Через внеклассную деятельность

( ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА В 5-Х КЛАССАХ НВМУ)

Умение читать и анализировать текст– основное умение в учебных курсах русского языка и литературы, которое обеспечивает метапредметные связи, влияющие на успешность обучения по другим учебным предметам. Поэтому сегодня мы говорим о важности формирования мотивации и приобщения учащихся к чтению как источнику получения информации, приносящей радость познания, саморазвития и самосовершенствования. Организация внеклассной работы – одна из форм работы в данном направлении.

Интерес к чтению закладывается родителями и учителями начальной школы. Большая часть учащихся приходит в среднее звено с желанием читать. Преподавателям необходимо, с одной стороны, поддержать это стремление, с другой, – продолжать формировать комплекс умений и владений работы с текстом. С этой целью мы организуем внеклассные лингвистические и литературные игры.

В январе 2015 года для учащихся 51 класса НВМУ была проведена лингвистическая игра «Знайки». Темой игры стали «Избранные лингвистические вопросы и задания». Мы: хотели вызвать интерес к данной форме проведения досуга, старались создать условия для личностного роста в процессе соревнования команд. Играя, ребята смогли бы почувствовать и радость от познания нового, и гордость за уже имеющиеся знания, попробовали применить их в новой, не учебной, обстановке.

Вопросы и задания игры требовали активного участия всех членов команды. В ходе трех туров ребятам были предложены вопросы и задания, требующие их умения читать, понимать поставленную задачу, четко следовать правилу-инструкции, анализировать предложенный материал, строить ответ-доказательство и др.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЗНАЙКИ»

I тур «Давайте познакомимся»

1 этап. Задание 1: игра «Мы - команда» (проверка домашнего задания). Задание 2: игра «Друзья алфавита». Задание 3: игра «Составь слово»

2 этап игры. «Правильные ответы на вопросы»

II тур «Наш любимый русский язык»

Задание 1: игра «Лишнее слово».

Задание 2: игра «Предложения»

III тур «Литературный», посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Задание «Конкурса чтецов»: выразительное чтение известного стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

В итоге каждого этапа игры результат выполнения задания демонстрировала вся команда или выбранный ею представитель.

В училище организация внеклассных мероприятий осуществляется при полной поддержке со стороны командного и методического подразделений. Начальник курса, на котором обучаются пятиклассники, был у нас главным судьей.

Помощь в разработке игры и активное участие в ее проведении оказали воспитатели ребят, а также старшеклассники – нахимовцы 83 класса.

Игра прошла быстро, весело. Все участники, которым были вручены специально изготовленные удостоверения, остались довольны. Мы увидели интерес нахимовцев к данной форме внеклассной работы и тоже были удовлетворены тем, что достигли поставленной цели.

Следующим этапом стала подготовка к игре «Литературовед», приуроченная к Году литературы. Было решено провести ее между командами трех 5-х классов.

Чтобы стать участником новой игры, нахимовцы соревновались внутри своего класса. Кто-то из ребят пересмотрел и свое отношение к предмету «Литература» - ребята стали серьезнее готовить задания на самоподготовке, на уроках активнее работать, с большей инициативой анализировать ответы своих товарищей, замечать недочеты и корректно рекомендовать друзьям их устранить. В своих анализах – отзывах об ответе товарища указывали на его успехи и выполнение данных ему ранее советов.

Игра «Литературовед» понравилась нахимовцам. В своих отзывах они написали, что «интересными и неожиданными оказались задания», «игра была направлена на сплочение команды», «мы сами решали, как представить свой ответ», «требовались знания, полученные на уроках». Ребята отметили, что «очень хорошо выступили все, кто готовил вопросы-тексты командам-соперникам», «жюри честно ставило баллы», «здорово, что была «открытая студия» и мы могли сказать о том, что чувствовали, когда выступали»…

Но был и один отрицательный момент, на который указали все участники без исключения. При выполнении первого задания ребята всех трех команд так спешили, что не заметили, как нарушили правила игры. В результате их итоговые отчеты-работы получились неаккуратными и были оценены низкими баллами жюри. Кстати, жюри состояло тоже из ребят-пятиклассников, но из 53 класса. Фотографом на этой игре был тоже нахимовец-пятиклассник. Вот так, на собственном опыте, ребята убедились еще раз, что дисциплина – залог успеха любого дела.

Увидев интерес нахимовцев к внеурочной деятельности, мы решили открыть в новом учебном году клуб «Живая классика». Ребятам предложили подумать о структуре клуба, о формах проведения заседаний, об интересующей их тематике произведений.

