Квалификация учитель русского языка и литературы
СОДЕРЖАНИЕ УМК
РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка………………………………….
РАЗДЕЛ 2. Структура учебной дисциплины …………………………………
РАЗДЕЛ 3. Содержание учебной дисциплины……. ……………………...с.
РАЗДЕЛ 4. Методические материалы и рекомендации для
преподавателя…………………………………………………………….. …. с.
РАЗДЕЛ 5. Программа самостоятельной познавательной
деятельности студентов……………………………………………………..с.
РАЗДЕЛ 6. Виды и формы контроля качества знаний и
результатов обучения………………………………………..……………….с.
РАЗДЕЛ 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…… с.
РАЗДЕЛ 8. Материально-техническое обеспечение……………с.
Приложение ……………………………………………………….с.
РАЗДЕЛ 1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература (050301 по ОКСО) |
Регистрационный номер 707 пед/сп от 31.01.2005 |
Специальность 032900 (050301 по ОКСО) - Русский язык и литература
Квалификация учитель русского языка и литературы
СОДЕРЖАНИЕ ГОС:
Русская литература ХХ в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы
Пояснительная записка
Курс завершает цикл «Истории русской литературы», в связи с чем его важной составляющей является прослеживание традиций классики и литературы первой половины XIX века в произведениях изучаемых авторов. Опора на предшествующие знания позволяет выделить развитие этих традиций и их трансформацию.
Важной задачей является и выделение возникающих в литературе тенденций, в связи с чем наряду с монографическими темами большое место занимают обзорные лекции.
Необходимость ориентации в текущем литературном материале требует систематического внимания к публикациям в «толстых журналах» и обзорам книжных новинок в текущей периодике.
Несколько большее внимание в курсе уделяется литературе авангардистской ориентации, поэтому необходима актуализация знаний о постмодернизме как одном из ведущих течений в литературе последних десятилетий XX века.
В связи с актуальностью в современной словесности массовой литературы, обращается внимание на изучение этого феномена, активизирующееся в сегодняшней науке.
В процессе курса студенты учатся анализировать художественный текст, определяя его тематическую принадлежность, выделяя проблематику, выявляя его эстетические особенности, с целью увидеть тяготение к одной из существующих эстетических систем, многообразие которых в современной культуре принципиально. Отмеченные в ходе анализа переклички между произведениями позволяют уловить трансформацию традиционных в литературе мотивов и увидеть непрерывность её развития.
Особенно важно научить студентов понимать поэтический текст, созданный как в «традиционной» эстетике, так и в модернистской и постмодернистской.
Специфической задачей курса является научить студентов ориентироваться в современной литературе, важную роль при этом играют «толстые журналы» и выступления книжных обозревателей в печатных и сетевых изданиях. Необходимый профессиональный опыт литературной критики приобретается на практических занятиях и при самостоятельной работе.
Программа соответствует государственному стандарту.
Цель дисциплины: ознакомление студентов с литературой 1970-х – 2000-х годов. Ее (литературы) изучение позволяет выстроить полную картину русского литературного процесса XX века в его историческом и типологическом аспектах.
Задачи дисциплины:
· Расширение и конкретизация знаний по истории русской литературы XX века, введение в обиход студентов-филологов новых материалов.
· Развитие навыков целостного анализа художественных произведений, принадлежащих различным эстетическим системам.
· Подготовка к критической деятельности и научным исследованиям в области изучения истории и типологии литературы.
Поставленные задачи решаются посредством формирования у студентов конкретных знаний, умений и навыков. Студент должен:
Знать
а) основные исторические факты о современной литературе;
б) основные произведения указанных авторов, в аспекте проблематики и поэтики;
в) исторический и теоретический материал, содержащийся в рекомендованной литературе;
Уметь
а) объяснять специфику современного литературного процесса;
б) различать механизмы литературного процесса последних десятилетий и предшествующих периодов;
в) составлять обзоры литературных новинок в разных форматах;
Иметь представление
а) о литературных премиях;
б) об особенностях развития русской литературы сегодня;
в) о современном состоянии изучения литературы;
Владеть навыками
а) самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками;
б) сравнительного анализа произведений;
в) исторического комментирования художественного произведения;
Воспитательное значение курса: В силу особой социальной значимости русской литературы и специфики тематики литературы второй половины ХХ в., изучение курса способствует формированию патриотических чувств, пониманию сложности отношений человека с миром и необходимости постоянного нравственного выбора, т. е. воспитывают основы нравственности.
