Влияние речи учителя на понимание учащимися «образа содержания» текста

Участниками педагогического процесса являются два субъекта – учитель и ученик. Поэтому осуществление педагогической деятельности связано с общением, которое обусловлено социальными функциями педагога и учащегося: первый учит, второй учится. Однако никто не станет отрицать ведущей роли учителя. Все начинается с его умения организовывать со школьниками педагогическое взаимодействие как основу творческой деятельности. В особенности это относится к гуманитарным знаниям, отличающимся множественностью смыслов. Именно обучение пониманию образа содержания гуманитарного текста способствует развитию рефлексивного мышления и воспитанию эмоционально-ценностной сферы учащихся.

Итак, что такое образ содержания текста?

А. А. Леонтьев, довольно широко определяя понимание текста, выделяет данное понятие. “Образ содержания текста” представляет собой «процесс понимания, взятый с содержательной стороны» [1].Это постоянно изменяющийся процесс, так как любой текст осмысливается, понимается человеком на разных этапах его жизни, взросления по-новому. Нам всегда интересно, что же стоит за текстом, каков его смысл?

Исходя из сказанного, понимание образа содержания текста зависит от конкретной личности, его субъективного опыта в восприятии мира, что важно учитывать, организуя познавательную деятельность. Наглядной иллюстрацией этому служат уроки мастеров. В частности, рассмотрим фрагменты одного из уроков, описанных М.А. Рыбниковой [2].

Урок, посвященный теме «Осень», был дан в шестом классе. Ему предшествовала большая подготовительная работа. Цель, которую ставит учитель, – раскрыть тему, сравнивая ясный и дождливый, пасмурный осенний день, сопоставляя образы осени в стихотворениях Пушкина и Тютчева.

Учитель, строя диалог, опирается на личные наблюдения школьников, которые становятся предметом обсуждения:

- Чем отличается осенний лес от летнего?

- Нет грибов, нет ягод, поредела трава. Птицы не поют, в лесу тихо.

- Какой признак хорошей погоды вы видите в поле?

- Паутина летает.

- Как вы назовете – что летает над полем или что висит на ветке дерева?

- Волосок паутины. Ниточка паутины.

- Вот мы нашли с вами метафору: ведь действительно волосок или ниточка… [2].

Мы видим, как учитель “ведет” детей к открытиям неизвестного в известном, как учит чувствовать, понимать слово, как помогает учащимся эмоционально настроиться на предстоящий диалог. И невольно ощущаем тесное взаимодействие учителя и детей, чувствуем, насколько они открыты друг другу. Огромная роль в этом принадлежит мастерски осуществляемой учителем речевой деятельности, выраженной в постановке вопросов, отсутствии лишних слов, дидактической направленности диалога.

В другом фрагменте урока, связанном с анализом стихотворения Ф. И. Тютчева, мы вновь наблюдаем, как учитель, мастерски организуя педагогическое общение, реализует диалоговые ситуации на уроке.

- Как называет поэт эту пору?

- Дивная пора.

- А как сказано про день?

- Хрустальный.

- Откуда такое странное слово? Ведь хрусталь – это графин, ваза, стакан, бокал наилучшего качества.

- Это значит, что день прозрачный и ясный, как хрусталь [2].

В представленных фрагментах работа над образом содержания текста осуществляется в условиях диалога: произнесенные вслух слова – результат внутренней работы, внутреннего диалога; тому свидетельство – внимание к метафорам, сравнениям, рождающим зрительный ассоциативный ряд. Отсюда как завершение всей работы на уроке – сочинение, в котором ученики должны, используя наблюдения, свой эмоциональный опыт, описать прогулку или сопоставить два разных осенних дня.

Таким образом, мы видим, как учитель воспитывает в детях любовь к слову, чтению; как он вместе с учениками, опираясь на их личный опыт, проходит сложный процесс перевода незнания в неполное знание и открывает им путь во все более полное знание, в понимание образа содержание текста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. [Электронный ресурс].

2. URL: http://pedlib.ru/books.php?part=Books&dir=3/0307&num_page=0 (дата обращения: 22.05.2015).

3. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. [Электронный ресурс]. URL:http://elib.gnpbu.ru/text/rybnikova_ocherki-po-metodike-literaturnogo_1963/ (дата обращения: 22.05.2015).

О.В. Тиунова, О.С. Михедова (Санкт-Петербург)

Наши рекомендации