Содержательная линия «Системы языка»
Раздел «Фонетика и графика».
Обучающиеся научатся:
· различать звуки и буквы;
· различать буквы и их основные звуковые значения;
· различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твёрдые согласные; парные звонкие- глухие согласные; только твёрдые и только мягкие согласные;
· делить слова на слоги, определять ударный слог;
· пользоваться способом обозначения твёрдых согласных с помощью гласных первого ряда (а,о,у,э,ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я,е,ё,ю,и) и мягкого знака;
· пользоваться способом обозначения звука [й ] в начале слова ( с помощью букв е,ё,ю,я)
· пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.
Раздел «Орфоэпия».
Обучающиеся получат возможность научиться:
· соблюдать известные орфоэпитеские нормы речи;
· устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.
Раздел «Синтаксис»
Обучающиеся научатся:
· различать предложение и слово;
· определить характер предложения по цели высказывания как в устной , так и в письменной речи (без применения терминологии)
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающиеся научатся:
· определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения ( прописная буква в начале предложения и знаки в конце предложения)
· писать прописную букву в именах собственных;
· делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строки на другую;
· писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
· писать словарные слова, определённые программой;
· писать под диктовку текст объёмом 18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
· списывать небольшой текст по правилам списывания;
· читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.
Словарь
Адрес, алфавит, город, дежурный, карандаш, карман, картина, картон, картофель, квадрат, квартира, компот, коньки, косынка, лимон, линейка, морковь, Москва, облако, окно, пальто, пенал, пирог, платок, портфель, Россия, сапог, телевизор, телефон, улица, яблоко (31 слово)
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения
В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится:
· ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
· получить первоначальные навыки инструментального освоения алфавита: представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков находятся в его начале, конце, середине;
· работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "рабочей тетрадью"): сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради;
В области коммуникативных УУД школьник должен уметь:
в рамках инициативного сотрудничества:
· работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
· выполнять работу по цепочке;
в рамках коммуникации как взаимодействия:
· видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них;
· В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) школьник должен:
· понимать, что нужно и можно выполнять работу над ошибками;
· выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.
Программу обеспечивают:
Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник, — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельных работ. 1 класс. — М.:
Академкнига/Учебник, 2011.
Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-2 классы: Методическое пособие. – М.: АкадемкнигаУчебник.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Пояснительная записка
Планирование по предмету «Литературное чтение» составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), на основе авторской программы по литературному чтениюН.А.Чураковой, О.В. Малаховской- «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с) - Проект «Перспективная начальная школа», Основной образовательной программы учреждения и программы формирования УУД.
Литературное чтение является одним из тех базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область как никакая другая способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, а также отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом. Освоение умений чтения и понимания текста, формирование всех видов речевой деятельности, овладение элементами коммуникативной культуры, и, наконец, приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности – вот круг тех метапредметных задач, которые целенаправленно и системно решаются в рамках данной предметной области. Именно чтение лежит в основе всех видов работы с информацией, начиная с ее поиска в рамках одного текста или в разных источниках, и заканчивая ее интерпретацией и преобразованием.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
· духовно-нравственная (от развития умения /на материале художественных произведений/ понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
· духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
· литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях /роды, виды и жанры литературы/ до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект /художественные приемы/),
· библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи).
Особое место в рамках литературного чтения занимает накопление опыта самостоятельной (индивидуальной и коллективной) интерпретации художественного произведения, который развивается в разных направлениях в системах читательской и речевой деятельности (в диапазоне от освоения детьми разных видов и форм пересказа текста до формирования умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения; в диапазоне от формирования навыков учебного чтения по цепочке и по ролям до получения опыта творческой деятельности при инсценировании, драматизации и создании собственных текстов и иллюстраций по мотивам художественного произведения).
Круг детского чтения в программе определяется несколькими основаниями. Первые два из них связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных (то есть с короткой строчкой) текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами (с целью создать впечатление успешности чтения, что очень важно в период формирования технического умения чтения); также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызывать немедленную эмоцию радости и смеха (поскольку чувство юмора является основной формой проявления эстетического чувства в этом возрасте) для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны: с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать определенные нравственные и эстетические задачи, главные из которых складываются в определенную нравственно-эстетическую концепцию, развиваемую на протяжении всех четырех лет обучения; с необходимостью обеспечивать жанровое и тематическое разнообразие; создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских произведений, созданных в конце XX – начале XXI века.
Основное содержание программы
Стихи и проза.Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.
Устное народное творчество и литература.Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически-игровой характер малых жанров фольклора. Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной сказки и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) таких жанров фольклора, как загадка, докучная сказка.
Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).
Эмоциональный тон произведения.Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения. Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса — нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств — мимики, движений, жестов.
Средства художественной выразительности.Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.
Жанры литературы.Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение. Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев. Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.
Библиографическая культура.Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.
Навыки чтения.Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм при предварительном (в случае необходимости) подчеркивании случаев расхождения произношения и написания слов. Создание мотивации перечитывания: с разной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.
КРУГ ЧТЕНИЯ
Малые жанры фольклора
Прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.
