Карта наблюдения и выявления одаренных детей.

Карта наблюдения и выявления одаренных детей.

Инструкция по работе с картой: карта заполняется педагогом по результатам наблюдения за учащимися в процессе занятий в течение 1 – 2 недель. Если у какого-либо учащегося наблюдаются признаки одаренности, то в соответствующем пункте педагог ставит 1 балл. Необходимо учитывать, что 1 балл ставится при условии, что признаки одаренности наблюдаются практически на всех занятиях. Далее педагог подсчитывает сумму баллов по каждому ребенку и выявляет степень одаренности учащегося.

Изобразительно-художественная одаренность

Признаки одаренности Ф.И. учащихся группы
№1 №2 №3                      
Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В работах нет однообразия. В работах много разных предметов, людей и ситуаций.                              
Ребенок становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит хорошую музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь.                              
Ребенок способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.                              
Ребенок любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.                              
Ребенок охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды).                              
Ребенок обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.                              
Ребенок любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем                              
Ребенок может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.                              
Ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации. В мельчайших деталях запоминает увиденное.                              
Ребенок весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие. Проводит много времени за рисованием или лепкой.                              
Ребенок демонстрирует опережающую свой возраст умелость. Оригинально использует средства художественной выразительности. Экспериментирует с использованием традиционных материалов                              
Ребенок осознанно строит композицию картин или рисунков. Его произведения включают множество деталей. Его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет – работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности.                              
  Всего                              


Критерии:

11 – 12 баллов – выраженная одаренность.

6 – 10 баллов – одаренность выражена на уровне способностей.

0 – 5 баллов – одаренность не выражена.

Музыкальная, танцевальная одаренность

Признаки одаренности Ф.И. учащихся группы
№1 №2 №3                      
Ребенок проявляет большой интерес к танцевальным, музыкальным занятиям, пению.                              
Ребенок чутко реагирует на характер и настроение музыки, танца.                              
Ребенок хорошо поет, танцует, играет на каком-нибудь инструменте                              
Ребенок вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец.                              
Ребенок в пении, музыке, танце стремится выразить свои чувства и настроение.                              
Ребенок сочиняет собственные оригинальные мелодии, песни, танцы.                              
Ребенок легко определяет, какая из двух пот ниже или выше, повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам.                              
Ребенок с удовольствием подпевает, любит музыкальные записи, стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку, посмотреть хореографическое выступление                              
Ребенок способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, высоко креативен                              
Ребенок способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение; часто делает все по-своему                              
  Всего                              


Критерии:

9 – 10 баллов – выраженная одаренность.

5 – 8 баллов – одаренность выражена на уровне способностей.

0 – 4 балла – одаренность не выражена.

Литературная одаренность

Признаки одаренности Ф.И. учащихся группы
№1 №2 №3                      
Ребенок любит писать и сочинять рассказы и стихи                              
Ребенок может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта                              
Ребенок рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль                              
Ребенок придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, оставляет главное, наиболее характерное                              
Ребенок выбирает в своих рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает                              
Ребенок склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем                              
Ребенок умеет в характере изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения                              
  Всего                              

Критерии:

6 – 7 баллов – выраженная одаренность.

4 – 5 баллов – одаренность выражена на уровне способностей.

0 – 3 балла – одаренность не выражена.

Артистическая одаренность

Признаки одаренности Ф.И. учащихся группы
№1 №2 №3                      
Ребенок легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других                              
Ребенок в серьез интересуется актерской игрой                              
Ребенок меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека                              
Ребенок разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт                              
Ребенок склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения. Мимика такого ребенка очень выразительна, жесты и пантомимика – активны и образны                              
Ребенок стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает                              
Ребенок с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания                              
Ребенок любит игры-драматизации                              
Ребенок с удовольствием изображает посредством мимики, жестов, голоса как окружающих реальных людей и животных, так и воображаемые образы                              
Ребенок с удовольствием выступает на публике, активно участвует в проводимых спектаклях, выступлениях                              
  Всего                              

Критерии:

9 – 10 баллов – выраженная одаренность.

