Деятельность учителя и библиотекаря по привлечению обучающихся к чтению методом проектов
Если человек никогда не раскрывал хороших книг,
волновавших сердце и умы миллионов людей,
не запомнил хотя бы десятка-другого строк любимого
поэта или вообще такового не имеет, он обречен
на духовную нищету, он живет вполсердца,
лишив себя огромной доли радостей, которыми
наслаждается человек, общающийся с миром прекрасного.
(Л. Кассиль)
Большое внимание в нашей стране стало уделяться проблеме чтения. Об этом говорится в профессиональных журналах и на страницах газет. Читающих людей становится все меньше и меньше, особенно среди подрастающего поколения. Телевидение и Интернет вытесняют книгу из жизни ребенка. Сегодня у школьников наблюдается снижение интереса к чтению для удовольствия, бесспорный приоритет делового чтения, преобладание массовой литературы в круге чтения, предпочтение чтения периодике в старшем возрасте. А ведь чтение – это не просто способ получения информации, это процесс способный сделать из человека Личность, умеющую сопереживать, чувствовать, мыслить.
Бесспорна роль школьной библиотеки по привлечению ребят к чтению, но сформировать потребность в систематическом чтении подростков можно только в тесном сотрудничестве, взаимодействии библиотекаря и учителя, используя такие формы и методы работы, которые отвечали бы и интересам детей, соответствовали бы их стилю жизни. Одной из таких форм работы является проектная деятельность.
«Проект» в переводе с латинского означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Проект – это разработка и осуществление ряда мероприятий, ограниченных во времени и направленных на достижение определённого результата. Проектная деятельность – это творческая деятельность.
На протяжении этого учебного года мы реализуем проект «Пять книг о войне», который связал воедино Год литературы и год 70-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне. Идея этого проекта – просветительская. Мы хотели привлечь внимание современных подростков к чтению книг о войне. В настоящее время подростки не только не знают истории и событий Великой Отечественной войны, но и практически не читают книг о войне, не смотрят фильмы о том времени. Многие подростки просто боятся сильных эмоций, переживаний. Но ведь еще Константин Симонов писал: «О минувшей войне необходимо знать всё. Надо знать, и чем она была, с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас Победа. Надо знать и о том, каких жертв нам стоила война, какие разрушения она принесла, оставив раны и в душах людей, и на теле земли».
Не могут не тревожить результаты промежуточного экзамена (сочинение в 11 классе), показавшие, что дети читают очень мало, гораздо меньше, чем раньше. Почти все, кто выбрал тему войны в сочинении, в качестве литературного материала приводили рассказ Шолохова «Судьба человека», изученный еще в 9 классе. Талантливейшие произведения советских писателей (Б.Васильева, Ю.Бондарева, В.Астафьева, А.Приставкина, В.Быкова) практически никто не приводил. За редким исключением это были заученные наизусть пересказы книг в кратком изложении. Поэтому идея проекта «Пять книг о войне», несомненно, кажется нам актуальной. Участниками проекта стали учащиеся 9 «А» класса, Актянова Елена Геннадьевна – учитель русского языка и литературы, Иванова Алла Алексеевна – заведующая библиотечно-информационным центром.
Цели проекта:
●привлечение к чтению на основе активного сотрудничества обучающихся, учителя и библиотекаря в ходе реализации проекта;
●патриотическое и нравственное воспитание учащихся;
●развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся;
●формирование умения оценивать исторические события, книги, работу товарищей.
Задачи проекта:
●познакомить с произведениями художественной литературы о войне русских и зарубежных авторов;
●раскрыть общенародный характер войны 1941-1945 гг., отраженный в литературе;
●собрать дополнительный литературоведческий и исторический материал о Великой Отечественной войне;
●создать буктрейлеры по прочитанным книгам.
Были выбраны пять книг о войне:
1. «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина;
2. «Блокадная книга». Д. Гранина и А. Адамовича;
3. «Мальчик в полосатой пижаме» Дж. Бойна;
4. «Немой» А. Адамовича;
5. «А зори здесь тихие» Б. Васильева.
