СмыслназванияроманаМ.Ю. Лермонтова «Геройнашеговремени».

Намойвзгляд, роман«Геройнашеговремени»названименнотакпонесколькимпричинам. Впервуюочередь, главныйгеройнеразрывносвязансосвоейэпохой, сжизньюдворянства, сегоотношениемкмиру. Лермонтовпоказываетнамчеловека, полногопротиворечий, но, темнеменее, находящегосявпоискеистины. Нонаходитлионто, чтоищет?

Нет, Печорин, подобноОнегину, невидитсвоегосчастья. Скукаиэгоизмобъясняютсяневнутреннейпустотойгероя, аболееглубокимипричинами. «Современныйчеловек»уЛермонтованевиновенвсвоейбесполезностидляобщества. Авторкакбыпредставляетсвоемугероюполнуюсвободувыбора, однакопоступкиПечоринанезаметнодемонстрируютнетолькоеговолю, ноистоящуюзанимивластьобстоятельств, аглавное–влияниесовременногообщества.

Такихлюдей, какПечорин, вдворянскомобществениколаевскойРоссиибылонемного. И, темнеменее, вэтомсвоеобразном, исключительноодаренномчеловекеЛермонтовпоказалтипичногодворянскогогероя 30-хгодов.

Геройнетольконеимеетничегообщего, ноиглубоковраждебенобывательскому, обыденномуотношениюкдействительности, котороегосподствуетвдворянскомобществе. КритическийвзглядумногоинаблюдательногоПечоринанадействительностьеговременивомногомсовпадаетсовзглядамисамогоавтора.

Времясозданияроманабогатозначительнымисобытиямивобщественнойжизни. ДорусскойпубликисталидоходитьидеиГегеля, сочиненияутопистов–Фурье, Руссоидругих. Вместестем, вРоссиипроисходилозаметноеоживлениеобщественноймысли, рождаласьславянофильскаяидеология. Этобыловремяпоявлениямногочисленныхтенденций, ещенеоформленных, ноужезаявившихосебе. ВэтойэпохетольковозникающихлитературныхидейЛермонтовсоздаетроман, вобравшийвсебявсю«незавершенность»эпохи.

Такжеследуетподробнееостановитсянаслове«герой»вназванииромана. Самоэтословонесетвсебенесколькозначений. Герой–этоиглавныйперсонажромана, и, вместестем, яркаяличностьэпохи, чем-тозаслужившаяэтозвание. Сразужевозникаетвопрос: «МожнолисчитатьПечоринагероем, потомучтоегопоступкиидействиеневсегданосятгероическийхарактер?»Лермонтовскийгеройнеобыкновенен, «странен», ивсесобытия, вкоторыхонучаствует, стольженеобыкновенныистранны. Печорин–этосложившийсяхарактер, которыйпопадаетвнеожиданныеситуации. Онпредставленкакисторическизакономерныйгеройвремени. Наверное, такаяэпоханемогларождатьиныхгероев. Присвоей«странности», непохожестинадругих, Печорин, темнеменее, типичныйгеройсвоеговремени, таккакэгоизмом, противоречивостьюхарактера, хандройболеннетолькоглавныйперсонажромана, ноивсеобществовцелом. Такимобразом, назвавсвойроманименнотак, Лермонтовхотелпоказать, чтоПечоринявляется«визитнойкарточкой»своейэпохи. Вегообразе, позамыслуавтора, соединиласьтипичностьтакойличностивобществеиееуникальность, потомучтовдругиевременасудьбаглавногогероясложиласьбыиначе.

Каксодержаниеповести «БеднаяЛиза» Н.В. Карамзинаподтверждаетмысль «…Икрестьянкиумеютлюбить»?

Фраза—«икрестьянкилюбитьуме­ют». Сентименталисты, вотличиеотклассицистов, отдавалипредпочтениекультучувствапередкультомразума. Приэтомониутверждаливнесословнуюценностьчеловека, еговысокиенравственныекачества. ЭтаключеваяфразауКарамзинадаетновыйвзгляднапроблемусоциальногонеравенства. Различиявсоциальномиимущественномположенииещенесвидетельствуютопревосходствеодногосословиянаддругим. ВысокиминравственнымиценностямиобладалиотециматьЛизы, самаонамноготрудилась. Авторподробноописываетразвитиееелюбовно­гочувстваотзарождениядоотчаяния. ДляЛизыпотерялюбвиравносильнапотережизни. Идеяповестисосредоточенавприведеннойнамифразе, котораясталаформулойсентиментальнойлитературы.

Немаловажнадляпониманияавторскойпозициииманераизъяснениячувств, котораясвойственнаглавнойгероинепо­вести: посвоейлексике, попонятиямипредставлениямонаничемнеотличаетсяотвыражениячувствобразованнойбарышни. В. И. Коровинобъясняетэтотем, что«художественноезаданиеКарамзинаотчастиисостояловтом, чтобыприблизитьчувствакрестьянкикчувствамобразованнойбарышниитемсамымстеретьразличиявсодержаниииформахдушевныхпереживаний».

Наши рекомендации