Русские народные сказки
Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «Сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок»*, «Три медведя»*, «Маша и медведь»*.
Русские писатели и поэты
Л. Толстой«Косточка»*;
М. Горький«Воробьишко».
Современная русская и зарубежная литература
Поэзия
А. Барто, Д. Хармс, Тим. Собакин, Э. Успенский, Б. Заходер, И. Пивоварова, В. Лунин, И. Токмакова, С. Козлов, А. Дмитриев, А. Усачев, Е. Благинина, М. Бородицкая, А. Кушнер, С. Черный, С. Маршак*, Дж. Ривз.
Проза
Н. Носов«Приключения Незнайки» (отрывок);
Г. Остер«Эхо»;
С. Воронин«Необыкновенная ромашка»;
Ю. Коваль«Полет»*, «Снегири и коты»*, «Береза»;
Д. Биссет«Шшшшш!»*, «Бац»*, «Под ковром»;
Н. Друк«Сказка»;
Б. Заходер«Серая звездочка»*.
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Формирование УУД средствами учебного предмета «Литературное чтение»
Личностные УУД:
- самоопределение: система заданий, ориентирующая младшего школьника оказывать помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач. Задания типа «Помоги Маше (Мише) объяснить (подтвердить, доказать, определить, ответить на этот вопрос»: с. 5, 9, 13, 17,22, 34, 41, 46, 17, 48, 67;
- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация: стихотворные тексты, в которых в шуточной форме обсуждаются серьезные проблемы родительской любви и взаимоотношений мамы и детей: В. Лунин «Целыми днями», с. 53, Э. Успенский «Разгром», с. 53; тексты, посвященные тайне особогозрения (способности видеть не глазами, а сердцем): И. Токмакова «В одной стране», с. 57; С. Козлов «Туман», с. 58-59; С. Воронин «Необыкновенная ромашка», с. 60-63.
Регулятивные УУД:
- контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности. Задача создания условий для формировании данных учебных действий решается путем привлечения героев внешней интриги. Сквозные герои внешней интриги Маша и Миша высказывают разные точки зрения на литературные тексты, каждая из которых имеет право на существование: их суждения взаимно дополняют друг друга. Эти суждения не вступают друг с другом в противоречие и не носят оценочного характера.Более того, сами тексты, на которых формируется данное учебное действие, являются очень простыми и короткими. Например. «Какие числа спрятались в этой считалке?» — спросила Главная Ромашка. Миша нашёл одно число. Маша нашла ещё два числа. А ты?», с. 10; «Что это за текст: «Архип – охрип?» Миша сказал, что это дразнилка, а Маша сказала, что это скороговорка. А как ты думаешь?», с. 47.
Познавательные УУД (информационные):
- поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом и иллюстрациями): перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, оценка прагматики текста («в каких случаях говорят то или это»), поиск нужных частей текста, нужных строчек, поиск и подстанока нужных слов. Загадки – с. 14-16, 18-19, заклички – с. 20-21, скороговорки – с. 22-23; Д. Хармс, Н. Гернет «Очень-очень. вкусный пирог», с. 26; Н. Носов «Приключения Незнайки.», с 28-31; И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», с. 32; А. Дмитриев «Шлагбаум», с. 33; Максим Горький «Воробьишко», с. 42-43; А. Усачев «Буль-буль», с. 44; «Дора, Дора, помидора» с. 47;Б. Заходер «Приятная встреча», с. 55; С. Козлов «Туман», с. 58; небылица «По поднебесью, братцы, медведь летит», с. 66; колыбельная «Пошёл котик на Торжок», с. 68; небылица «Стучит, бренчит по улице», с. 69; прибаутка «Села баба на баран», с. 70; прибаутка «Как на тоненький ледок», с. 71; прибаутка «Как у нашего соседа», с.72;
- работа с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками: считалки, с. 10-11; скороговорки, с. 23; А. Дмитриев «Шлагбаум», с. 33; Максим Горький «Воробьишко», с. 42-43; А. Усачев «Буль-буль», с. 44; Б. Заходер «Где поставить запятую?», с. 51; Э. Успенский «Разгром», с. 53; С. Козлов «Туман», с. 58; небылица «По поднебесью, братцы, медведь летит», с. 66;прибаутка «Иванушка», с. 67; колыбельная «Пошёл котик на торжок», с. 68; прибаутка «Села баба на баран», с. 70; прибаутка «Как на тоненький ледок», с. 71; прибаутка «Как у нашего соседа», с. 72;
- работа с дидактическими иллюстрациями: с. 4-5, 6-7, 8-9, 14-15, 16-17, 18-19, 24, 27, 31, 36-37, 38, 50-51, 56, 60-61, 73-80.
