Раздел III. Третья греть XIX века

3.1. Литературный процесс 1870-1880-х гг. Повесть Ф. М. Достоевского «Двойник» - 3.2. Романное творчество Ф. М. Достоевского - 3.3. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина - 3.4. Творчество Л. Н. Толстого - 3.5. Творчество А. П. Чехова. Рассказы и повести. Драма­тические произведения - Итого по разделу Всего

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА»

Раздел I. Первая треть XIX века

Общие цели раздела. Создать представление о литературном процессе как об особой художественной системе, а также о закономерностях развитии русской литературы начала XIX века. Развить представление о стадиальнос­ти литературного развития. Дать представление о романтизме как о лите­ратурном направлении и об особенностях существования романтической эстетики на русской почве. Рассмотреть творчество отдельных писателей во взаимосвязи с понятием романтизма, а также с попытками его преодоления. Развить навыки литературоведческого анализа произведений.

Тема 1.1. Русский романтизм. Творчество В. А. Жуковского

Учебные задачи. Развитие представлений о романтизме как о твор­ческом методе. Освоение понятия «литературный процесс», «литера­турное направление». Выявление специфики литературы начала XIX века. Знакомство с жанровыми характеристиками элегии и баллады.

Романтизм как литературное направление. Закономерности возник­новения, связь с сентиментализмом. Особенности возникновения и суще­ствования романтической эстетической системы в России. Романтизм и общественно-историческая ситуация в Западной Европе и России. Основные ценностные предпочтения романтического мировосприятия. Романтиче­ская концепция реальности. Романтическое искусство как «уход внутренней жизни в себя» (Гегель). Особенности героя: ориентация на неповторимое и индивидуально-ценностное в человеке. Три периода в развитии русского романтизма.

Преломление романтической эстетики в творчестве В. А. Жуковского. Особенности жанра элегии. Баллада как один из ведущих лирических жан­ров эпохи романтизма. Повествовательный характер баллады. Отражение романтических ценностей в балладах Жуковского. Классификации бал­лад по хронологии, тематике, типу сюжета. Особенности художественного мира баллады.

Тема 1.2. Творчество А. С. Пушкина. Лирика А. С. Пушкина

Учебные задачи. Попытка определения места поэтического творче­ства
А. С. Пушкина в литературном процессе начала века. Выявление основ­ных особенностей лирики поэта. Проследить эволюцию образной системы в поэзии А. С. Пушкина.

Основные этапы поэтического творчества А. С. Пушкина: лицейский период; петербургский период; период ссылки; «последекабрьская» лирика. Отражение романтической эстетики и ее преодоление. Мифологема Музы в поэтической системе
А. С. Пушкина. Миф о рождении Поэта. Соотношение поэзии и прозы в литературном творчестве А. С. Пушкина.

Тема 1.3. Романтические поэмы А. С. Пушкина

Учебные задачи. Формирование представлений о романтических тенденциях в творчестве А. С. Пушкина. Знакомство с особенностями творчества в период 1820—1824-х гг.

Развитие пушкинского лиро-эпоса. «Южные» поэмы Пушкина как явление романтизма («Бахчисарайский фонтан», «Цыганы»). Специфика романтической поэмы. Признаки романтического конфликта. Романтиче­ский герой.

Тема 1.4. Драматургия А. С. Пушкина

Учебные задачи. Знакомство со спецификой драматургии начала XIX века. Формирование представлений об особенностях драматургии А. С. Пуш­кина. Роль драматических произведений А. С. Пушкина в развитии русской классической литературы.

История создания трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов». Истори­ческие хроники Шекспира как вероятный праисточник исторической драма­тургии 20-х гг. XIX века. Влияние исторической драмы эпохи классицизма (Корнель, Расин, Сумароков). Нарушение эстетических принципов класси­ческой трагедии в «Борисе Годунове». Особенности драматической компози­ции. Понятие внешнего и внутреннего конфликта. Борис Годунов как траги­ческий герой. Реализация роли в монологах. Роль ремарок в произведении.

Бродячие сюжеты как основа событийной схемы в «Маленьких траге­диях»
А. С. Пушкина. Разрушение норм театра XVIII столетия. Специфика конфликта в «Маленьких трагедиях». Установка на психологизм. «Малень­кие трагедии»
А. С. Пушкина как цикл произведений: сквозные мотивы, по­вторяющиеся образы. Художественное отображение соответствующей кар­тины мира в каждом из произведений.

Тема 1.5. Проза А. С. Пушкина

Учебные задачи.Развитие представлений о Пушкине-прозаике. Осо­знание соотношения поэзии и прозы в творчестве А. С. Пушкина.

Особенности создания «Повестей Белкина» А. С. Пушкина. «Повести Белкина» как преддверие русского реалистического романа. Образы провин­циальной жизни.
И. П. Белкин - вымышленный персонаж А. С. Пушкина. Его место и роль в цикле повестей. Использование литературных традиций XVIII - начала XIX века в каждой из повестей. Значение иронии в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина.

Тема 1.6. Творчество М. Ю. Лермонтова. Лирика.

Драма «Маскарад»

Учебные задачи.Осмысление творчества М. Ю. Лермонтова в кон­тексте развития русской литературы XIX века. Выявление романтических тенденций в творчестве М. Ю. Лермонтова.

Этапы творчества: творческая эволюция и преемственность. Лирика М. Ю. Лермонтова. Тематическая классификация лирических произведений. «Внутренний» характер лирики М. Ю. Лермонтова.

Драма «Маскарад» в контексте литературного движения начала XIX века. Романтические тенденции в «Маскараде». «Литературность» дра­мы М. Ю. Лермонтова. Система персонажей. Традиционность главного героя драмы для творчества М. Ю. Лермонтова. Романтический конфликт как дра­матическая основа «Маскарада». Роль образов бала, маски, карточной игры.

Тема 1.7. Русская литература 1830-х годов.

Творчество Н. В. Гоголя

Учебные задачи. Дать представление о специфике русской литерату­ры в 30-е гг. XIX века. Сформировать основу для изучения второй трети XIX века. Определение особенностей творчества Н. В. Гоголя.

Особенности литературного движения 1830-х гг. Развитие русской философской лирики, лирики «массового романтизма». Формиро­вание новых типов лирического героя: герой-бунтарь и герой рефлектиру­ющего сознания. Изменение жанровых приоритетов: популярность поэмы, повести. Процесс демократизации литературы. Постепенный переход к реалистическому методу изображения как основная черта литературной ситуации 1830-х гг.

Значение творчества Н. В. Гоголя в историко-литературном процессе 1830-х гг. Общее представление о творчестве Н. В. Гоголя. Роль Н. В. Гого­ля в формировании «гоголевского направления», идущего на смену «пуш­кинскому направлению». Понятие «натуральной школы». Цикл повестей Н. В. Гоголя «Петербургские повести». Образ Петербурга как символ сю­жетного единства повестей. Соотношение искусства и действительности в каждой из повестей. Особенности фантастики у Гоголя (Ю. В. Манн). Соотношение романтических и реалистических тенденций в «Петербург­ских повестях» Н. В. Гоголя.

Наши рекомендации