Это книги, в которых о Великой Отечественной войне рассказывают очевидцы и фронтовики. В этот список мы включили и книгу ирландского писателя Джона Бойна – первый «детский» роман о Холокосте. Хотелось, чтобы ребята смогли увидеть другой взгляд на Вторую мировую войну.
На прочтение каждой книги отводилось две – три недели. Формы проведения занятий выбирались разные. Занятия по книгам Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая» и Бориса Васильева «А зори здесь тихие» прошли в форме «круглого стола», по «Блокадной книге» Даниила Гранина и Алеся Адамовича и повести Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» – в форме урока-конференции. Кроме того, после обсуждения книги Б. Васильева «А зори здесь тихие», мы побывали и на спектакле в Санкт-Петербургском театре «Мастерская» под руководством Григория Козлова. И ребятам удалось сравнить свои впечатления от книги и спектакля. Они пришли к выводу, что вначале нужно обязательно прочитать книгу, – нельзя заменить первоисточник фильмом или спектаклем. Заметили, что книга производит более сильное впечатление. Урок по книге Алеся Адамовича «Немой» прошел в форме диспута.
Задача учителя в этом проекте – организовать самостоятельное чтение учащимися произведений о войне, продумать разнообразные формы занятий, найти тот современный, не назидательный, язык, на котором будут общаться взрослые и современные подростки.
Задача библиотекаря состояла в знакомстве ребят с писателем и его творчеством, в оказании помощи девятиклассникам в подборе источников информации по истории Великой Отечественной войны, потому что невозможно читать и обсуждать художественную литературу о войне, не опираясь на исторический материал.
Если мы говорили о книге «Ночевала тучка золотая» Приставкина, то урок сопровождался рассказом о депортации чеченцев. На уроке по книге Джона Бойна «Мальчик в полосатой пижаме» ребята готовили материал об Освенциме, приводили воспоминания узников концлагерей, объясняли ключевые понятия: фашизм, нацизм, геноцид, холокост, толерантность.
Интересно прошел урок по «Блокадной книге» А. Адамовича и Д. Гранина. «Блокадная книга» – это документальное произведение. Работать с ним было сложнее, чем с художественным произведением.
Ребята читали только первую часть. Затем класс разбился на пять групп по 5-6 человек, каждая группа выбрала старшего ученика и получила задание подготовить выступление по определенным главам «Блокадной книги», исходя из пяти сформулированных тем:
«Блокада. Первые дни».
«У каждого свой спаситель».
«Ленинградские дети».
«Братья меньшие».
«Дорога жизни».
В данной форме работы учитель выступает как организатор учебной деятельности: он ставит проблемы, создает учебные группы, указывает источники информации, формирует навыки работы с источниками, умение систематизировать и анализировать. При этом ребята самостоятельно распределяли задания, определяли композицию выступления, очередность, форму подачи материала, создавали презентации.
Когда на уроке ребята стали рассказывать истории блокадников, зачитывать фрагменты, то было видно по эмоциональному состоянию, как тяжело им обсуждать эту тему. Их ответы на вопрос, поставленный Даниилом Граниным, «...Мы кончили свою долгую работу со странным чувством, все с тем же неотступным вопросом: зачем, ради чего оживили мы этих давно ушедших людей, их давние муки и боль?», стал своеобразным подведением итога и этапом рефлексии. Мы услышали зрелые и, надеемся, искренние размышления детей о том, что читать такие книги обязательно нужно, потому что без знания прошлого нельзя построить ни настоящее, ни будущее. Ребята говорили о том, что, если бы Даниил Гранин и Алесь Адамович не рассказали бы, как страшна блокада, у людей были бы другие нравственные ориентиры. Девятиклассники пришли к выводу: надо гордиться тем, что сделали наши прадеды для нас, уважать и ценить их подвиг, потому что они пожертвовали для нас своей жизнью.
Итак, все книги, прочитанные девятиклассниками, – о войне. Но в центре каждого занятия был рассмотрен определённый аспект проблемы «Человек и война»: «Дети и война», «Война глазами ребёнка», «Подвиг мирных жителей во время блокады Ленинграда», «Женщина на войне», «Любовь как сила, противостоящая войне».
