Сподобаева Людмила Славиковна

Консультация для родителей

«Развитие речи детей в домашних условиях»

Подготовили воспитатели младшей группы

МДОУ "Ясли - сад № 6 города Докучаевска":

Сподобаева Людмила Славиковна ,

Верба Любовь Ивановна

Цель.Познакомить родителей с играми и упражнениями, которые направлены на развитие речи.

Речь - это все возможные средства выражения человеком своих внутренних, психологических состояний, образов, мыслей и чувств, с целью сообщения о них другим людям.

Развитие речи в 3-4 года — особенности и подходы

Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие предметы и явления, его речь становится более богатой и понятной окружающим.

Развитие речи непосредственно связано с психическим и интеллектуальным статусом ребенка, поэтому важно, чтобы он не отставал от возрастных норм. Несомненно, каждый малыш развивается в своем темпе, однако, отклонения допустимы лишь на пару месяцев. Для того чтобы убедиться, что формирование речи проходит в правильном темпе, необходимо внимательно следить за ребенком. Специалисты рекомендуют начиная с года проходить обследование у логопеда-дефектолога. Своевременно выявленную проблему значительно проще откорректировать.

Как должен говорить ваш ребенок

Выделяют несколько характерных особенностей состояния речи, соответствующих этому возрасту:

· Формируется уже довольно внушительный словарный запас — от 1500 до 2000 слов в активном запасе. Пассивный словарь, соответственно, делается еще обширнее.

· Фразы становятся более сложными, ребенок способен строить распространенные предложения, используя новые части речи. Ранее предложения состояли лишь из существительных и глаголов, теперь же активно используются наречия, прилагательные и т. д.

· Произношение существенно улучшается, хотя некоторые неправильно произнесенные звуки еще встречаются. При этом заметно, что дети хорошо знают, как правильно должны звучать слова и отмечают чужие ошибки.

· В речи используются предлоги, союзы. Глаголы употребляются в нужном времени и форме.

· Ребенок активно занимается словотворчеством, образуя новые формы и слова.

· Не вызывает сложностей описания признаков предметов, действий, ребенок умеет объединять предметы в группы по сходным характеристикам.

· Формируется умение строить связный рассказ. Ребенок может рассказать о событиях дня, пересказать сказку или мультфильм.

Однако не все еще получается хорошо. Часто встречаются некоторые нарушения звукопроизношения, неправильные согласования в предложениях и речевые ошибки. Для того чтобы помочь ребенку, родители должны быть внимательны, обращать внимание на встречающиеся проблемы и стараться скорректировать их.

Как развивать речь в 3-4 года

Основной процесс развития речи у ребенка происходит в каждодневном общении. Родители должны обращать внимание на то, как ребенок говорит и обязательно поощрять его к разговору. Есть несколько правил, о которых не нужно забывать:

· Разговаривайте с ребенком правильно, следите за дикцией и построением фраз.

· Обязательно побуждайте детей к рассказам, помогайте, задавая наводящие вопросы и поддерживая эмоционально.

· Не перебивайте ребенка, поощряя его к разговору.

· Расширяйте круг общения ребенка, стимулируя его к обогащению словарного запаса.

· Уделяйте время чтению, рассматриванию книг с картинками. Обсуждайте все, что происходит на прогулке, дома или детском саду. Чем больше вы читаете и общаетесь, тем быстрее развивается словарный запас у ребенка, становится более правильным построение речи.

· Обязательно отмечайте все достижения своего чада, хвалите его. Моральная и психологическая поддержка, своевременная похвала становится мощным стимулом к развитию.

Упражнения для развития речи

Игры со словами расширяют словарный запас, помогут ребенку «почувствовать» родной язык, научиться правильно строить свою речь. Такие занимательные развлечения отлично подходят для того, чтобы скоротать время в дороге, на прогулке или просто повеселиться дома.

Дети охотно играют со взрослыми «в слова». Все взрослые прекрасно знают эти игры:

· Подбирайте слова на выбранную букву.

· Просите ребенка определять местоположения игрушки (под столом, на столе, у стола и т. д.).

· Образовывайте прилагательные(ложка из серебра — серебряная ложка, хвост лисы — лисий хвост).

· Подбирайте рифмы к словам. Уловив принцип, дети с удовольствием играют в стихотворчество.

· Говорите одну фразу тихо, громко и обычным голосом. Меняйте тембр и темп голоса.