Познавательные УУД (логические):
- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение докучных сказок с целью выделения повтора как жанровой основы, с. 6-9; анализ группы считалок с целью обнаружения жанровых признаков: повторяющегося в разных текстах общего слова обрядового происхождения и приема шифрования чисел, с. 10-11; анализ другой группы считалок с целью выявления жанрового признака: значимых слов должно быть десять, с. 12-13; обнаружение одной из жанровых особенностей загадок – использование приема олицетворения, с. 14-19; обнаружение жанровых признаков заклички – ее обрядовой природы и прикладного характера, с. 20-21; выяснение секрета (общих черт) скороговорок, с. 22-23; анализ концов стихотворных строк с целью обнаружения парной и перекрестной рифмы, с. 26, 32-34; анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащенное очередным новым элементом, с. 36-37; сравнительный анализ докучной и кумулятивной сказок с целью обнаружения сходства (повтор как главная композиционная фигура обоих жанров) и различий (круг и вектор как разные композиционные основы), с. 37; обнаружение прикладного характера колыбельной песенки (подстановка своего имени вместо имени героя), с. 68-69; обнаружение сюжетных признаков небылицы, с. 66, 67, 69 и дразнилки – с. 46, 47, 67, 69, 70; сравнительный анализ текста и художественной иллюстрации к тексту с целью выделения существенных признаков малых фольклорных жанров: с. 66, 73; 67, 74; 68, 75; 69, 76; 70, 77; 70, 78; 71, 79; 72, 80;
- подведение под понятие: формирование понятия «докучная сказка» через анализ контекстных словоупотреблений глагола «докучать», с. 4-5: поэтапное формирование понятия «рифма» через систему замен: двойные хвосты слов, похожие хвосты слов, созвучные хвосты слов, созвучные концы слов, созвучные концы слов в концах строчек, «говорить складно» — «говорить в рифму», с. 26-27, 32-34; формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактической иллюстрации, с. 36-37; формированиепонятия «прибаутка» через анализ родственных слов (баять,баюн, байка), значения которых объяснены; формирование понятия «небылица» посредством привлечения антонима (быль — небылица);
- установление причинно-следственных связей, между наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: «Эти тексты легко запомнить», с. 8-9, 72, между использованием в малых фольклорных формах имен собственных в шуточном контексте и выводом о том, что это дразнилки, с. 46, 47, 67, 69, 70; между обнаружением созвучных концов строчек и выводом о том, что они рифмуются, что это стихи, с. 26, 32-34; между наличием в фольклорном тексте нереальных сюжетных подробностей и выводом о том, что это «небылица», с. 66, 67, 69; между наличием в фольклорном тексте обращения-призыва к природному явлению с целью заручиться его помощью и пониманием жанровой принадлежности такого текста – это закличка, с. 20-21; между характером текста (жанром, к которому он принадлежит) и манерой чтения этого текста (например, как читать небылицу: «Надо ли делать большие глаза и прикладывать правую руку к сердцу? Надо ли немножко тянуть, некоторые слова?», с. 66; как читать скороговорки, с. 23, 64; стихи, содержащие звукопись, с. 40, 48; заклички, с. 21; между фольклорным текстом и художественной иллюстрацией к нему с. 66, 73, 67, 74; 68, 75; 69, 76; 70, 77; 70, 78; 71, 79; 72, 80.
Коммуникативные УУД:
- инициативное сотрудничество: чтение по цепочке или по ролям: докучная сказка, с. 9; считалки, с. 10-11; скороговорки, с. 23; Н. Носов «Приключения Незнайки», с. 28-31; Л Дмитриев «Шлагбаум», с. 33; «Репка», с. 36; Е. Благинина «Жужжит над жимолостью жук», с. 40; Максим Горький «Воробьишко», с. 42-43;А. Усачев «Буль-буль», с. 44;В. Лунин «Целыми днями», с. 52; Э. Успенский «Разгром», с. 53; Б. Заходер «Приятная встреча», с. 55; И. Токмакова «В одной стране», с. 57; С. Козлов «Туман», с. 58; С. Воронин «Необыкновенная ромашка», с. 60—63; И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка», с. 64; прибаутка «Как на тоненький ледок», с. 71;
- коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учет позиции собеседника: обоснование строчками из текста заявленного «чужого» мнения: «"Некоторые загадки чуть-чуть похожи на дразнилки", — сказал Миша. Ты сумеешь подтвердить его мнение?», с. 16; Маша уверена: «Это и прибаутка и небылица! А ты как думаешь? Можешь объяснить ответ Маши», с. 67; а также с. 34, 37, 38, 47, 69, 70; понимание разных оснований для оценки одного и того же текста, например его жанровой принадлежности: один и тот же текст можно считать и дразнилкой (по одним основаниям) и считалкой (по другим основаниям), с. 47; и дразнилкой и загадкой, с. 15-16; и дразнилкой и скороговоркой, с. 47; и дразнилкой и небылицей, с. 69; и прибауткой и небылицей, с. 67.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Литературное чтение » к концу 1-го года обучения
Обучающиеся научатся:
- читать наизусть 3–4 стихотворения разных авторов;
- понимать содержание произведений, прочитанных в классе.
-читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
-понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
-отличать прозаическое произведение от стихотворного;
-различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;
- находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов; восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);
-находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление»; находить нужное произведение в книге, ориентируясь на «Содержание»;
-задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения.
-самостоятельно ориентироваться внутри книги: применять умение работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление».