Характеристика основных критериев в рассмотрении процесса смены научных парадигм.
1. Понимание сущности лит-ры как вида искусства – в традиц. Науке в понимании лит. Как вида искусства доминировали познавательная и эстетическая природа лит. Идеи диалогические были в тени. Но в 70-е годы разрабатывается историко-функциональный подход к лит. Творчеству. Идеи диалогизма были заложены Бахтиным в 20-е годы
2. Традиционные и современные тенденции в интерпретации художествнных текстов раскрытие авторского смысла. А современность – не только позиция автора, но и читателя.
3. Подходы к теор. понятиям и категориям в современной и традиционной науке
4. Принцип историзма в современном и традиционном литературоведнии. В традиц. Лит. Вед. Доминировал принцип классического понимания. Изучение литер. В их исторической динамике и обусловленности временем, когда были написаны.
Новый принцип историзма – в процессе интрпретации текста учитывается не только позиция автора, но и читателя. Однако категория читателя более подвижная.
Современное литературоведение переживает сейчас процесс становления новой научной парадигмы. Данный процесс идет сложно, его характеристики:
Характеристика традиционной научной парадигмы – четкое формирование теоретических понятий и категорий.
Причины перехода к этому, революции – устеравание категориального аппарата. Отрицание того что уже есть, либо перенятие зарубежных терминов, либо придумать новые, либо переосмыслить старые. Новые лит факты. Середина 80-х годов. Смена картины мира.
Характеристика основных критериев раскрывающих процесс формирования новой научной парадигмы в современном теоретическом литературоведении.
Классицизм в начале своего развития идет по восходящей. Достигает пика – Ломоносов, Сумароков, Державин, Третьяковский и т.д.
Дальше идет спад, он выражается в появлении многочисленных эпигонов (подражателей). Читателю становиться не интересно. Потому в действие вступают разрушительные тенденции не к.к.м. Появляются сентементализм, романтика, отностиельность и т.д.
На первых парах не к.к.м. тоже выполняет позитивную роль, достигает пика и идет на спад, приводящий к творчеству эпигонов. Например современная литература.
Не к.к.м. так же в определенный период должна кристализировать новую систему ценностей, не повторяющую прежней, но без которых нельзя идти дальше.
Современная система представляет сложность, т.к. ранее не было такого активного воздействия СМИ.
6. Проблема автора в традиционном и современном литературоведении (концепция Ролана Барта и Смерть автора).
В XX веке появилась иная точка зрения на авторство. Согласно ей художественная деятельность изолирована от духовно-биографического опыта создателя произведения. Марсель Пруст: только в книгах писателя сказывается его подлинное и глубинное «я», тогда как в повседневной жизни лишь его внешнее.
В последние десятилетия идея дегуманизации искусства породила концепцию смерти автора. По словам Р.Барта – Отец текста, автор слишком деспотичен и самодержавен, и произведение лишено власти Отца над ним. Потому роль Отца следует забыть, на смену Автору приходит Скриптор, т.е. пишущий, который не несет в себе страсти и переживания, а просто огромный словарь, из которого он черпает свое письмо.
Барт полагает, что автор – это полумнимость: его нет ни до написания текста. Ни после того, как текст закончен и полноту власти над ним имеет только читатель.
В основе его концепции – идея безграничной активности читателя, его независимости от создателя произведения. Эстетика немецкого романтизма (В. Гумбольдт). Но именно Барт противопоставил автора и читателя, столкнул лбами и т.д.
Бартовская идея неоднократно подвергалась серьезному критическому анализу. М.Фрайзе (Германия) отмечает, что все это рассматривает автора как производителя текста, орудующего некими приемами и с определенными навыками. И приходит к выводу, что с помощью термина ответственность нужно восстановить автора в качестве центра, вокруг которого кристаллизируется художественный смысл. По мысли В.Н. Тополева без образа автора текст становиться насквозь механическим либо низводится до игры случайностей, которая по своей сути чужда искусству.
Бывший ученик Барта А. Компаньон в своей книге 1998 года охарактеризовал эту концепцию как дань догматическому релятивизму и счел непризнание значимости авторских намерений источником ряда несообразностей.