Развитие мелкой моторики

По-прежнему очень актуально стимулирование моторики. Все занятия, требующие аккуратной работы руками и пальцами, оказывают воздействие и на речевой центр в мозге. Так что предоставьте ребенку для этого максимум возможностей:

· Рисуйте на крупах и муке, перебирайте фасоль.

· Купите или сделайте сами игры-шнуровки. Бонусом станет полное отсутствие проблем со шнуровкой ботинок.

· Игры с пластилином, рисование, занятия аппликацией полезны для моторики и развивают фантазию и творческие способности. Придумывайте нестандартные походы — пластилином можно раскрашивать рисунки на бумаге, вдавливать в него горох или бусины и т.д.

· Поиграйте в «волшебный мешок». Насыпьте в непрозрачный мешок или сумку предметы различной формы. Пусть ребенок на ощупь постарается угадать каждую.

Артикуляционная гимнастика

Большое значение в формирование правильной речи имеет и готовность артикуляционного аппарата. «Ленивый» язычок нужно заставить немного потрудиться. На помощь придут игры для языка:

· Легонько покусывать кончик языка.

· «Чистить зубы» языком. Открыть рот в улыбке и кончиком языка провести по передним, а потом по нижним зубам.

· Поиграть в слоненка. Вытянуть губы как для поцелуя как можно больше. Вот такой длинный у слоненка хобот!

· Цокать как лошадка. Потише, погромче, быстрее и медленнее. Вместе со взрослыми еще интереснее!

· Делать языком чашечку (открыв рот, сделать из языка чашку, постаравшись загнуть его края кверху) или сворачивать в трубочку.

Артикуляционной гимнастикой нужно заниматься регулярно, но не очень долго, чтобы ребенок не уставал. Понадобится удобное зеркало, в котором будет видно, правильно ли выполнено упражнение. И обязательны положительные эмоции. Хвалите ребенка и веселитесь вместе с ним. Самостоятельные занятия обязательно принесут свои плоды — речь станет более развитой и грамотной, звуки станут четче и чище. Однако если родители замечают, что результатов упражнения не приносят или проблемы заметны довольно значительные, лучше всего обратиться за помощью к логопеду-дефектологу. Специалист сможет выявить причину вашего беспокойства и принять своевременные меры. Грамотная коррекция позволит исправить возможные нарушения и ребенок «догонит» своих сверстников.

Особенности развития речи детей 4-5 лет. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Значительно улучшается звукопроизношение. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков. В 5 лет ребенок знает около 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложные предложения использует чаще, но всё еще мало. Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч. Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

  • Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. Основные задачи развития речи, решаемые на протяжении всего дошкольного возраста:

  • формирование грамматического строя (умение сочетать слова по родам, падежам и числам);
  • формирование правильного звукопроизношения, правильного речевого дыхания;
  • обогащение словарного запаса;
  • обучению рассказыванию, связной речи;
  • развитие коммуникативных умений.

Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности. Существует много различных игровых приемов и упражнений, направленных на развитие речи. Чтение сказок, стихов и потешек. Читайте веселые стишки, потешки и сказки по несколько раз. Когда ребенок хорошо ознакомится с текстом, делайте паузу в конце строки, побуждая малыша закончить фразу. Очень важно с детьми разучивать стихи — это способствует развитию выразительности, тренирует память. Загадки- это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»

Большое внимание уделяем рассказыванию:

  • Составлению творческих рассказов
  • Составлению рассказов по картине, по серии картин
  • Пересказам
  • Разыгрывание сценок, сказок. Разыграйте простую сценку или знакомую сказку с любимыми игрушками малыша. После сценки спроси ребенка, что он видел и что ему понравилось.

Пальчиковые игры. Очень эффективны пальчиковые игры для развития умений рассказывать, пересказывать, вести диалог. Также они способствуют улучшению координации движений рук.

  • «Речь ребенка-это глина: пока она сырая — ей легко придать правильную форму. Но попробуйте что-нибудь слепить из уже подсохшей глины. Результат будет по меньшей мере плачевным.

