Яблоко, зеркало, жемчужное ожерелье, кольцо, орех, веревка, мешок.
№2. Напишите сказку, героями которой стали бы предметы:
· веник и перо,
· ножницы и клей,
· тряпка и мел.
№3. Из какого произведения эти фрагменты? Докажи свое мнение.
Попал Просперо в меткий Смирительный ошейник,- Сидит в железной клетке Ретивый оружейник. | Еду, еду в Африку, В милые края! Африка, Африка, Родина моя! | Эх, бескрылый человек, У тебя две ножки, Хоть и очень ты велик, Едят тебя мошки! |
№4. Какие пословицы и поговорки вы знаете и любите? Когда и почему вы их используете в своей жизни? Приведите примеры.
№5. Что сочинили писатели: Н. Носов, А. Волков, Э. Успенский, В. Драгунский; Р. Киплинг, Д. Родари, А. Линдгрен?
№6. Назовите героев произведений, которые, по вашему мнению, наиболее близки вашему собственному идеалу. Объясните почему.
№7. Многие дети считают, что читать книги неинтересно. Попробуйте переубедить такого собеседника.
ЭТАП
№1. Назовите сказки, в которых встречаются такие предметы:
Посох, подснежники, гном, зонтик, зернышко, шатер, перо, гусь, платье.
№2. Сочините сказочный диалог, героями которого стали бы предметы:
· шкаф и вешалка,
· нитка и иголка,
· ручка и тетрадка
№3. Запишите перед каждым названием произведения фамилию автора. Аргументируйте свой ответ. У какой сказки нет автора?
«Пеппи – Длинный Чулок», «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями», «Волшебник Изумрудного города», «По щучьему велению», «Спящая красавица», «Черная курица, или Подземные жители», «Приключения Алисы в Стране Чудес», «Приключения Чиполлино», «Дудочка и кувшинчик», «Каменный цветок».
№4. Какие сказки вы знаете и любите? Когда и почему вы их запомнили? Приведите примеры.
№5. Напишите, что бы Вы попросили у … Незнайки, Маленького Мука, Золушки, Элли, Алеши, героя повести «Черная курица, или…», Толика, мальчика из повести Ю. Томина «Шел по городу волшебник».
№6. Назовите писателей, которые, на ваш взгляд, сочинили очень интересные произведения. Что вы знаете об их творчестве?
№7. Многие дети считают, что знать на память стихотворения совсем не обязательно. Попробуйте переубедить такого собеседника.
ЭТАП
№1. Конечно, Вы знаете, что в сказках героям всегда кто-нибудь чем-нибудь помогает. Вспомните и назовите 2-3 предмета, которыми дорожат сказочные герои? Почему?
№2. Представьте себе, мама с папой купили ковёр. Но никто не знал, что это волшебный ковёр-самолёт. Один год провисел на стене, другой. А на третий год стало ему скучно, и решил он… Придумайте небольшой текст о приключениях ковра.
№3. Какие приключения выпали на долю этих героев: Трубадур, Герда, Гвидон, Алиса, Пеппи, Багира, Свистулькин, Яло, Карик, Тибул?? Как сложилась их судьба? Определите, какие авторы придумали этих героев.
№4. С этими местами связаны события многих произведений: подземелье, мельница, дворец, необитаемый остров, комната под самой крышей дома, ветхая землянка, зазеркалье. Расскажите, в каких книгах Вы встречали эти места?
№5. Назовите писателей, которые, на ваш взгляд, сочинили очень интересные приключенческие произведения. Что вы знаете об их творчестве?
№6. Многие дети считают, что читать книги совсем не обязательно. Попробуйте переубедить такого собеседника, приведите не менее 3 аргументов.
№7. Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму. Какие ещё стихотворения о весне вы знаете? Назовите.
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный ________,
Бегут, и блещут, и __________...
ЭТАП
№1. Представьте себе, вы неожиданно оказались на необитаемом острове! Море, пальмы, золотой песок – и никого вокруг! Расскажите, используя 5-6 предложений, какие книги вы взяли бы с собой, чтобы скрасить своё одиночество? Объясните свой выбор.
№2. Что в тексте Сергея Баруздина подсказывает вам, что это невыдуманный рассказ? Продолжи этот текст, написав 8-10 предложений.
Давно, когда я был мальчишкой, жила у меня ящерица. Зелёная, с синими отливами и на теле, и на длинном хвосте. Симпатичная…
№3. Том Сойер, Суок, Нильс, Данило-мастер, Герда, Золушка. Определите, какие авторы придумали этих героев. Выберите одного из героев, дайте ему подробную характеристику, напомните, какие события произошли с ним? Как сложилась его судьба?
№4. Назовите 1-2 писателей, которые, на ваш взгляд, сочинили очень интересные произведения о детях. Расскажите, что вы знаете об их жизни и творчестве?
№5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.
И.С. Тургенев
НА ОХОТЕ
Раз мы вдвоём с товарищем охотились на тетеревов. Нашли выводок. Матка вскочила, мы выстрелили и попали в неё; но она не упала, а полетела дальше, вместе с молодыми тетеревятами. Я было хотел пойти за ними, но товарищ сказал мне:
- Лучше здесь присесть и подманить их… Все сейчас здесь будут.
Товарищ отлично умел свистать, как свищут тетерева. Мы присели; он стал свистать. И точно: сперва один молодой откликнулся, потом другой, и вот слышим мы: сама матка квохчет, да нежно так и близко. Я приподнял голову и вижу: сквозь спутанные травяные былинки идёт она к нам, спешит, спешит, а у самой вся грудь в крови! Знать, не вытерпело материнское сердце! И тут я самому себе показался таким злодеем!..
Встал и захлопал в ладоши. Тетёрка тотчас же улетела – и молодые затихли.
Товарищ рассердился, он за сумасшедшего меня счёл. Ты, мол, испортил всю охоту!
Но мне с того дня всё тяжелей и тяжелей стало убивать и проливать кровь.
· От чьего лица ведётся рассказ?
· Выпишите и объясните те строки, которые больше всего взволновали вас при чтении.
· Почему один из охотников захлопал в ладоши?
· Как и почему изменилась жизнь писателя после этого случая? Запишите своё мнение.
№6. Закончите стихотворные строчки, подобрав правильную рифму. Как вы понимаете строчку «Скоро осень проснётся - и заплачет спросонья»? С каким чувством рассказывает поэт об осени? Какие ещё стихотворения о природе вы знаете? Назовите.
Константин Бальмонт
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только ___________.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее _________,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже ____________.
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся –
И заплачет спросонья.
Сайт: www.uchkopilka.ru
Оригинал публикации: http://uchkopilka.ru/literatura/olimpiady/item/2478-olimpiada-po-literature-dlya-5-klassa