо справились с заданием. А теперь поделитесь впечатлениями о главном герое рассказа.
2. Беседа с учащимися о главном герое рассказа.
- Как Васютка собирался в тайгу? Он идёт просто за шишками, почему он так основательно готовится?
- Как случилось, что Васютка заблудился в тайге? Можно ли его назвать непослушным?
- Как он ведёт себя в тайге? Какие мысли и поступки Васютки соответствуют наказу его отца и деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»?
- Приведи примеры из текста, свидетельствующие о том, что маленькому Васютке было всё же одиноко и страшно в тайге? Можно ли его назвать трусом?
- Как знание природы, опыт родителей помогли Васютке самостоятельно найти путь к спасению?
- Васютка думал не только о себе, но и о рыбаках. Чем он помог им? Почему они назвали озеро его именем?
- Какое отношение сложилось у тебя к Васютке? Хотелось бы тебе иметь такого друга? Почему? (Обобщение о характере героя).
Развитие речи обучающихся на уроках литературы в 5 классе по УМК