Любой проект должен заканчиваться созданием некой итоговой творческой работы, продукта. В нашем случае это создание пяти буктрейлеров по прочитанным книгам.
Что такое буктрейлер (в английском языке – “Вook Trailer”)? Первый корень слова – «бук» (вook) – книга, второй корень – «трейлер» (trailer) – короткий рекламный видеоролик к кинофильму, который включает наиболее эффектные сцены фильма. Таким образом, буктрейлер – это короткий видеоролик по мотивам книги, который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует ее содержание. Цель таких роликов – пропаганда чтения (рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя), привлечение внимания к книгам при помощи визуальных средств, характерных для трейлеров к кинофильмам. Прежде чем создать буктрейлер, необходимо знать, как он делается. На одном из уроков библиотекарь познакомил ребят с историей, видами, этапами и программами для создания буктрейлеров. Ученики увидели лучшие образцы буктрейлеров. Объединившись в группы, девятиклассники создали буктрейлеры по прочитанным книгам. Был организован показ работ среди учеников параллели девятых классов, учителей-словесников. Каждый буктрейлер оказался оригинальным и интересным.
Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В.Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполненный замысел». Мы надеемся, что наши проекты именно такие. Это подтверждают и отзывы учеников о проекте «Пять книг о войне».
«Я познакомился с замечательными, интересными, трогательными книгами, которые сам бы вряд ли прочитал. У меня появился опыт в создании буктрейлеров» (Дмитрий Рожков).
«В этом проекте я понял, что книги о войне не только о войне, но и о любви, мужестве, героизме простых людей» (Владимир Шило).
«После этого проекта, после интенсивного обсуждения книг Великая Отечественная война стала не просто чертой между датами 1941 и 1945, не просто историческим событием. Благодаря это работе я узнала о трагических историях реальных людей, я смогла посмотреть своими глазами на краткий миг настоящей войны» (Наталья Чистякова).
«Я понял, что память о войне священна. Подвиг народа совершён во имя нашего будущего. Не уважать память о войне – значит не уважать себя» (Иван Блинов).
«Я бы хотела, чтобы было намного больше книг со светлым, счастливым концом, хоть для книг о войне это почти невозможно» (Александра Лескова).
«Работа над проектом – это не просто новые знания. Благодаря групповой работе мы сплотились с ребятами, работая над буктрейлером, очень интересно и с пользой проводили время» (Мария Прогалкина).
Мы считаем, что работу по реализации этого проекта, можно признать удачной.
И в заключение хотелось бы сказать, что достигнуть результатов в формировании интереса к художественным произведениям, углублении знаний по литературе, в развитии творческих способностей учащихся, можно только в тесном сотрудничестве учителя- словесника и библиотекаря.
Как сказал американский политический деятель Даниел Уэбстер, «люди вместе могут совершить то, что не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».
ЛИТЕРАТУРА
1. Бондарь Т.Ю. Учитель и библиотекарь – сотрудничество, сотворчество, содружество! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tonik.rusedu.net/post/1455/27370
2. Гильмутдинова Е.В. Буктрейлер: что это такое и с чем это едят? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.apatitylibr.ru/index.php/2014-07-15-10-43-04
3. Налейкина Е.В. Проектная деятельность в школьной библиотеке// Библиотека школы. 2013. №8. С.27 – 28.
4. Самойлова, А. В. Организация исследовательской деятельности учащихся в рамках научного общества учащихся (НОУ) [Текст]/ А. А. Самойлова, Т. С. Болотова, М. В. Селезнёва, И. А. Курило, М. Самойлова, В. Самойлова// Школьная библиотека. 2011. № 9-10. С. 58-65.
5. Черёмушкина Л.Я. Чернова В.И. Использование современных образовательных технологий для повышения уровня мотивации к чтению и изучению художественной литературы// Школьная библиотека. 2012. № 1. С. 61-65.
Т.А. Титова (Санкт-Петербург)