Литературные направления, учения, школы.
Лит. Направления – это объединение писателей сходных по характеру своего худ.мышления.
(романтизм, реализм)
Лит течения – это объединение писателей по сходству своих мировоззрений.
Романтизм – в нем можно встретить внутренние течения по сходству идеологических задач, религиозно – философских, худ. – эстетич и т.д.
1.Элегический романтизм Жуковского и его последователей.
2.Декабристский романтизм (Рылеев, Пушкин)
3.Философский романтизм (Боратынский)
Школа – объединение писателей среди признанного авторитета.
Литературные роды, виды, жанры.
Лит. Род – ряд произведений, похожих по типу своей речевой организации и познавательной направленности на субъект и объект.
Разделение ссловестного искусства на эпос лирику и драму неизменен.
В основе эпоса – худ. Событие, в основе драмы – действие.
Лирика и эпос противопоставляются Белинский. Эпос – видимый мир. Лирика – внтуренний.
В лирике главный герой это сам автор, его переживания и душевные порывы на первом месте.
В драме действие происходит в строго ограниченном пространстве и времени.
2 типа драмы – внешний – готесктному выявлению сущности героев. Но позже эта неестественность влелась к минимуму и внешнее действие заменяется внутренним или переплетается с ним.
Сообщение о предмете речи – репрезентация, экспрессия – выражение эмоция говорящего, апелляция – обрящение говорящего к кому-либо.
Межродоввые явления – это произведения, относящиеся в равной степени к двум родовым формам.
Лиро-эпос (поэмы Пушкина, Лермонтова, Некрасова., бывают сатиричные поэмы), эпическая драма, лирическая драма.
Утопия – воссоздание целостного образа идеального мира в его политический ,социально – экономических реалиях и т.д. Может иметь эпическую и драматическую форму.
Путешествие – лит.худ. форма, основанная на мотиве пути и сочетающая в себе научность, публицистику, художественность.
Роман - путешествие – Робинзон и т.д. Путешествие у романтиков – основа лиро-эпического жанра.
Хроника – лит.ф. основанная на достоверном изображении исторически важных событий в их временной последовательности. Она вливается в эпос и драму.
Род делется на виды, под видом иногда понимают устойчивый типа пэтической структуры в пределах лит. Рода.
К основным видам лирики относят стихотворение ,поэму, песню.
Эпос – эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, очерк.
Драма – трагедия, комедия, драма.
А под жарном понимают те содержатльные формы, на которые подразделяется каждый лит. Вид.
Роман подразделяется на психологический, соц.бытовой, исторический, сатирический, утопический, роман-путешествие.
Но чаще термины вид и жанр – синонимы.
Эпос - род литературы повествование о событиях. Эпос охватывает бытие в его пластической объёмности, пространственно-временной протяжённости и событийной насыщенности. Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина).
Другие жанры эпоса — повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы.
Лирика один из трёх родов художеств. литературы, в пределах которого мироотношение автора раскрывается как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей, впечатлений, настроений, желаний и пр.
Драма принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Д. сформировалась на основе эволюции театрального искусства: выдвижение на первый план актёров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало её возникновение как рода литературы. Его специфику слагают: сюжетность, т. е. воспроизведение хода событий; драматическая напряжённость действия и его членение на сценические эпизоды; непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие (или подчинённость) повествовательного начала (см. Повествование). Предназначенная для коллективного восприятия, Д. всегда тяготела к наиболее острым проблемам и в самых ярких образцах становилась народной.
Эпические – Басня Былина Миф Новелла Повесть Рассказ Роман Роман-эпопея Сказка Фэнтэзи Эпопея
Лирические - Ода Послание Стансы Элегия Эпиграмма
Лиро-эпические Баллада Поэма
Драматические – Драма Комедия Трагедия
Фабула, сюжет, композиция.
Сюжетное повествование выстраивается автором, котороый может нарушать порядов событий для того. Чтобы раскрыть идейно-ух. Амысел.
Фабула – то, как события развивались на самом деле.
Фабула и сюжет произведения – его содержательно –формальные особенности, а композиция – формальная особенность. Фабула – категория, характерная для эпоса и драмы, композиция и сюжет присущи произведениям все трех родов литературы, но лирический сюжет своеобразен.
В «Поэтике» Аристотеля различаются действие как событийная система, т.е. фабула и сюжет в собственном смысле – живая последовательность движений ,воплощенных в словах. Для объяснения возникновения сюжета-фабулы Веселовский использовал понятие мотива –это неразложимые дальше элементы низшей мифологии и сказки.
Другой способ образования фабулы –заимствование их у других народов.
В.Я.Пропп сформулировал «Морфологию сказки» 1928г. Он установил строгий закон, которому подчиняется фольклорная волшебная сказка.
Терминологическое разграничение понятий фабулы (лат. - басня, повествование) и сюжета фр. -(предмет) происходит лишь в XXв.
Сюжетом является действие произведения в его полноте, реальная цепь изображенных движений, а фабула – система основных событий, которая может быть пересказана. Фабула только сообщает об объективном действии и его основных перипетиях, в то время как сюжет разворачивает это действие на глазах читателя.
Фабула и сюжет могут быть разнонаправлены во времени. Сюжет бывает 3-х уровней. В основе сюжета лежит конфликт. Коллизия – более величественные цели. В сюжете проявляется внутренняя сущность человеческих характеров. Перипетия – любой внезапный поворот в развитии действия.
Композиция – построение, расположение всех элементов художественной формы. С помощью композиции выражается смысл, идея произведения. Она бывает внешней и внутренней. Внешняя: деление эпического произведения на книги ,части, главы, лирического на части и строфы, лиро-эпического – на песни, драматического – на акты и картины. Внутренняя включает в себя все статические элементы произведения, разные типы описаний, портрет, пейзаж и т.д. внесюжетные элементы (экспозиция, пролог и т.д.), эпилог, отступления, формы речи героев, формы повествования: пространственно –временную, психологическую, идеологическую, фразеологическую.