Модуль 2. Механизмы развития литературы: функционирование и бытование.

Тема 8.Мифология русской литературы; кризис литературоцентризма; элитарная и массовая литература; рождение русского фэнтэзи.

Тема 9.Современный «толстый журнал» как носитель литературной культуры; история и национальная специфичность феномена «толстого журнала»; композиция журналов, критерии их различия (адресность, идеологическая база).

Тема 10. Механизмы существования литературы в новых социальных условиях: воздействие внелитературных факторов на литературный процесс (влияние книжного рынка), проблемы литературной критики, литературные премии, отмена цензуры, писательские стратегии.

Тема 11.Новые имена в литературе. Контрольная работа.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Сосуществование эстетических систем: сопоставительный анализ рассказов В.П. Астафьева и Л.Е. Улицкой.

Задания:

1. Исходя из того, чем и как мотивированы в тексте поступки героев, какие связи между людьми акцентируются автором, определите, как представляют себе человека (его модель) эти писатели.

2. Охарактеризуйте героев (каждого в отдельности) и систему персонажей в рассказах: какие связи между людьми изображены? Как люди относятся друг к другу, что ценят, что замечают? Чем автор мотивирует моменты равнодушия?

3. Как проявляется в тексте авторская оценка?

4. Охарактеризуйте пространственную организацию в произведениях. Какова функция оппозиции «город / деревня» в «Людочке»? (Обратите внимание на описание парка) Чем важно место действия в «Подкидыше»?

5. Найдите в обоих текстах приметы времени, кому они важнее: Астафьеву или Улицкой? (У кого более узнаваемы?)

7. Какова природа в рассказах, что под ней понимается авторами?

8. Как и чем детерминирован человек, по мнению обоих писателей?

9. Определите эмоциональность авторов рассказов.

10. Обратите внимание на библейскую аллюзию в начале «Подкидыша».

11. Как вы думаете, почему отчим Людочки большую часть своей жизни провел в лагерях (по какой статье он мог сидеть)? Какова функция этого образа в рассказе?

Литература:

«Людочка» В. Астафьева и «Подкидыш» Л. Улицкой.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: «Толстый журнал» как носитель литературной культуры.

Задание:

Разделившись на группы, подготовить сообщение по плану:

1.Краткая история журнала и общие сведения о нем (гл. редактор, состав редколлегии, рубрики, основные авторы, идеологическая ориентация).

2.Обзор наиболее интересных статей публицистики и критики ~ за последние 2 года.

3. Характеристика разделов Прозы и Поэзии (сообщение о романе (повести) и о поэте).

Литература:

«Новый мир», «Знамя», «Звезда»*, «Октябрь»*, «Наш современник»*. Подшивки за 2008-2009 гг.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ № 3,4.

Тема: Механизмы существования литературы в новых социальных условиях

Деловая игра «Конференция по проблеме»

На обсуждения выносятся следующие проблемы:

  • роль цензуры в литературном процессе
  • роль и место литературной критики в литературном процессе
  • влияние книжного рынка на развитие литературы
  • проблема чтения в современном мире

Задания:

1. Найдите научно-критические материалы по одной из тем, вынесенных на обсуждение, воспользовавшись для этого как книжными, так и сетевым ресурсами.

2. Подготовьте сообщение по найденным материалам (не забудьте сослаться на источник)

3. Выслушав друга друга, сформулируйте общие выводы по интересующей вас проблеме.

Рекомендованная литература (статьи в сборниках студент выбирает сам; возможны поиски указанных материалов в сети:

Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. Материалы Второй Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года. М.: МГУ, 2006.

Курбатов В. Перед вечером или Жизнь на полях. Псков, 2003.

Быков Д. На пустом месте. СПб., М., 2008.

XX век и русская литература Alba Regaina Philologiai М., 2002.

Онтология диалога СПб., 2002.

Семиотика скандала. Сорбонна, 2008.

Алла Латынина "А мы просо сеяли, сеяли..." // «Новый Мир» 2007, №8.

Ольга Балла Практики неочевидного: история чтения как история человека // «Новый Мир» 2007, №12

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.

институт литературных премий: история и практика

Тема: Новые имена в литературе

Задания:

Разделившись на 2 группы, выполните задания двух блоков:

I. Соберите материалы об истории литературных премий, начиная с Пушкинской премии Российской Академии наук. Когда и кем она была учреждена? Кто из известных писателей ее получал?

Подготовьте стендовую информацию о литературных премиях, изучив материалы о них в сетевых ресурсах (не менее 10)

Подумайте, как институт литературной премии может влиять и влияет ли на литературный процесс?

II. Составьте Лонг-лист и шорт лист претендентов на вашу литературную премию.

Выберите из списков произведение или автора, заслуживающего, по-вашему, звание лаурета премии.

Напишите рецензию на это произведение или этого автора для выдвижения его на премию.

Литература рекомендованная:

Воробьева Е.И. Литературные премии. Методология исследования. К постановке проблемы. // Русская литература XX-XXI веков: проблемы теории и методологии изучения. Материалы Второй Международной научной конференции 16-17 ноября 2006 года. М.: МГУ, 2006. С. 462-464.

Мария Ремизова Они идут, они уже пришли... // Октябрь 2007, №3.

Журнальный зал «Русского журнала» http://magazines.russ.ru

Наши рекомендации