II. Тест «Композиция художественного текста»
1.Основная часть сюжета, в которой происходит движение конфликта, его разрастание, называется:
А. Завязка;
Б. Развитие действия;
В. Кульминация.
2.Предварение – это:
А. Внесюжетный элемент для лучшего понимания грядущих событий с помощью тех или иных близких по внутреннему смыслу эпизодов;
Б. Изображение жизни персонажей в период, непосредственно предшествующий завязке;
В. Сообщение о прошлом персонажей, объяснение формирования характеров действующих лиц.
3.Назовите произведение с «зеркальной» композицией:
А. «Муму» И.Тургенева;
Б. «Мцыри» М.Лермонтова;
В. «Евгений Онегин» А.Пушкина.
4. Композиция с преобладанием причинно–следственных отношений между сюжетными линиями называется
А. Многоплановой;
Б. Хроникальной;
В. Концентрической.
5. Укажите признак, не характерный для цепного вида связи предложений в тексте:
А. Повтор ключевого слова;
Б. Замена слова синонимичным оборотом;
В. Одинаковый порядок слов в предложениях.
6. Рема – это
А. Главный смысловой центр сообщения, то, что сообщается; новая информация, ради которой это сообщение создано;
Б. Исходный пункт сообщения, то, что известно собеседнику или предлагается ему как нечто данное;
В. Сфера, где становится ясной авторская система ценностей.
7. Часть абзаца, составляющая наиболее важное его содержание, называется
А. Комментирующая часть;
Б. Абзацный зачин;
В. Микротема.
8. Определите тип текста: «Война и мир» - эпос нового времени потому, что сам взгляд художника на людей лишен античной высокой бесстрастности. Его объективное изображение то глубоко уходит в психологию, то окрашивается в тона сдержанной иронии. Картина как бы «подсвечена» авторским отношением, ненавязчивым, но ровно разлитым на полотне, так что ни на мгновение не разрушается иллюзия самостоятельного существования лиц». (В.Лакшин).
А. Повествование;
Б. Описание;
В. Рассуждение.
I.Тест «Художественная речь» (с ответами)
1.Какой художественный прием отсутствует в следующем тексте:
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне;
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосводе.
А) реминисценция;
Б) зевгма;
В) тавтология;
Г) сравнение;
Д) метафора.
2. Синтаксическая фигура, основанная на сочетании слов-антонимов, контрастных картин, образов, ситуаций, называется
А) оксюморон;
Б) антитеза;
В) каламбур.
3. В основе какого отрывка лежит синекдоха:
А) Мы все глядим в Наполеоны.
Б) Белинского с базара несет.
В) Мальчик-с пальчик.
4. В каком определении речь идет о градации:
А) Синтаксическая фигура, в которой каждое последующее слово усиливает смысловое и эмоциональное значение предыдущего;
Б) Художественный троп, основанный на преувеличении;
В) фигура речи, состоящая в нарушении принципа увеличения важности компонентов перечислительного ряда.
5. Какой художественный прием используется в последней строке пушкинского четверостишия:
С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И презирая лень и негу,
Кричим: пошел!.........
А) перифраз;
Б) эвфемизм;
В) апосиопеза.
6. Какой вид звуковых повторов организует следующий отрывок:
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
Чуждый чистым чарам счастья… (К. Бальмонт)
А) аллитерация;
Б) ассонанс;
В) диссонанс;
Г) звукопродражание.
7. Повтор конечных слов в стихотворных строках называется:
А) анафора;
Б) эпифора;
В) стык;
Г) хиазм.
8. В каком отрывке встречается жаргонизм:
А) Ну, что ваш батюшка? Все Английского клоба
Старинный верный член до гроба? (А. Грибоедов)
Б) Не страшно, что похож на битла
Уже седеющий пиит –
Беда, что слишком деловит он,
Локтями друга оттеснит. (Ю. Друнина)
В) «Так разве пойти к Ивану Кузьмичу, да донести ему, по долгу службы, что в фортеции умышляется злодействие, противное казенному интересу». (А. Пушкин).
9. Найдите сравнение:
А) « По тому, например, как они вместе варили кофе, и по тому, как они понимали друг друга с полуслова, я мог заключить, что живут они мирно…» (А. Чехов).
Б) О, как мне больно у моря ночью:
Есть где-то счастье, но путь далек. (К. Бальмонт).
В) …посмотрит – рублем подарит. (Н. Некрасов)
10. Что не является формой реминисценции:
А) отсылки к мифологическим текстам.
Б) простые упоминания произведений и их авторов.
В) последовательное и целенаправленное воспроизведение существенных черт стиля писателя.