Сказкотерапия является одним из методов арттерапии. «Сказка — это первые и блестящие попытки русской народной педагогики» (К. Д. Ушинский).
Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области развития речи, психологии, воспитания малышей. Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомиться ребёнок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих задач не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, образной, красивой.
Но кроме спонтанного формирования основ устной речи, требуется специальное обучение. В этом плане достаточно большое значение имеет конструирование слов, словосочетаний и предложений. Вместе с детьми нужно:
- придумать несколько однокоренных слов (лес – лесок, лесовичок)
срифмовать два слова (кузнец – удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;
- составить достаточно длинное, распространённое предложение в игре «От каждого по словечку»: «Колобок» — «Колобок катится» — «Колобок катится по дорожке» — «Колобок катится по зелёной дорожке».
Для развития речи детей можно прибегать к испытанному методу – придумыванию новых названий известных сказок, не искажая идеи сказки. Взять хотя бы сказку «Рукавичка», к ней можно придумать названия «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей».
Со сказками работа идёт в необычной манере. Этому способствует введение вместо привычного главного героя придуманного нового персонажа. Это нужно для поддержания интереса к сказке и для того, чтобы нарушить привычные стереотипы, и для того, наконец, чтобы повернуть сюжет сказки в новое русло. На решение этих задач направлен метод, который назван «Введение частицы «не». ( «Не репа выросла на грядке, …», «Не Красная Шапочка, а…», «Не Иван – царевич, а…»)
Ещё можно учить детей объединять сюжеты двух сказок в одну с новым сюжетом. В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребёнка. Эта деятельность положительно влияет на активизацию речи, мышления, воображения и памяти. Этому способствует придумывание каких-то новых слов: превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевлённые, а иногда и не одушевлённые предметы (мама – цветок, я Иван – царевич, папа – тучка.) Составлять фантастические сказки о себе. Также иногда необходимо отойти от традиционных вопросов по содержанию сказки и задать вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли). Например: а если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? – дети начинают искать свои варианты.
Сказка не только помогает ребёнку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы, а что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
В настоящее время сказка стала всё чаще использоваться в качестве терапевтического средства, которое призвано решать ряд разносторонних задач: обогащение внутреннего мира ребёнка, определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями, детьми), коррекция психической и эмоционально – волевой сферы, а также развитие речи.
Сказкотерапия используется в работе с детьми, имеющими поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально – волевом развитии, а также в развитии речи.
Правила организации сказкотерапиии для дошкольников.
Простое прочтение сказки не несёт в себе никакой нагрузки. Следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по её содержанию. Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребёнка. Содержание и используемые методические приёмы по её анализу должны в полной мере решать поставленную задачу.
Передача ребёнку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской обстановке.
Знакомство ребёнка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с её героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.
Обобщая, можно сказать, что сказкотерапия – универсальная методика, объединяющая в себе возможности терапевтические, обучающие и развивающие. Сама по себе она не заменяет систематического обучения или обращения к специалисту при разрешении различных проблем в психическом и речевом развитии, но является эффективным методом содействия гармоничному развитию и сохранению душевного здоровья и воспитания ребёнка

Памятка для родителей:

«Как стать родителями читающего ребёнка»

Совет первый

Чтение должно проходить в спокойной обстановке, когда ничто не отвлекает ребёнка, и окружающие относятся к его занятиям уважительно. Еще лучше, если сама обстановка усиливает восприятие. Поздним вечером, когда за окном темно, читаем сказку в затенённой комнате, и полумрак настраивает на сказочный, фантастический лад. Чтобы мобилизовать внимание ребёнка, очень полезно иметь в режиме дня постоянное время для чтения. Это вечерние часы перед сном как успокоение и тихое, задушевное общение с книгой и мамой.

Совет второй

Никогда не переутомляйте малыша. Ребёнок в возрасте до двух лет может сосредоточиться на книге 1–2 минуты, но и детям постарше читают не более 15–20 минут, потому что затем их внимание рассеивается. И как бы ни понравилась книжка ребёнку, надо давать ему отдых. Зато как радостна будет новая встреча с той же книжкой, и как сосредоточенно он будет слушать её и рассматривать. Конечно, речь идёт об активном общении с книгой, требующем работы мысли и чувства. Пассивно ребёнок может слушать много дольше. Наслаждаясь общением и близостью с любимым, родным человеком – мамой, папой, бабушкой, – малыш то отключается, то слушает вновь. Вообще исходите из натуры своего ребёнка.

