Несколько важных советов, как правильно
Организовать детское чтение дома.
Как читать детям от года до семи?Дошколёнок не читатель, а слушатель книг и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемым громким чтениям.
Чуткость ребёнка к художественному слову удивительна, и при хорошем руководстве у него постепенно, ещё до умения читать, начинает складываться начитанность, и в школу он приходит с обширным литературным багажом и умением воспринимать поэзию и прозу.
Совет первый
Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Еще лучше, если сама обстановка усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, читаем сказку в затенённой комнате, и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Чтобы мобилизовать внимание ребёнка, очень полезно иметь в режиме дня постоянное время для чтения. Это вечерние часы перед сном как успокоение и тихое, задушевное общение с книгой и мамой.
Совет второй
Никогда не переутомляйте малыша. Ребёнок в возрасте до двух лет может сосредоточиться на книге 1–2 минуты, но и детям постарше читают не более 15–20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. И как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Конечно, речь идёт об активном общении с книгой, требующем работы мысли и чувства. Пассивно ребёнок может слушать много дольше. Наслаждаясь общением и близостью с любимым, родным человеком – мамой, папой, бабушкой, – малыш то отключается, то слушает вновь. Вообще исходите из натуры своего ребёнка.
Совет третий
Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ведь именно поэзия вызывает первый интерес к чтению, а сказки для маленьких близки к стихам. Ритм, музыка речи, чарует маленького. Трёхлетняя Даша требовала, чтобы ей вновь и вновь читали сказку “Аленький цветочек”, повергая родных в изумление (сказка ей недоступна). Наконец, поняли: дочка наслаждалась напевностью старинного русского сказа. Аналогичные наблюдения есть у К.И. Чуковского.
Детское ухо чутко воспринимает интонацию. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей (медведя, заиньки, комара и др.), а также смешную, грустную или страшную ситуацию, но не перебарщивайте. Знаменитый артист И. Ильинский рассказывал, что однажды, читая сыну басни, стал их разыгрывать. Но мальчик прервал его: “Не надо, папа, читай просто”. Очевидно, драматизация мешала ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины. А ведь именно в этом и состоит главное очарование книги.
Совет четвёртый
Помните – ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Малыши это очень любят. “Давай вместе (хором) рассказывать сказку “Репка” (“Колобок”, “Теремок”)”. Любят дети и чтения-беседы
“Вопрос – ответ”, похожие на игру: “Кто это?” – “Мышка-норушка”,
“А это кто?” – “Лягушка-квакушка”. А вот чтение-беседа по книжке В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”: Когда гулять плохо? (“Если ветер крыши рвёт, если град загрохал, каждый знает – это вот для прогулок плохо”). Когда гулять хорошо? (“Дождь покапал и прошёл, солнце в целом свете, это очень хорошо и большим и детям”) и т. д. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы. Беседа-чтение проходит интереснее, если ребёнок попеременно то отвечает, то сам задаёт вопросы. Короткими репликами выражайте своё отношение к героям и событиям, например: “Вот молодец!”, “Как страшно!”, “Какой негодник!” и т. д. Иногда, когда малыш неправильно реагирует на произведение, это просто необходимо. Так, слушая сказку “Гадкий утёнок” Андерсена, дети смеются, когда полумёртвый, обледенелый утёнок, попав в крестьянскую избу, упал в бачок с мукой. Чтобы подправить восприятие, хватает одной реплики: “Бедный утёнок, мука попала ему в глазки”.
Совет пятый
Особо следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально доводит своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё всё одно и то же произведение. Подобно тому, как мы тем больше наслаждаемся любимой оперой, симфонией, чем лучше знаем её, так и дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: детей волнуют и сюжет, и герои, и образные, поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т. д. Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей. Однако детская природа противоречива: малыш любит повторения, но он жаждет и новизны впечатлений, всё новых и новых книг.
Совет шестой
Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать. Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребёнок овладеет грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У него ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Так, в шесть-семь лет ребёнок с упоением слушает “Робинзона Крузо” (с купюрами), а сам одолеет лишь “Курочку Рябу”.
Читайте ребёнку вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие
книги, с которыми ему самому не справиться.
Памятка для родителей