Почему опытный городничий поверил в «значительность» Хлестакова? (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»).
Герой комедии «Ревизор» - Иван Александрович Хлестаков – не авантюрист, не корыстный обманщик; он вообще не ставит перед собою сколько-нибудь осознанной цели. Хлестаков весь в пределах данной минуты, действует и говорит почти рефлекторно, под влиянием обстоятельств. Хлестаков чистосердечен и тогда, когда говорит правду, и тогда, когда лжет, ибо ложь его сродни фантазиям ребенка.
Но именно это чистосердечие обмануло Городничего и компанию, ожидавших встретить настоящего ревизора, оказавшихся бессильными перед наивностью и непреднамеренностью.
Напуганный предстоящей ревизией, Городничий так охвачен страхом перед воображаемым начальством, выведывающим «прегрешения», что заискивающе лебезит перед Хлестаковым, унижается, будучи грузным и солидным, сгибается вперегиб перед «сильным», перед выше его стоящим по чину, «хотя это всего лишь тряпка». Грубый и жестокий со всеми, кто ниже его рангом или зависит от него, он льстиво и вкрадчиво, любезно и нежно обхаживает гостя, стараясь угодить, умилостивить и обворожить его. Он с «великим счастием» отдает ему в жены свою дочь, почти готов пожертвовать ему и свою жену.
Городничий приходит к своему высшему торжеству, но не замечает, как Хлестаков исчезает из-под носа окончательно и бесповоротно.
БИЛЕТ 14 вопрос 1
Образ Татьяны Лариной как художественное открытие автора (По роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Татьяна сформировалась под влиянием народного начала и сентиментальной литературы, она глубоко чувствующая натура. Вспомним ночной разговор с няней. Ее чувства, их глубину мы видим в волнении Татьяны.
Обратимся к портрету Татьяны, изображенном в 8 главе. Пушкин отдает предпочтение Татьяне, отстаивая тем самым идеал женской красоты естественность, простоту, одухотворенность внешнего облика мыслью и чувством.
Изменилась ли Татьяна, став светской красавицей? Нет, Татьяна внутри осталась такой же, лишь научилась «властвовать собой». Вместе с тем Татьяна-княгиня уже не робкая девочка-мечтательница, она женщина с чутким, любящим сердцем и с тонким, глубоким умом.
Татьяна продолжает и в обществе быть отчужденной от всех, как и в деревне. (прочитать письмо Татьяны к Онегину).
Последнее объяснение Татьяны с Онегиным... Хотя в словах Татьяны звучит чувство оскорбленной гордости и боль от несбывшихся мечтаний, но в них нет недоброжелательности, нет нравоучительности, нет торжества. Следующие за этими словами стихи дышат особой искренностью. Татьяна говорит печально о своей большой любви, о трагической своей судьбе, о том, что «счастье было так возможно». Она хочет объяснить свои чувства, свое решение и понять Онегина. Пушкин восхищается героиней в последней сцене. Его идеал – женщина верная, даже если она не любит своего мужа. Вот он – идеал женщины:
«Но я другому отдана, я буду век ему верна».
Сколько боли и разочарования в этих строчках, но и сколько высокого чувства!
БИЛЕТ 14 вопрос 2
Рассказ Хлестакова о петербургской жизни в 3 действии как одна их кульминационных сцен комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Хлестаков, по выражению городничего, пустейший человек, "сосулька", "тряпка".
Уже во внешнем облике Хлестакова Гоголь подчеркивает его незначительность – «молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцелярии называют пустейшими».
Хлестаков не просто фантазер. Он сам не знает, что говорит и что скажет в следующий миг. Если при нем струсишь - тут-то он и пойдет храбриться. А как только наступишь на него, он и хвост подожмет.
Появление Хлестакова в комедии не случайно. Уездная среда требует, чтобы столичная «штука» возвышалась над нею, и Хлестаков радостно идет навстречу подобному желанию, его вранье сходит с рук. Персонажи сами «делают» Хлестакова. Есть такое выражение: «Короля делает свита». Темы для разговоров ему дают окружающие. Они сами как бы кладут ему все в рот и создают разговор. Хлестаков плывет по течению, образованному уездным страхом и восторгом перед столичной персоной.
Страх чиновников и петербургское платье Хлестакова превращают его удивительным образом в ревизора. Хотя сам он и не собирался выдавать себя за важное лицо. Лишь в четвертом действии он догадывается, что его приняли за «государственного человека», этому послужили его «петербургская физиономия» и костюм.
Однако Хлестаков быстро вошел в роль и, в конце концов, стал даже свысока разговаривать с чиновниками.
Да, Хлестаков врет, врет вдохновенно, не задумываясь над сказанным, «слова вылетают из уст его совершенно неожиданно», он говорит и действует без всякого соображения. Но ложь его только об одном: как он богат, знатен, знаменит и всемогущ. Чем больше трясутся чиновники от страха, тем больше распыляется Хлестаков, и наоборот, тем больший ужас испытывают чиновники.
Когда в провинции Хлестаков рассказывает о своем петербургском житье-бытье, он не просто фантазирует, а сочиняет небылицы. Лишь в первых словах хвастливой исповеди проскальзывает упоминание о настоящей роли героя в чиновничьем Петербурге: «Вы, может быть, думаете, что я только переписываю: нет». Он с все большей силой начинает врать: «И сторож летит еще на лестнице за мною со щеткой: «Позвольте, Иван Александрович, я вам, - говорит, - сапоги почищу».
Начав с простого привирания по поводу сочинения "стишков", слушатели узнают, что он автор многих водевилей и комедий, повестей и модных романов.
Кульминационный момент в комедии, когда Хлестаков дает полный простор своей фантазии. А что фантазия убога, об этом свидетельствуют его рассказы о петербургской жизни. Вспомним, как Хлестаков поражает воображение чиновников своими петербургскими обедами. Арбуз на его столе - «в семьсот рублей», а главное достоинство супа в огромном расстоянии - он «прямо на пароходе приехал из Парижа». Речь Хлестакова бедна и примитивна, что соответствует его внутренней пустоте и глупости. Со всеми он на «дружеской ноге», всех называет «братцами», и Пушкин «большой оригинал».
"Сцены вранья" являет собой грозное предупреждение Гоголя последующим поколениям, желая уберечь от страшной болезни - хлестаковщины.
БИЛЕТ 15 вопрос 1
Смысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Начало 19 века в литературе характеризуется поисками главного героя, героя времени. Его искал и Грибоедов, и Пушкин, не стал исключением и Лермонтов.
Печорин – человек вполне определенного времени и положения. Он дворянин-интеллигент, его душа «испорчена светом». По натуре Печорин – деятель, но так как он сын своего времени, то деятельность его пуста и бесплодна, а поступки мелки. Он ставит перед собой вопрос о цели и смысле жизни человека, о его назначении. Например, в ночь перед дуэлью с Грушницким он размышляет, спрашивая себя: «Зачем я жил? Для какой цели родился? А, верно… было мне назначение высокое …».
Печорин так и не нашел главной цели в жизни и в этом трагизм его судьбы. Печорину свойственен индивидуализм. Портретное описание помогает понять противоречивость характера Печорина, его раздвоенность.
ослепительно чистое бельё и пыльный бархатный сюртучок, запачканные перчатки;
морщины и женская нежность кожи;
крепкое сложение и маленькая аристократическая рука;
Демонические черты: и 23 и 30 лет; белокурые волосы и чёрные усы и брови; глаза не менялись, когда он смеялся; фосфорический блеск глаз.
Печорин сам признается, что в нем два человека: один живет, другой мыслит и судит; один стремиться к высоким идеалам, другой скептик. Сам Печорин видит и чувствует, что душа его испорчена.
Познакомившись с «героем нашего времени» можно сделать выводы:
1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он не имеет настоящей привязанности; каждую жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта.
2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти.
3. Его душа не способна сочувствовать другой душе. Свободный от дружбы, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча.
4. Печорин разрушает любовь Мери, безжалостно убивает Грушницкого, завершая свое злодейство словами: "Finita la comedia!"
В романе Печорин – одинокий странник, который не может сидеть на месте. Печорин говорит о своей судьбе: «Я был готов любить весь мир,- меня никто не любил, я выучился ненавидеть». Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом. Лермонтов описывает в Печорине стремление к чему-то светлому, видимо, порождая в нем такую привлекательную особенность, как любовь к природе. Просто созерцание красоты и гармонии природы ему недостаточно, ведь он натура активная, не может остановиться на этом.