Многообразие интерпретаций в освещении литературой исторического процесса (военная проза, лагерная проза) приучает студента к самостоятельному творческому труду; ярко выраженные познавательные интенции литературы расширяют его представления об истории и человеке.
Заостренность нравственной проблематики в произведениях литературы изучаемого периода сочетается в ней с особой поэтикой («скрытой авторской позиции», иногда «игры с читателем») что вынуждает читателя-студента к самостоятельному поиску и формирует в нем творческое отношение к литературе и жизни.
Психологическая глубина и разнообразие традиционного и авангардного романов, в силу их высокой художественной значимости способствуют развитию рефлексивных свойств личности, самопознанию студентов и вырабатыванию ими индивидуального мировоззрения.
Ясно выраженные в авангардной литературе особенности современного сознания, а также различие художественных систем способствует расширению интеллектуального кругозора студентов, воспитывает в них такие личностные свойства как терпимость, необходимость взаимопонимания между людьми, заинтересованное отношение к другому человеку.
Особое место в развитии воображения принадлежит изучению образной системы современной поэзии.
Постижение эстетической системы авангарда позволяет студенту ориентироваться в многообразии современной культуры, способствуя тем самым гармонизации человеческого опыта и индивидуального сознания студента.
Лекции и практические занятия посвящены рассмотрению основных вопросов курса.
Требования к уровню усвоения программы и формы контроля
Программный материал усвоен, если студент, помимо усвоения исторических сведений и теоретических понятий, анализирует произведения разных авторов и различного времени написания за рубежом.
Текущий контроль осуществляется на практических занятиях, при проведении письменных работ по отдельным вопросам курса, тестировании по отдельным темам, контрольных работ. Итоги подводятся по модульно-рейтинговой системе.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Его освещение требует объединения в курсе научных исследований и критической (публицистической) мысли, что определяет специфику курса, естественно носящего при обращении к современной литературе характер более литературной критики, чем научного исследования.
РАЗДЕЛ 2. Структура учебной дисциплины
Вид учебной работы | Трудоемкость (зач.ед., часы) | Семестр |
Общая трудоемкость дисциплины | 56 часов | |
Аудиторные занятия: | 28 часов | 28 часов |
Лекции | 18 часов | 18 часов |
Практические занятия | 10 часов | 10 часов |
Самостоятельная работа: | 28 часов | 28 часов |
Изучение теоретического курса (реферативный обзор литературы по теме) | ||
Решение профессиональных задач (составление критического обзора, написание рецензии) | ||
Подготовка устного выступления перед студентами | ||
Рецензирование работ школьников на конференции «Шаг в будущее»; участие с докладом в «Филологических чтениях» (дополнительный модуль) | ||
Аттестация | Экзамен (итоговая аттестация) |
РАЗДЕЛ 3. Содержание учебной дисциплины
Тематический план содержания дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Лекции (часы) | Практ.зан. (часы) | Самостоятельная работа (часы) | Формируемые компетенции |
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 1.Особенности литературы конца XX – начала XXI века: | Тема 1. Особенности литературы конца XX – начала XXI века 2ч. | Освоение теоретического материала. 2ч. | |||
Тема 2.Сосуществование в одном литературном пространстве различных эстетических систем. (Сопоставление текстов В. Астафьева и Л. Улицкой (В. Пелевина). 2 ч. | Выполнение заданий к практическому занятию №1: чтение указанных произведений, ответы на вопросы по ним. 4 ч. | ||||
Тема 3. Разнообразие эстетических систем в литературном процессе эпохи. 2ч. | Чтение художественных произведений. 1 ч. | ||||
Тема 4. Концепция человека в «новой прозе». 2ч. | Чтение художественных произведений. Систематизация теоретического материала. 1 ч. | ||||
Тема 5. Творчество Л.Петрушевской. 2ч. | Чтение художественных произведений. Освоение критических материалов. 2 ч. | ||||
Тема 6. Феномен «женской прозы». 2ч. | Чтение художественных произведений. 2ч. | ||||
Тема 7. Творчество Т. Толстой 2ч. | Чтение художественных произведений. Подготовка материалов для комментария романа «Кысь» 1ч. | ||||
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 2. Механизмы развития литературы: функционирование и бытование. | Тема 8. Тенденции развития литературы сегодня. 4ч. | Освоение теоретических понятий и сбор материалов по теме «Мифология русской литературы» 1ч. | |||
