Общая характеристика детской литературы ХІХ века
Вторая половина девятнадцатого века оказалась необыкновенно плодотворной для русской культуры и, в частности, для детской литературы, которая отражала общие тенденции культурного развития.
Однако особенности усвоения знаний ребенком и сама форма восприятия информации его сознанием делали актуальными вполне конкретные,определенные литературные и фольклорные жанры. Это были стихи, сказки, потешки, загадки, басни, поговорки, скороговорки, пословицы, были,рассказы, анекдоты, притчи, былины, повести, малые лирические жанры.
Авторы литературных сказок в середине XIX века во многом ориентируются на традиции реалистического рассказа (сказки В.М. Гаршина) исказочных сатирических жанров (сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина).
В середине XIX века особой популярностью пользовались жанры повести, приключенческой и детективной, путешествия; востребованы былии научно-фантастические сочинения. Интенсивно развивалась научно-познавательная литература: печатались и переиздавались адаптированныедля детей переводные книги Брема и Дарвина.
Многие книги знакомили юных читателей с родной природой. В них вдоступной форме излагались законы ее развития ("О земле и тварях, на нейживущих" Е. Бекетовой), предлагались своеобразные зарисовки – наблюдения ("На досуге — этюды естествознания" А. Острогорского).
Окружающий мир представал не только в видовом, но и в пространственном разнообразии. В этом отношении большую ценность представлялисозданные в 50-60-х годах сборники очерков о путешествиях: «"Фрегат"Паллада"» И.А. Гончарова, «"Корабль "Ретвизан"» Д.В. Григоровича. Успехом пользовались сочинения А. Разина "Путешествие по разным странам мира" (1860) и "Открытие Камчатки, Америки и Алеутских островов"(1860). В этих книгах, отрывки из которых печатались в детских журналах,органично сочетались обширный материал, тонкие наблюдения, красочность изображения и увлекательность повествования.
Особую группу составляли сборники, предназначенные для детей разных возрастных групп с учетом половых отличий – книги для мальчиков,книги для девочек, например, "Беседы с детьми" А. Пчельниковой (1859),"Дневник девочки" С. Буткевич (1862, предисловие И.С. Тургенева).
Книги и статьи на исторические темы являлись одним из очень важныхразделов научно-популярной литературы для детей и юношества. И в этойобласти работали действительно выдающиеся ученые. В частности, известный историк С. М. Соловьев опубликовал в журнале "Новая библиотека для воспитания" "Русскую летопись для первоначального чтения" (онавышла отдельной книгой в 1866 г.). Здесь же следует назвать статьи историка Н. Костомарова "Появление первого самозванца" (1866) и "Вечевоеустройство" (1865), "Рассказы из русской истории" (1862) известного педагога В. Водовозова.
К середине XIX века прочно вошли в детское чтение произведения И.А.Крылова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, и в последующиедесятилетия почти каждый крупный русский писатель, так или иначе, принимал участие в дальнейшем развитии литературы для детей. С одной стороны, это были произведения, специально им адресованные: "ГенералТоптыгин", "Дед Мазай и зайцы" Н.А. Некрасова; "Русские книги для чтения" Л. Н. Толстого. С другой - книги, написанные для взрослых, оказывались понятными и интересными маленькому читателю.
Одним из наиболее интересных жанров, вошедших в детское чтение,была повесть о детстве. Ребенок, с его первыми впечатлениями, столкновения детского и взрослого восприятия мира становятся центральными темами таких произведений. Публикуются сочинения о детстве Л.Н. Толстого (трилогия "Детство. Отрочество. Юность"), С.Т. Аксакова ("Детские годы Багорова-внука"), Н.Г. Гарина-Михайловского ("Детство Темы"), В.Г.Короленко ("В дурном обществе"), А.П. Чехова (повесть "Степь" рассказы"Ванька", "Спать хочется" и др.), А.И. Куприна ("Белый пудель").
В круг детского чтения во второй половине XIX века входят произведения Ф. М. Достоевского. В хрестоматии для детей включаются отрывки изроманов и повестей писателя - "Неточки Незвановой", "Униженных и оскорбленных", "Преступления и наказания", "Подростка", "Братьев Карамазовых". Фрагменты "Дневника писателя" - "Мальчик у Христа на елке","Мальчик с ручкой" - тоже посвящены детям и неизменно входили в кругих чтения: они были понятны и близки маленьким читателям, прежде всего, потому, что в них автор опирался на традиции "рождественского рассказа", и более широко - "святочной словесности".
Появление термина "святочный рассказ" было связано с публикацией"Святочных рассказов" Н.А. Полевого в декабрьском номере журнала"Московский телеграф" за 1826 год. Несколько десятилетий спустя подобные произведения, ставшие популярными, публиковались регулярно впервых и последних годовых выпусках журналов и в последних декабрьских и первых январских номерах газет.
Такие рассказы были календарно приурочены к святкам, которые считались главным праздником годового цикла.
К изображению "святочного действа" обращаются многие писатели,святочные рассказы печатаются в журналах. Так, в "Современнике" публикуются очерки И. Панаева, в журнале "Москвитянин" - рассказы Д. Григоровича. К "святочной теме" обращается и Л. Толстой: в 1853 году им былазадумана повесть "Святая ночь", а в романе "Война и мир" идет рассказ святках в доме Ростовых.
Гораздо более распространенными в детской литературе были рождественские рассказы, которые, появившись совсем не в качестве детскогочтения, существовали параллельно со святочной словесностью, однако ихпедагогический потенциал был востребован литературой для детей.