5 – 8 баллов – одаренность выражена на уровне способностей.

0 – 4 балла – одаренность не выражена.

Техническая одаренность

Признаки одаренности Ф.И. учащихся группы
№1 №2 №3                      
Ребенок интересуется механизмами и машинами                              
Ребенок может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых приборов, машин, механизмов                              
Ребенок любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск»                              
Ребенок любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них                              
Ребенок читает (любит когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов                              
Ребенок любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом                              
Ребенок проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летальных аппаратов, автомобилей, кораблей)                              
Ребенок быстро и легко осваивает компьютер                              
  Всего                              

Критерии:

7 – 8 баллов – выраженная одаренность.

4 – 6 баллов – одаренность выражена на уровне способностей.

0 – 3 балла – одаренность не выражена.

Спортивная одаренность

Признаки одаренности Ф.И. учащихся группы
№1 №2 №3                      
Ребенок энергичен, производит впечатление, нуждающегося в большом объеме движений                              
Ребенок любит участвовать в спортивных играх и состязаниях                              
Ребенок часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников                              
Ребенок движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений                              
Ребенок любит движение (бег, прыжки, лазание)                              
Ребенок предпочитает проводить свободное время в подвижных играх                              
Ребенок физически выносливее сверстников                              
Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики                              
Ребенок обладает хорошей зрительно-моторной координацией                              
Ребенок обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому)                              
Ребенок легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине)                              
Ребенок умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.)                              
Ребенок для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков                              
  Всего                              

Критерии:

11 – 13 баллов – выраженная одаренность.

6 – 10 баллов – одаренность выражена на уровне способностей.

0 – 5 баллов – одаренность не выражена.

Анкета «Мои способности»

Инструкция. Оцени в баллах от 2 до 5 степень выраженности каждого характерного признака

5 - ярко выражен;

4 - хорошо выражен;

3 - средняя степень выраженности;

2 - слабо выражен.

Лидерские способности

1 В кругу незнакомых мне людей я чувствую себя уверенно и комфортно.

2 Мне легко дается общение как со сверстниками так и со взрослыми.

3 Я хорошо понимаю причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимаю недосказанное.

4 В совместных играх и занятиях с другими ребятами я становлюсь ведущим или руководителем, проявляю инициативу.

5 В общении я склонен принимать на себя ответственность за решения и поступки.

6 Чаще всего другие ребята предпочитают выбирать меня в качестве партнера по играм и занятиям.

7 Я легко могу убедить других людей в своей точке зрения, способен внушить свои идеи другим.

8 Как правило, я активно участвую в различных общественных мероприятиях и вношу в них положительный вклад.

9 В случае возникновения споров среди моих друзей, они чаще всего обращаются ко мне как к арбитру.

10 Я очень энергичный, легко справляюсь с любыми социальными трудностям.

Всего баллов:

Среднее значение:

Творческие способности

1 Меня отличает развитое чувство юмора.

2 Я не боюсь пробовать что-то новое, стремлюсь всегда проверить новую идею.

3 Если у меня что-то не получается, я всегда предпринимаю несколько попыток чтобы все-таки добиться цели.

4 Я отличаюсь большой изобретательностью в выборе и использовании различных предметов.

5 Если меня что-то интересует, то я погружаюсь в это занятие с головой.

6 К одной и той же проблеме я способен подойти по-разному.

7 Я могу не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

8 Если передо мной стоит какая-то трудная жизненная задача, то я предпочитаю попробовать новый способ ее решения, а не уже испытанный и всем известный вариант.

9 Чем бы я не занимался, я всегда предлагаю большое количество самых разных идей и решений.

10 Меня интересуют множество вещей и явлений, я очень любознателен.

Всего баллов:

Среднее значение:

Спортивные способности

1 Все свое свободное время я стараюсь посвящать спорту.

2 Я никогда не устаю, всегда активен и бодр.