Тема 9. «Толстый журнал» как носитель литературной культуры. 2 ч. | Тема 9. «Толстый журнал» как носитель литературной культуры. 2ч. | Ознакомление с толстыми журналами, подготовка сообщений по разделам журналов. 4 ч. | |||
Тема 10. Механизмы существования литературы в новых социальных условиях: литературные премии, цензура / книжный рынок, писательские стратегии; проблемы литературной критики. 4ч. | Подготовка сообщений на мини-конференции «Механизмы современного литературного процесса» по темам (на выбор студента) 8 ч. | ||||
Новые имена в литературе | Подготовка к деловой игре: «Литературная премия» 2ч. | ||||
Итого: |
Модульный план содержания учебной дисциплины
№ п/п | Наименование модуля, срок его реализации | Перечень тем лекционного курса, входящих в модуль | Перечень практических и семинарских занятий, входящих в модуль | Перечень видов самостоятельной работы, входящих в модуль, их конкретное наполнение | Формируемые компетенции |
1. | ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 1. Особенности литературы конца XX – начала XXI века. | Тема 1. Особенности литературы конца XX – начала XXI века: историко-культурный контекст, специфика социокультурной ситуации в стране. Проблемы изучения. Тема 3. Разнообразие эстетических систем в литературном процессе эпохиТема 4. Концепция человека в «новой прозе». Характеристика «новой прозы»; отражение нового мировоззрения в поэтике. Тема 5. Творчество Л.Петрушевской: эволюция и жанровые новации. Тема 6.Феномен «женской прозы». Характеристика «женской прозы» Проблемы изучения и идентификации; гендерные исследовнания как отрасль литературоведения. Тема 7.Творчество Т. Толстой: особенности стиля. Традиции антиутопии в романе «Кысь». Публицистическая деятельность | Тема 2.Практическое занятие 1. Сосуществование в одном литературном пространстве различных эстетических систем: реализма, постмодернизма и «нового реализма»; сферы их взаимовлияния и взаимоотталкивания. Отражение новых картин мира в авторской поэтике. (Сопоставление текстов В. Астафьева и Л. Улицкой (В. Пелевина). | Освоение теоретического и критического материала. Чтение художественных произведений. Выполнение заданий к практическому занятию №1: чтение рассказов В. Астафьева «Людочка» и Л. Улицкой «Подкидыш», ответы на вопросы по ним. Подготовка материалов для комментария романа «Кысь» | В области педагогической деятельности: - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении профессиональных задач; - владеет основами речевой профессиональной культуры; - способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; - способен реализовывать учебную программу курса в различных образовательных учреждениях; - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; - способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; в области культурно-просветительской деятельности: - умеет разрабатывать и культурно-просветительские реализовывать программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; - способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности |
2. | ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 2. Механизмы развития литературы: функционирование и бытование. | Тема 8.Мифология русской литературы; кризис литературоцентризма; элитарная и массовая литература; рождение русского фэнтэзи. Тема 9.Современный «толстый журнал» как носитель литературной культуры; история и национальная специфичность феномена «толстого журнала»; композиция журналов, критерии их различия (адресность, идеологическая база). | Тема 9.Практическое занятие 2.Современный «толстый журнал» Тема 10. Практические занятия 3, 4 Существование литературы сегодня и проблемы ее бытования. Тема 11.Новые имена в литературе.Практическое занятие 5. Деловая игра «Литературная премия. | Освоение теоретических понятий и сбор материалов по теме «Мифология русской литературы» Ознакомление с толстыми журналами, подготовка сообщений по разделам журналов. Подготовка сообщений на мини-конференции «Механизмы современного литературного процесса» по темам (на выбор студента) Подготовка к деловой игре: «Литературная премия» | |
Доктор филологических наук,
Доцент кафедры литературы
Удовлетворительно»
Хорошо»
Отлично»
Дополнительные требования для студентов, отсутствующих на занятиях по уважительной причине:обязательное выполнение заданий к практическим занятиям в письменном виде.
СОДЕРЖАНИЕ УМК
РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка………………………………….