Замысел Лермонтова – показать современного ему человека, его психологию, его характер, как сам автор отмечает, «… портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии». Чтобы подчеркнуть типичность образа Печорина для России, Лермонтов называет свой роман «Герой нашего времени». БИЛЕТ 15 вопрос 2
Тема родины в стихотворении А.А. Блока «Россия»
«Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», писал Александр Александрович. Это Блок сказал о теме России, Родины в своем творчестве. Образ Родины появляется в его лирике постепенно, она будто открывает то один лик, то другой.
Одним из стихотворений Блока, посвященных теме России, родины, является стихотворение «Россия».
Облик России видится Блоку через мотивы дороги, ветра, пути.
Едва Блок ощутил себя национальным поэтом, он полюбил слово «дикий». Россия была мила ему именно дикостью, дисгармонией, хаосом.
Ничего не поймут в стихах Блока о России те, кто искал в них благожелательных дум о благолепии России. Жалости к России он не знал:
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу…
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!..
Он высказывает предчувствие, что на Россию надвигается что-то страшное, что Россия отдаст «разбойную красу» чародею, который может ее «заманить» и «обмануть»: и вместе с тем выражает веру в то, что Россия не пропадет:
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты.
«В сущности, он славил Россию за то, за что другие проклинали бы ее», - сказал Гуковский.
БИЛЕТ 15 вопрос 3
Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии «Горе от ума»?
Конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума» представляет собой единство двух начал: общественного и личного. Будучи человеком честным, благородным и прогрессивно мыслящим, Чацкий противостоит фамусовскому обществу. В тоже время драма обостряется чувством пылкой, но безответной любви к дочери Фамусова Софье.
По возвращению в Москву, Чацкий взволнован встречей с Софьей, обескуражен её холодным приёмом, пытается найти в ней то понимание, которое, видимо, было раньше. Между Чацким и Софьей происходит в какой-то мере то, что происходит между Софьей и Молчалиным: он любит не ту Софью, которую увидел в день приезда, а ту, которую придумал.
Чацкий не делает попытки понять Софью, ему трудно уяснить, почему Софья его не любит. Чацкий оказывается слишком прямолинейным, не допуская мысли, что Софья может полюбить Молчалина, что любовь не подчиняется рассудку. Невольно он оказывает давление на Софью, вызывая её неприязнь. Оправдать Чацкого может егоослеплённость страстью, можно сказать, что у него «ум с сердцем не в ладу».
Постепенно Чацкий начинает прозревать. Софья, недовольная его фразой в адрес Молчалина, говорит про Чацкого: «Не человек, змея». С её молчаливого согласия распространяется слух, что Чацкий не в своём уме. Это слух быстро разносится. Герой, смущённый холодностью Софьи и пытающийся понять, кого она любит, начинает вести себя неосмотрительно, он находится в растерянности. Но до финала пьесы он как слеп. Прозрение его наступает в последнем действии, когда он, скрывшись в лакейской, слышит любовный диалог Молчалина с Лизой, а потом Молчалина с Софьей.
Полное разочарование толкает его уехать из Москвы, и его знаменитое «Карету мне, карету» заканчивает действие комедии.
БИЛЕТ 16 вопрос 1
Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Роман М.Ю. Лермонтова недаром назван "Герой нашего времени", ведь все произведение подчинено раскрытию образа Печорина. То же с полным правом можно сказать и о женских образах романа.
Первый женский персонаж, с которым знакомит нас автор - Бэла, дикарка, дочь горного народа. Что привлекает Печорина в этой женщине? Безусловно, она была хороша, автор создал романтический живописный портрет, в котором подчеркивается, что она была тоненькая, высокая, выделяются глаза - "черные, как у горной серны". Бэла горда и независима, в ней течет кровь ее народа.
И каково же отношение Печорина к этой любви? Мы с некоторым удивлением узнаем из его уст, что любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни. Он готов отдать за Бэлу жизнь, но с нею скучно. Бела – это один из пленительных и трогательных образов романа.
Другой женщиной на пути Печорина была княжна Мери, та самая знатная барыня.