Одну из тем нахимовцы назвали сразу после участия в диспуте «Пионеры-герои…Кто они?» Диспут прошел в рамках проекта «70 добрых дел – 70-летию Великой Победы». Ребята познакомились с серией книг, рассказывающих о подвигах пионеров-героев в годы Великой Отечественной войны. Ребята прочитали книги Александра Пескова «Костя Кравчук» и Саула Ицковича «Муся Пинкензон» и приготовили выступления, повествующие о жизни их сверстников в годы войны.

Существуют разные версии достоверности фактов, изложенных в книгах о пионерах - героях.. Общий вывод был таким: на долю этих ребят выпали такие испытания, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. У нас нет оснований сомневаться в том, что является известным фактом: все, от мала до велика, защищали Родину во время Великой Отечественной войны.

В заключение хотелось бы привести слова губернатора Санкт-Петербурга, Георгия Полтавченко, который, выступая на Шестом Петербургском образовательном форуме, подчеркнул следующее: «человек, воспитанный на литературе, будет честным, порядочным и милосердным. Он будет любить свое Отечество, народ и культуру». Хотелось бы пожелать всем нам успехов в приобщении учащихся к чтению в урочной и внеклассной деятельности.

Л.И. Коновалова (Санкт-Петербург)

Л.А. Семенова (Курск)

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

В педагогической науке преемственность определяется как ведущий методологический принцип прогнозирования и конструирования педагогического образования. [2, с.223]

Процесс преемственности обучения глубоко исследован в отечественной педагогике К. Бабанским, В.С Ледневым, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным и др. В их работах определены общие дидактические аспекты преемственности. Вопросам преемственности между ступенями обучения посвящены работы А. В. Батаршева, О. В. Долженко, Г. А. Краснощековой, Н.А. Терешина, Ю.В. Сидорова и др.

В настоящее время ученые (О.С.Газман, Е.И. Кокоин, H.A. Олесникова, Г.Н. Филонов, М.М. Макарцева и др.) говорят о необходимости новой концепции преемственности, поиска наиболее оптимального решения этой проблемы. В этой связи понятие преемственности нельзя, на наш взгляд, рассматривать односторонне, только с точки зрения педагогики, необходимо учитывать и социально-культурную и философскую сторону данного явления. С точки зрения философской необходим учет того, что преемственность предполагает сохранение и развитие всего того рационального, что было достигнуто на предыдущей ступени.

Совершенствование профессиональной преемственной подготовки специалистов сегодня особенно актуален. Связано это и со сменой социально-экономической ситуации, и с переходом к ФГОС 3+ в вузах, ведущих подготовку будущих горных инженеров. Одним из важных принципов профессиональной подготовки будущего горного инженера, по нашему мнению, является преемственность профессионального образования.

Переход к новым образовательным стандартам актуализировал разработку данной проблемы. В последнее время все больше ученых и практиков приходят к мнению, что обеспечение преемственности позволяет придать динамичный, перспективный характер всему учебному процессу.

В рамках данной статьи рассмотрим процесс преемственности профессионального образования между ступенями СПО, ВПО и профессиональной переподготовки кадров с привлечением и активным участием предприятия - работодателя. [4]

При этом важен учет социально-культурного аспекта: благодаря преемственности осуществляется накопление, хранение, передача и изменение социокультурного опыта. [3]

Важным методологическим принципом, по нашему мнению, является философское положение о непрерывности становления и развития личности и профессионального мастерства специалиста (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский В.П.Зинченко, А.Жохов, Л.М.Новиков, Г.П.Щедровицкий и др.), а также принципы гуманизации и гуманитаризации профессионального образования (М.Н.Берулава, Л.А.Волович, В.Ш.Масленникова, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, Л.П.Тихонова и др.).

Поэтому для нас важным является мнение А.В. Батаршева о трехкомпонентной целостной педагогической системе преемственности в обучении, включающей: «преемственность в становлении личности, преемственность в содержании обучения, преемственность в методах, формах, средствах обучения» [1]

Тем не менее, данная система является неполной с позиций профессионального образования, здесь не учтен один из важнейших компонентов, определяющих на сегодняшний день всю подготовку в профессиональной сфере – это конкретный заказчик - работодатель и его требования.[4]

С этих позиций феномен преемственности в настоящее время требует нового осмысления именно в контексте профессионального образования и подготовки конкурентоспособного специалиста.

Преемственность в становлении личности специалиста мы связываем с преемственностью содержания социо-гуманитарного образования в рамках СПО и ВО по родственной специальности, поскольку именно социо-гуманитарный блок ответственен прежде всего за формирование личностных качеств специалиста. И речь в данном случае идет не о механическом приращении знаний и умений, а глубокой интеграции всех подсистем и процессов профессионального образования. Анализ преемственности содержания социо-гуманитарного образования особенно актуален при подготовке специалистов горного профиля между ступенями среднего профессионального и высшего образования. Реальная картина обучения показывает, что происходит наложение содержания в рабочих программах учебных дисциплин СПО и ВУЗов, ведущих подготовку по данному профилю, т.е. прямое дублирование учебного материала смежных учебных дисциплин и оторванность теории от практической подготовки.