РАЗДЕЛ 2. Структура учебной дисциплины …………………………………
РАЗДЕЛ 3. Содержание учебной дисциплины……. ……………………...с.
РАЗДЕЛ 4. Методические материалы и рекомендации для
преподавателя…………………………………………………………….. …. с.
РАЗДЕЛ 5. Программа самостоятельной познавательной
деятельности студентов……………………………………………………..с.
РАЗДЕЛ 6. Виды и формы контроля качества знаний и
результатов обучения………………………………………..……………….с.
РАЗДЕЛ 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины…… с.
РАЗДЕЛ 8. Материально-техническое обеспечение……………с.
Приложение ……………………………………………………….с.
РАЗДЕЛ 1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом Высшего профессионального образования по специальности 032900 Русский язык и литература (050301 по ОКСО) |
Регистрационный номер 707 пед/сп от 31.01.2005 |
Специальность 032900 (050301 по ОКСО) - Русский язык и литература
квалификация учитель русского языка и литературы
СОДЕРЖАНИЕ ГОС:
Русская литература ХХ в.: периодизация; социально-культурные, идеологические и типологические черты эволюции литературы, формирование новой эстетики, художественные открытия. Проблема художественных методов. Стилевые направления. Особенности поэтики. Творчество крупнейших писателей, анализ основных произведений. Проблема индивидуального художественного стиля. Взаимодействие русской и всемирной литературы
Пояснительная записка
Курс завершает цикл «Истории русской литературы», в связи с чем его важной составляющей является прослеживание традиций классики и литературы первой половины XIX века в произведениях изучаемых авторов. Опора на предшествующие знания позволяет выделить развитие этих традиций и их трансформацию.
Важной задачей является и выделение возникающих в литературе тенденций, в связи с чем наряду с монографическими темами большое место занимают обзорные лекции.
Необходимость ориентации в текущем литературном материале требует систематического внимания к публикациям в «толстых журналах» и обзорам книжных новинок в текущей периодике.
Несколько большее внимание в курсе уделяется литературе авангардистской ориентации, поэтому необходима актуализация знаний о постмодернизме как одном из ведущих течений в литературе последних десятилетий XX века.
В связи с актуальностью в современной словесности массовой литературы, обращается внимание на изучение этого феномена, активизирующееся в сегодняшней науке.
В процессе курса студенты учатся анализировать художественный текст, определяя его тематическую принадлежность, выделяя проблематику, выявляя его эстетические особенности, с целью увидеть тяготение к одной из существующих эстетических систем, многообразие которых в современной культуре принципиально. Отмеченные в ходе анализа переклички между произведениями позволяют уловить трансформацию традиционных в литературе мотивов и увидеть непрерывность её развития.
Особенно важно научить студентов понимать поэтический текст, созданный как в «традиционной» эстетике, так и в модернистской и постмодернистской.
Специфической задачей курса является научить студентов ориентироваться в современной литературе, важную роль при этом играют «толстые журналы» и выступления книжных обозревателей в печатных и сетевых изданиях. Необходимый профессиональный опыт литературной критики приобретается на практических занятиях и при самостоятельной работе.
Программа соответствует государственному стандарту.
Цель дисциплины: ознакомление студентов с литературой 1970-х – 2000-х годов. Ее (литературы) изучение позволяет выстроить полную картину русского литературного процесса XX века в его историческом и типологическом аспектах.
Задачи дисциплины:
· Расширение и конкретизация знаний по истории русской литературы XX века, введение в обиход студентов-филологов новых материалов.
· Развитие навыков целостного анализа художественных произведений, принадлежащих различным эстетическим системам.
· Подготовка к критической деятельности и научным исследованиям в области изучения истории и типологии литературы.
Поставленные задачи решаются посредством формирования у студентов конкретных знаний, умений и навыков. Студент должен:
Знать
а) основные исторические факты о современной литературе;
б) основные произведения указанных авторов, в аспекте проблематики и поэтики;
в) исторический и теоретический материал, содержащийся в рекомендованной литературе;
Уметь
а) объяснять специфику современного литературного процесса;
б) различать механизмы литературного процесса последних десятилетий и предшествующих периодов;
в) составлять обзоры литературных новинок в разных форматах;
Иметь представление
а) о литературных премиях;
б) об особенностях развития русской литературы сегодня;
в) о современном состоянии изучения литературы;
Владеть навыками
а) самостоятельной работы с рекомендуемыми источниками;
б) сравнительного анализа произведений;
в) исторического комментирования художественного произведения;
Воспитательное значение курса: В силу особой социальной значимости русской литературы и специфики тематики литературы второй половины ХХ в., изучение курса способствует формированию патриотических чувств, пониманию сложности отношений человека с миром и необходимости постоянного нравственного выбора, т. е. воспитывают основы нравственности.