Образ княжны Мери нарисован наиболее полно. Она умна, чиста и наивна, увлечена романтизмом, любит рассуждать о чувствах и страстях. Ее чистота выявляет эгоизм Печорина. По его собственному признанию, Мери он не любит, хочет обольстить и никогда не женится. История обольщения княжны Мери является поводом для глубокого самоанализа Печорина и развернутых монологов в дневнике.
Единственной женщиной, которая способна была понять и почувствовать Печорина былаВера. Ее образ дан лишь намеками, что можно объяснить как раз схожестью с характером самого Печорина. Вера, любящая преданно и беззаветно, могла бы составить счастье Печорина. Понимая это, Печорин после отъезда Веры пытается догнать ее, загоняет коня, плачет и радуется, что может плакать. Но эта любовная история еще больше подчеркнула одиночество героя, его неспособность на истинное чувство.
Таким образом, женские образы романа "Герой нашего времени" выявляют черты характера Печорина. Однако мастерство Лермонтова-повествователя заключается в том, что даже не создавая развернутых, полных образов, иногда используя лишь характерные детали, автор создает яркие и запоминающиеся портреты.
БИЛЕТ 16 вопрос 2
Философская тематика стихотворения С. А. Есенина
«Не жалею, не зову, не плачу…»
Это стихотворение было написано в 1922 году, уже в зрелый период жизни автора. В системе философских произведений Есенина оно играет немаловажную роль, так как наиболее ярко отражает его мировоззрение. Особое значение имеет оно и для всего творчества, потому что в целом в есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви.
Тема произведения — размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой пытается решить для себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, — проблему приятия или неприятия ухода юности. Автор выводит свое решение: основная идея стихотворения — необходимость смирения перед неизбежностью.
Все мы, все мы в этом мире тленны...
Философская идея смирения доминирует над всем остальным.
Тема неизбежности конца. Смирение лирического героя — это приятие мира целиком, во всем его многообразии.
Композиция стихотворения. Смена времен года, течение жизни лирического героя, движение тех или иных образов: биение сердца, скакание розового коня.
Жанр стихотворения — размышление — наиболее соответствует теме и позволяет лучше донести идею до читателя.
Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина.
Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые обращения («дух бродяжий», «жизнь моя» и т.д.) Для этой же цели в первой же строке представлен подбор близких по смыслу глаголов («Не жалею, не зову, не плачу»).
В произведении много метафор («увяданья золотом», «страна березового ситца», «пламень уст» и т.д.) и сравнений («словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»).
Необыкновенно ярка передача цвета в произведении — белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев.
Общий настрой произведения — умиротворение, неспешность, повествование спокойно и размеренно, способствует дальнейшим размышлениям читателя, позволяет додумывать и домысливать.
Отношение к есенинской лирике очень неоднозначно, что объясняется прежде всего глубокой личностной наполненностью и эмоциональной заряженностью всего его творчества.
БИЛЕТ 16 вопрос 3
Каково отношение автора «Слова о полку Игореве»
к главному герою повествования?
Автор «Слова…» ставил своей задачей не воспроизвести исторические события, а дать им оценку. Битва Игоря с половцами и его поражение – это повод изобразить положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. Автор выражает мысль о необходимости единения, воскрешения старых идеалов «братолюбия».
Отношение автора «Слова» к своему герою двойственно. С одной стороны, он его осуждает, а с другой, - сочувствует ему. Ведь Игорь – человек своего смутного времени. Он видит в нем одного из представителей Руси, сочувствует ему, гордясь его успехами и скорбя о неудачах. Однако вместе с тем автор «Слова» с осуждением говорит о местной политике и раздорах.
Причины, заставившие князя Игоря выступить против половцев, трагически противоречивы. Им двигали и родовые интересы, и обостренное чувство воинской чести, и осознание своего патриотического долга. Храбрость воина, по словам автора, победила в нем трезвый политический расчет: кочевой Степи нельзя было противостоять в одиночку. Неразумные действия Игоря погубили войско, заставили князя изведать позор плена и бегство из него. Храбрый, но безрассудный Игорь идёт в поход, несмотря на то, что поход этот с самого начала обречён на неуспех. Он идёт, несмотря на все неблагоприятные «знамения». Основным побуждением его при этом является стремление к личной славе. Ничего не останавливает Игоря на его роковом пути.