Преемственность содержания образования мы рассматриваем как способ интеграции уровней профессионального образования, обеспечивающий последовательность, системность и целостность процесса формирования личности специалиста по горному делу.

Рассмотрим данное положение на примере преемственности содержания социо-гуманитарного образования при подготовке специалистов по горному делу между ОБОУ СПО Железногорский горно-металлургический колледж и ФБГОУ ВО «Юго-Западный государственный университет». Достаточный опыт сотрудничества вышеназванных учебных заведений позволяет реализовать принцип преемственности содержания социо-гуманитарного образования посредством коррекции учебных планов ВПО и СПО и использования ресурсов ППС ВУЗа для работы со студентами СПО.

Коррекция социо-гуманитарной составляющей учебных планов по программе ВО включает введение курсов по выбору в учебные планы ВО (в данном случае речь идет об элективном курсе «Духовная культура специалистов по горному делу»); анализ формирования и освоения навыков концептуального мышления студентов СПО и ВО; график аттестации учебных дисциплин; определение трудоемкости учебных дисциплин.

Целью курса «Духовная культура специалистов по горному делу» является обогащение процесса подготовки специалиста не только новым содержанием (ознакомление с традициями горного дела, художественными произведениями о горняках), но и новым пониманием сущности культуры горняков. Осознание того, что духовно-нравственная культура современного горного инженера является прямым наследником всей жизни и деятельности горняков прошлого, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.; а так же формирование аутентичного мировоззрения горных инженеров. На практике формирование аутентичного мировоззрения горных инженеров начинается еще в рамках обучения студентов в Железногорском горно-металлургическом колледже на уроках литературы. В программе выделены специальные часы на изучение творчества художников слова, проявивших себя в горном и художественном искусствах. Практикой является совместное обсуждение учебных планов и программ учебных дисциплин, позволяющее определить введение курсов по выбору, реализуемых в ВПО; тиражирование учебных программ и учебно-методических комплексов дисциплин ВПО, адаптированных к реализации в СПО; привлечение интеллектуальных и материальных ресурсов ВПО в СПО.

Говоря о преемственности между такими ступенями образования как дошкольная и школьная подготовка, мы вправе остановиться на предложенной А.В. Батаршевым системе преемственности. Однако, профессиональная подготовка, на наш взгляд, требует особого подхода и включения в данную систему элементов, связанных с требованиями работодателя к профессиональной подготовке специалистов.

Преемственность образования с точки зрения профессиональной подготовки специалиста – это ориентация на требования рынка труда и работодателя, формирование тех навыков, которые будут способствовать его конкурентоспособности. Конкурентоспособные личности значительно легче адаптируются к требованиям социальной среды, достигая более высокого уровня профессионального и личностного развития. При развитии конкурентоспособности у студентов повышается мотивация к процессу обучения, возрастают требования к качеству получаемого образования и совершенствуются личностно-профессиональные качества. [1] Именно поэтому в систему преемственности образования в контексте профессиональной подготовки студентов в рамках СПО-ВУЗ необходимо включение требований предприятия, на которое ориентирована профессиональная подготовка, и работодателя. С этой целью в ЮЗГУ создана и успешно функционирует Ассоциация выпускников.

Таким образом, преемственность профессионального образования – это сложный и многогранный процесс, который сочетает в себе философский, социокультурный и психологический аспекты и ориентирован на требования рынка труда и работодателя, а система преемственности, предложенная А.В. Батаршевым должна быть дополнена еще одним компонентом - требованиями работодателя к обучению конкурентоспособного специалиста.Именно предложенная в работе система преемственности профессионального образования, на наш взгляд, наиболее отвечает требованиям времени и является основой профессиональной подготовки специалистов по горному делу.

ЛИТЕРАТУРА

1.Батаршев А.В. Педагогическая система преемственности в общеобразовательной и профессиональной школе. СПб, 1996.

2.Есаулова М.Б. Принцип преемственности в современном профессиональном педагогическом образовании// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Народное образование. Педагогика. №12. т.5. 2005.

3.Шуватова О.А. Преемственность как основа реализации современных теоретико-методологических подходов к организации образовательного процесса средней общеобразовательной школы/ Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. Общественные науки. № 24. 2011.

4. Коновалова Л.И. Проведение студенческих круглых столов с участием потенциальных работодателей как способ повышения качества подготовки специалистов в высшей школе // Наука и образование: актуальные проблемы и перспективы развития. 9-е Академические чтения. Кишинев, 2003.

Е.Н. Загурьева (Санкт- Петербург)

Наши рекомендации