Многообразие интерпретаций в освещении литературой исторического процесса (военная проза, лагерная проза) приучает студента к самостоятельному творческому труду; ярко выраженные познавательные интенции литературы расширяют его представления об истории и человеке.
Заостренность нравственной проблематики в произведениях литературы изучаемого периода сочетается в ней с особой поэтикой («скрытой авторской позиции», иногда «игры с читателем») что вынуждает читателя-студента к самостоятельному поиску и формирует в нем творческое отношение к литературе и жизни.
Психологическая глубина и разнообразие традиционного и авангардного романов, в силу их высокой художественной значимости способствуют развитию рефлексивных свойств личности, самопознанию студентов и вырабатыванию ими индивидуального мировоззрения.
Ясно выраженные в авангардной литературе особенности современного сознания, а также различие художественных систем способствует расширению интеллектуального кругозора студентов, воспитывает в них такие личностные свойства как терпимость, необходимость взаимопонимания между людьми, заинтересованное отношение к другому человеку.
Особое место в развитии воображения принадлежит изучению образной системы современной поэзии.
Постижение эстетической системы авангарда позволяет студенту ориентироваться в многообразии современной культуры, способствуя тем самым гармонизации человеческого опыта и индивидуального сознания студента.
Лекции и практические занятия посвящены рассмотрению основных вопросов курса.
Требования к уровню усвоения программы и формы контроля
Программный материал усвоен, если студент, помимо усвоения исторических сведений и теоретических понятий, анализирует произведения разных авторов и различного времени написания за рубежом.
Текущий контроль осуществляется на практических занятиях, при проведении письменных работ по отдельным вопросам курса, тестировании по отдельным темам, контрольных работ. Итоги подводятся по модульно-рейтинговой системе.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала
Его освещение требует объединения в курсе научных исследований и критической (публицистической) мысли, что определяет специфику курса, естественно носящего при обращении к современной литературе характер более литературной критики, чем научного исследования.
РАЗДЕЛ 2. Структура учебной дисциплины
Вид учебной работы | Трудоемкость (зач.ед., часы) | Семестр |
Общая трудоемкость дисциплины | 56 часов | |
Аудиторные занятия: | 28 часов | 28 часов |
Лекции | 18 часов | 18 часов |
Практические занятия | 10 часов | 10 часов |
Самостоятельная работа: | 28 часов | 28 часов |
Изучение теоретического курса (реферативный обзор литературы по теме) | ||
Решение профессиональных задач (составление критического обзора, написание рецензии) | ||
Подготовка устного выступления перед студентами | ||
Рецензирование работ школьников на конференции «Шаг в будущее»; участие с докладом в «Филологических чтениях» (дополнительный модуль) | ||
Аттестация | Экзамен (итоговая аттестация) |
РАЗДЕЛ 3. Содержание учебной дисциплины
Тематический план содержания дисциплины
№ п/п | Раздел дисциплины | Лекции (часы) | Практ.зан. (часы) | Самостоятельная работа (часы) | Формируемые компетенции |
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 1.Особенности литературы конца XX – начала XXI века: | Тема 1. Особенности литературы конца XX – начала XXI века 2ч. | Освоение теоретического материала. 2ч. | |||
Тема 2.Сосуществование в одном литературном пространстве различных эстетических систем. (Сопоставление текстов В. Астафьева и Л. Улицкой (В. Пелевина). 2 ч. | Выполнение заданий к практическому занятию №1: чтение указанных произведений, ответы на вопросы по ним. 4 ч. | ||||
Тема 3. Разнообразие эстетических систем в литературном процессе эпохи. 2ч. | Чтение художественных произведений. 1 ч. | ||||
Тема 4. Концепция человека в «новой прозе». 2ч. | Чтение художественных произведений. Систематизация теоретического материала. 1 ч. | ||||
Тема 5. Творчество Л.Петрушевской. 2ч. | Чтение художественных произведений. Освоение критических материалов. 2 ч. | ||||
Тема 6. Феномен «женской прозы». 2ч. | Чтение художественных произведений. 2ч. | ||||
Тема 7. Творчество Т. Толстой 2ч. | Чтение художественных произведений. Подготовка материалов для комментария романа «Кысь» 1ч. | ||||
ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 2. Механизмы развития литературы: функционирование и бытование. | Тема 8. Тенденции развития литературы сегодня. 4ч. | Освоение теоретических понятий и сбор материалов по теме «Мифология русской литературы» 1ч. | |||
Тема 9. «Толстый журнал» как носитель литературной культуры. 2 ч. | Тема 9. «Толстый журнал» как носитель литературной культуры. 2ч. | Ознакомление с толстыми журналами, подготовка сообщений по разделам журналов. 4 ч. | |||
Тема 10. Механизмы существования литературы в новых социальных условиях: литературные премии, цензура / книжный рынок, писательские стратегии; проблемы литературной критики. 4ч. | Подготовка сообщений на мини-конференции «Механизмы современного литературного процесса» по темам (на выбор студента) 8 ч. | ||||
Новые имена в литературе | Подготовка к деловой игре: «Литературная премия» 2ч. | ||||
Итого: |
Модульный план содержания учебной дисциплины
№ п/п | Наименование модуля, срок его реализации | Перечень тем лекционного курса, входящих в модуль | Перечень практических и семинарских занятий, входящих в модуль | Перечень видов самостоятельной работы, входящих в модуль, их конкретное наполнение | Формируемые компетенции |
1. | ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 1. Особенности литературы конца XX – начала XXI века. | Тема 1. Особенности литературы конца XX – начала XXI века: историко-культурный контекст, специфика социокультурной ситуации в стране. Проблемы изучения. Тема 3. Разнообразие эстетических систем в литературном процессе эпохиТема 4. Концепция человека в «новой прозе». Характеристика «новой прозы»; отражение нового мировоззрения в поэтике. Тема 5. Творчество Л.Петрушевской: эволюция и жанровые новации. Тема 6.Феномен «женской прозы». Характеристика «женской прозы» Проблемы изучения и идентификации; гендерные исследовнания как отрасль литературоведения. Тема 7.Творчество Т. Толстой: особенности стиля. Традиции антиутопии в романе «Кысь». Публицистическая деятельность | Тема 2.Практическое занятие 1. Сосуществование в одном литературном пространстве различных эстетических систем: реализма, постмодернизма и «нового реализма»; сферы их взаимовлияния и взаимоотталкивания. Отражение новых картин мира в авторской поэтике. (Сопоставление текстов В. Астафьева и Л. Улицкой (В. Пелевина). | Освоение теоретического и критического материала. Чтение художественных произведений. Выполнение заданий к практическому занятию №1: чтение рассказов В. Астафьева «Людочка» и Л. Улицкой «Подкидыш», ответы на вопросы по ним. Подготовка материалов для комментария романа «Кысь» | В области педагогической деятельности: - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к выполнению профессиональной деятельности; - способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при решении профессиональных задач; - владеет основами речевой профессиональной культуры; - способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности; - способен реализовывать учебную программу курса в различных образовательных учреждениях; - готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения; - способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; в области культурно-просветительской деятельности: - умеет разрабатывать и культурно-просветительские реализовывать программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; - способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности |
2. | ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ 2. Механизмы развития литературы: функционирование и бытование. | Тема 8.Мифология русской литературы; кризис литературоцентризма; элитарная и массовая литература; рождение русского фэнтэзи. Тема 9.Современный «толстый журнал» как носитель литературной культуры; история и национальная специфичность феномена «толстого журнала»; композиция журналов, критерии их различия (адресность, идеологическая база). | Тема 9.Практическое занятие 2.Современный «толстый журнал» Тема 10. Практические занятия 3, 4 Существование литературы сегодня и проблемы ее бытования. Тема 11.Новые имена в литературе.Практическое занятие 5. Деловая игра «Литературная премия. | Освоение теоретических понятий и сбор материалов по теме «Мифология русской литературы» Ознакомление с толстыми журналами, подготовка сообщений по разделам журналов. Подготовка сообщений на мини-конференции «Механизмы современного литературного процесса» по темам (на выбор студента) Подготовка к деловой игре: «Литературная премия» | |