Осуждая Игоря за безрассудный поход, автор, тем не менее, создает его образ как воплощение княжеских доблестей.
БИЛЕТ 17 вопрос 1
Тема судьбы и ее развитие в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
Роман Лермонтова «Герой нашего времени» создан в эпоху, которая вызвала в жизни целую галерею образов, долгие годы привычно называемых критиками «лишними людьми». Но был ли лишним Печорин?
Лермонтов изобразил судьбу Печорина очень трагичной; в его душе заключены «необъятные силы», но ведь на его совести много зла.
Его характер настолько противоречив, что сложно понять, о чем же в действительности мыслит, что чувствует Печорин.
У каждого человека есть своя судьба, свой рок. Но люди сильные и «живые» способны ее изменить, сделать лучше. Вот так и Печорин ищет приложения своим незаурядным способностям, «необъятным душевным силам».
Внутренний мир Печорина очень сложен: его не в состоянии постигнуть ни прекрасная «дикарка» Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч, который не понимает глубины страданий офицера после гибели Бэлы. И лишь потому, что Печорин был долго нездоров и исхудал, мы понимаем о подлинной силе переживаний Григория Александровича. Мы замечаем его глаза, которые не смеялись, когда смеялся он. «Это признак или злого права, или глубокой постоянной грусти». Тоска по тому, что не находит Григорий Александрович достойного применения своим незаурядным способностям.
В романе «Герой нашего времени» Печорин говорит о своей судьбе: «Я был готов любить весь мир,- меня никто не любил, я выучился ненавидеть». Сама жизнь убила в нем любовь, стерев грань между добром и злом. Лермонтов описывает в Печорине стремление к чему-то светлому, видимо, порождая в нем такую привлекательную особенность, как любовь к природе. Просто созерцание красоты и гармонии природы ему недостаточно, ведь он натура активная, не может остановиться на этом.
Печорин не стоит на месте, он ищет себя, но безуспешно. На его жизненном пути появляются интересные личности (Бэла, Мери, Вера), которые помогли бы ему найти себя, спасти его душу. Печорин – одинокий странник. И, понимая, что создан для чего-то большого, идет дальше, но один. Печорин – скиталец по жизни. На всем протяжении романа жизнь героя ярка и разнообразна. А финал – тихая, не заметная для общества смерть, где-то далеко, в одном из уголков нашей Родины…
БИЛЕТ 17 вопрос 3
Почему выбор Софьи пал на Молчалина и как это ее характеризует?
(По комедии А.С. Грибоедова «горе от ума»)
Одним из величайших произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Автор поставил ряд важнейших проблем своего времени.
Главный герой комедии Чацкий рассматривается как во взаимоотношениях с представителями фамусовского общества, так и с Софьей, которую он любит. Автор показывает её отношение не только к Чацкому, но и к Молчалину.
От природы Софья наделена хорошими качествами: сильным умом и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Для девушки дворянского круга, она получила хорошее образование и воспитание.
Образ Софьи Павловны сложен, в ней живут две души:
Одна – сентиментальная девушка, которая черпала представление о людях из французских романов, и именно они развили в Софье мечтательность и чувствительность.
Она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, который своими чертами и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически.
Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, который, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего:
...уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства,
…
Вот я за что его люблю.
Другая Софья - дитя фамусовского общества со всеми вытекающими последствиями.
Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять.
Но вдруг Софья становится невольным свидетелем разговора Молчалина с Лизой и видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин принимал вид любовника, Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было также получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца - угождать. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил ей на роль мужа-мальчика, мужа-слуги, она поражена в самое сердце, она уничтожена. Софья не понимает, что ей нужен другой человек, такой как Чацкий. И если бы она выросла в другой среде, то, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе иного героя. («Лучше синица в руках, чем журавль в небе»)
Грибоедов представил нам героиню комедии как драматическое лицо. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Чацкому.
Автор сумел показать не только время, в которое он жил, но и общество с его проблемами, то болото, из которого тогда выбраться было невозможно, даже таким сильным людям, как Софья.
БИЛЕТ №18 вопрос 1