3 Если выбирать между чтением журналов и книг, просмотром телевизора и реальными спортивными состязаниями и играми, то я обязательно выбрал бы спортивные соревнования.

4 Мне все время хочется двигаться.

5 Я внимательно слежу за спортивной жизнью нашего города, региона, страны.

6 Чаще всего в спортивных играх и состязаниях я выигрываю у своих сверстников.

7 У меня есть определенные достижения в одном (нескольких) из видов спорта (например, призовые мета на соревнованиях, звания и пр.).

8 Мне очень нравится активный отдых.

9 Я люблю ходить в походы, выезжать «на природу».

10 Я заметно выносливее своих сверстников.

Всего баллов:

Среднее значение:

Литературные способности

1 Могу легко составить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

2 Когда я рассказываю что-то знакомое и известное всем, стараюсь привносить от себя что-то новое и необычное.

3 Люблю сочинять рассказы и стихи.

4 Рассказывая о чем-то, я всегда придерживаюсь выбранного сюжета, не теряю основной мысли.

5 Мне нравится изменять тексты уже известных стихов и песен.

6 Мне нравится писать сочинения и эссе.

7 Мне нравится придумывать окончания к неоконченным рассказам.

8 Если я что-то рассказываю, стараюсь выбирать такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

9 Когда я что-нибудь рассказываю, мне важно описать своих героев живыми, передать их чувства, настроение, характер.

10 В литературных произведениях мне хорошо видны такие линии сюжета и событий, которые скрыты на первый взгляд.

Всего баллов:

Среднее значение:

Артистические способности

1 Мне очень легко изобразить другого человека, животного, персонаж.

2 Мне очень интересна «кухня» актерской игры.

3 Я мечтаю стать актером (актрисой), играть в театре и кино.

4 Мне легко дается передать чувства и эмоциональные переживания.

5 Если я что-то рассказываю, то мне важно вызвать эмоциональные реакции у своих слушателей.

6 Если мне нужно передать какое-то эмоциональное переживание или настрой, я активно использую мимику, жесты, пластику движений.

7 Без моего активного участия не обходится не один концерт и спектакль в объединении, Центре.

8 Если у меня есть возможность изобразить какую-либо драматическую ситуацию, мне удается хорошо изобразить конфликт.

9 Мне часто говорят о моей артистичности и спрашивают, собираюсь ли я в будущем стать актером.

10 Когда возникает необходимость кому-то что-то объяснить, мне проще всего это сделать, изобразив при помощи мимики, жестов, интонаций голоса.

Всего баллов:

Среднее значение:

Технические способности

1 Мне интересны механизмы и машины.

2 Я легко могу починить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых приборов, машин, механизмов.

3 Я люблю разбираться в причинах и капризах механизмов, люблю загадочные поломки и вопросы на «поиск» причин.

4 Я люблю рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них

5 Мне нравится читать журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

6 Мне нравится обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом.

7 Я провожу много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летальных аппаратов, автомобилей, кораблей).

8 Я быстро и легко освоил компьютер.

9 Я хорошо выполняю всякие задания по ручному труду.

10 Я увлекаюсь конструированием машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

Обработка результатов

Сосчитайте количество баллов. Определите среднее значение всех баллов. Полученные суммы баллов характеризуют оценку степени развития у ребенка различных видов одаренности.

Итоговое значение показателей:

2–2,5 балла —способность слабо выражена;

2,6–3,5 балла —средняя степень выраженность способности;

3,6–4,5 балла —хорошая выраженность способности;

4,6–5 балла — яркая выраженность способности, одаренность.

Карта наблюдения и выявления одаренных детей.

Инструкция по работе с картой: карта заполняется педагогом по результатам наблюдения за учащимися в процессе занятий в течение 1 – 2 недель. Если у какого-либо учащегося наблюдаются признаки одаренности, то в соответствующем пункте педагог ставит 1 балл. Необходимо учитывать, что 1 балл ставится при условии, что признаки одаренности наблюдаются практически на всех занятиях. Далее педагог подсчитывает сумму баллов по каждому ребенку и выявляет степень одаренности учащегося.

Наши рекомендации