Совет третий

Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ведь именно поэзия вызывает первый интерес к чтению, а сказки для маленьких близки к стихам. Ритм, музыка речи, чарует маленького. Трёхлетняя Даша требовала, чтобы ей вновь и вновь читали сказку “Аленький цветочек”, повергая родных в изумление (сказка ей недоступна). Наконец, поняли: дочка наслаждалась напевностью старинного русского сказа. Аналогичные наблюдения есть у К.И. Чуковского.

Детское ухо чутко воспринимает интонацию. Читая малышам стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей (медведя, заиньки, комара и др.), а также смешную, грустную или страшную ситуацию, но не перебарщивайте. Знаменитый артист И. Ильинский рассказывал, что однажды, читая сыну басни, стал их разыгрывать. Но мальчик прервал его: “Не надо, папа, читай просто”. Очевидно, драматизация мешала ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины. А ведь именно в этом и состоит главное очарование книги.

Совет четвёртый

Помните – ребёнок не может быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать его внимание. Пусть малыш за вами повторяет слова, отвечает на вопросы, рассматривает иллюстрации. Малыши это очень любят. “Давай вместе (хором) рассказывать сказку “Репка” (“Колобок”, “Теремок”)”. Любят дети и чтения-беседы
“Вопрос – ответ”, похожие на игру: “Кто это?” – “Мышка-норушка”,
“А это кто?” – “Лягушка-квакушка”. А вот чтение-беседа по книжке В. Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”: Когда гулять плохо? (“Если ветер крыши рвёт, если град загрохал, каждый знает – это вот для прогулок плохо”). Когда гулять хорошо? (“Дождь покапал и прошёл, солнце в целом свете, это очень хорошо и большим и детям”) и т. д. Так, повторяя строчки стихотворения, дети учатся говорить на образцах художественного слова, поэзии и прозы. Беседа-чтение проходит интереснее, если ребёнок попеременно то отвечает, то сам задаёт вопросы. Короткими репликами выражайте своё отношение к героям и событиям, например: “Вот молодец!”, “Как страшно!”, “Какой негодник!” и т. д. Иногда, когда малыш неправильно реагирует на произведение, это просто необходимо. Так, слушая сказку “Гадкий утёнок” Андерсена, дети смеются, когда полумёртвый, обледенелый утёнок, попав в крестьянскую избу, упал в бачок с мукой. Чтобы подправить восприятие, хватает одной реплики: “Бедный утёнок, мука попала ему в глазки”.

Совет пятый

Особо следует остановиться на детской любви к повторным чтениям. Все знают, что ребёнок буквально доводит своих близких до изнеможения, требуя читать ещё и ещё всё одно и то же произведение. Подобно тому, как мы тем больше наслаждаемся любимой оперой, симфонией, чем лучше знаем её, так и дети жаждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: детей волнуют и сюжет, и герои, и образные, поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. После многократных чтений ребёнок запомнит книгу и сможет проявить столь желанную для него самостоятельность: читать наизусть стихи, пересказывать рассказы и сказки, делать к ним рисунки и т. д. Любящие родители – первые слушатели и собеседники своих детей. Однако детская природа противоречива: малыш любит повторения, но он жаждет и новизны впечатлений, всё новых и новых книг.

Совет шестой

Но бывает и так: дошкольник любит книги, а, став школьником, не хочет читать. Как и почему затухает интерес и привычка к книге, воспитанная в раннем детстве? Беда в том, что, едва ребёнок овладеет грамотой, ему перестают читать, ошибочно полагая, что тем самым побуждают к самостоятельному чтению. Это заблуждение. У него ещё слабая техника чтения, и он не может читать интересные для себя книги. Так, в шесть-семь лет ребёнок с упоением слушает “Робинзона Крузо” (с купюрами), а сам одолеет лишь “Курочку Рябу”.

Читайте ребёнку вслух не только всё дошкольное детство, но и тогда, когда он станет школьником, выбирая для этого такие

книги, с которыми ему самому не справиться.

Памятка для родителей

Консультация для родителей

«Развитие речи детей в домашних условиях»

Подготовили воспитатели младшей группы

МДОУ "Ясли - сад № 6 города Докучаевска":

Сподобаева Людмила Славиковна ,

Верба Любовь Ивановна

Цель.Познакомить родителей с играми и упражнениями, которые направлены на развитие речи.

Речь - это все возможные средства выражения человеком своих внутренних, психологических состояний, образов, мыслей и чувств, с целью сообщения о них другим людям.

Наши рекомендации